Автор Тема: Хитрый "штакетник"  (Прочитано 4857 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2111
  • Репутация: +72/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
Хитрый "штакетник"
« : 12 Ноября 2014, 01:02:28 »
  К вопросу о крестах, камуфляже и.т.п. на немецкой технике времен Второй Мировой.
Публикую с разрешения автора - Алексея aka artvaggon, его исследование с форума "единичников и садоводов"(forum.spur-1-russia.com)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Погулял" по разным ресурсам стендовиков и железнодорожников-"милитаристов" и в который раз обратил внимание, что любители "перекраса" локов в камуфляж (и не только "любители", но и вполне "взрослые" производители) мягко говоря, занимаются чистой фантазией. Поскольку немцы всегда были педантами, то они не допускали никакой анархии и в маскировке своего подвижного состава. Были, конечно, исключения из правил, но очень и очень редко.

Какой же был камуфляж на ПС во время Второй мировой войны? Для начала надо отделить "мух от котлет". То есть, ПС эксплуатировало не только DRG, но и Вермахт. ПС Вермахта не состоял в инвентаре DRG, и там обслуживание шло по своим правилам, в том числе и маскировка. Что было в инвентаре Вермахта? Тепловозы для буксировки ж/д орудий, собственно, сами ж/д орудия, бронепоезда, бронедрезины, штабные мотрисы, и небольшой вагонный парк. Маскировали это хозяйство так же, как и бронетехнику и автотранспорт. Например, вот так:



Что касается DRG, то до конца 1942 года подвижной состав вообще не маскировался. Паровозы были черно-красные, а вагоны коричневые (грузовые) и зеленые (пассажирские). С конца 1942 года стали появляться новые "военные" паровозы KDL-1 (BR52), а летом 1943 года KDL-3 (BR42). На эти паровозы был утвержден единый стандарт маскировки - темно-серый цвет RAL-7021. Этот же стандарт маскировки применялся и на паровозы UK (переходные военные) - это BR50UK, BR44UK и BR86UK. Исключительно темно-серый цвет, который наносился непосредственно на заводе. Иногда на эти локомотивы добавляли белые сигнальные полосы в местных депо:



На все "военные" паровозы и паровозы UK на заводах сразу устанавливали светомаскировочные буферные фонари:



...а вот свастики и адлеров на будках рисовали только в пропагандистских целях - это не было стандартом для "военных" паровозов, в отличие от паровозов довоенной постройки...

Еще очень интересный момент - практически до конца войны на Восточном фронте весь ПС DRG так и оставался темно-серым, без каких-либо дополнительных мер по маскировке. А на Западном? До 1944 года DRG не испытывала особых проблем с безопасностью движения как в самой Германии, так и в странах-сателлитах. Однако после операции союзников под кодовым названием "Большая неделя" люфтваффе и ПВО Третьего Рейха понесли большие потери. Железная дорога сразу стала уязвимой, и DRG пришлось принимать срочные меры по обеспечению безопасности ПС и маршрутов. Одной из мер стала кампания по нанесению камуфляжа. Поскольку стандарта не существовало, железнодорожники позаимствовали "узоры" зимней маскировки Вермахта - хаотичные линии и "завитушки" белилами. Но для железной дороги эта маскировка оказалась неэффективной, особенно по весне:



DRG подвергалась постоянной атаке авиацией союзников, поэтому немецкие железнодорожники стали решать проблему кардинально. Для создания нового стандарта маскировки DRG пригласило специалистов люфтваффе. Разработка нового камуфляжа проводилась в Мюнхене. В итоге на свет появился, так называемый, "Formatplan III", который в обиходе прозвали "штакетником"...



Этот "штакетник" делал локомотив, практически" невидимым для авиации. Мозаичная текстура "растворяла" очертания локомотива в окружающей среде...



Получив положительные результаты, DRG распорядилось перекрасить все локомотивы согласно новому стандарту. Однако в конце 1944-го и в начале 1945 года военные события развивались так стремительно, что немцы так и не смогли выполнить данную задачу. Было перекрашено не более десятка паровозов, среди которых 39, 52, 78, 97 и 05 и несколько электровозов.


Самый известный паровоз в маскировке "штакетник" - это BR05 003. В 1944 году этот лок прошел модернизацию и был окрашен в фотографическую ливрею.  А в феврале 1945 года его перекрасили в "штакетник".





Оффлайн 385

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3891
  • Репутация: +193/-0
  • Откуда: Москва
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #1 : 12 Ноября 2014, 01:43:04 »
Максим, все верно, жаль инфрмации маловато. А на их форума без дойча делать нечего.

Оффлайн malamut69

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 905
  • Репутация: +44/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Cанкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #2 : 12 Ноября 2014, 08:26:54 »
Максим,спасибо за информацию.

Оффлайн vnefedov

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1030
  • Репутация: +54/-4
  • Откуда: Москва
  • Имя: Вячеслав
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #3 : 12 Ноября 2014, 09:11:07 »
"штакетник"
Странное какое-то название. Штакетник (как я знаю) - это деревенский забор. Что-то эта окраска на забор совсем непохожа  :)
Только N - DCC и аналог (редкие модели для себя переделываю в DCC)
Выбросите в помойку все остальные форматы - N-ка не заменима!!! ПРОВЕРЕНО!!!

Оффлайн konstantin 1978

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2747
  • Репутация: +242/-10
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: город-герой Москва
  • Имя: Константин
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #4 : 12 Ноября 2014, 10:30:15 »
Я тоже в первые слышу про название "штакетник"... И особенно интересно, что же все таки скрывается под "Formatplan III"...
Забил "Formatplan III" в немецком Google, в надежде получить побольше инфы, но результат нулевой... Ни одного совпадения (даже ничего похожего), и ни одной картинки. А ведь по логике должны были быть еще "Formatplan I" и "Formatplan  II"... Наш коллега artvaggon ничего не перепутал?
Максим, все верно, жаль инфрмации маловато. А на их форума без дойча делать нечего.
Алекс, здесь и с дойчем похоже делать нечего... Да и само слово "Formatplan"  вызывает большие сомнения. Или это не по-немецки?

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14321
  • Репутация: +249/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #5 : 12 Ноября 2014, 10:49:26 »
Странное какое-то название. Штакетник (как я знаю) - это деревенский забор.
А мне кажется, это как раз примерно так бы выглядел бы паровоз, если на него упадет тень от забора. И в плане маскировки этот метод сильно какбы "разбивает" форму, издали не очень понятно, что ты видишь.
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://www.facebook.com/groups/426757500801829/
https://www.facebook.com/AtticdePapa

Оффлайн konstantin 1978

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2747
  • Репутация: +242/-10
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: город-герой Москва
  • Имя: Константин
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #6 : 12 Ноября 2014, 11:01:18 »
Видимо под выражением "Formatplan III" подразумевается то, что у немцев зовется "Tarnmuster III" (весна/лето)...

Оффлайн Vatato

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2771
  • Репутация: +52/-0
  • улыбайтесь, это всех раздражает...
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Brooklyn, NY USA
  • Имя: Вахтанг
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #7 : 12 Ноября 2014, 15:37:29 »
один из вариантов камуфляжа. локомотив находится в музее города Синшеим (Sinsheim) в германии

http://www.history-of-germany.com/research/sinsheim/images/sensheim_technik_museum_armor%20(10).jpg
С уважением В.Э.
N scale (DC/DCC) немножко HO

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14321
  • Репутация: +249/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #8 : 12 Ноября 2014, 15:42:44 »
один из вариантов камуфляжа.
во, во, форма то дробится на штакетины)))) и не поймешь, паровоз это или что...
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://www.facebook.com/groups/426757500801829/
https://www.facebook.com/AtticdePapa

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2111
  • Репутация: +72/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #9 : 12 Ноября 2014, 15:45:11 »
Синшеим (Sinsheim) в германии
:-[ :-[ ..цепной привод на колесо? Это такой стимпанк?
 А, они так нехитро колеса вращают для демонстрации, видимо..
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2014, 15:51:14 от Maksim »

Оффлайн ScaleN

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 416
  • Репутация: +40/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: moscow
  • Имя: Андрей
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #10 : 12 Марта 2015, 23:54:10 »
Забил "Formatplan III" в немецком Google, в надежде получить побольше инфы, но результат нулевой... Ни одного совпадения (даже ничего похожего), и ни одной картинки. А ведь по логике должны были быть еще "Formatplan I" и "Formatplan  II"... Наш коллега artvaggon ничего не перепутал?
Нужно вбивать Mustertarnplan

Что НРАВИТСЯ | аналог | начинающий

ЕСЛИ КОЛЛЕКЦИЯ

Оффлайн bluxer

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +29/-2
  • Михневский Н
    • spur1-russia.com
  • Откуда: Москва
  • Имя: Михаил
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #11 : 13 Марта 2015, 00:05:19 »
локомотив находится в музее города Синшеим (Sinsheim) в германии
Немного поправлю: Зинсхайм. Там ещё каждый июнь слет единичников проходит. А вообще, ж.д. там очень мало, зато полно машин и брони. Кто будет в Мангейме, советую заскочить в Зинсхайм и Шпаер в технические музеи - очень интересно. Кстати, в Зинсхайме не штакетник, а камуфляж на 52-м в виде ломаных линий, причем только с одной стороны.
Садовую дорогу-в каждый сад.
А единичку - в каждый дом!

Оффлайн ScaleN

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 416
  • Репутация: +40/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: moscow
  • Имя: Андрей
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #12 : 13 Марта 2015, 13:02:35 »
Поштудировал инет, раскладка по цветам такая получилась: (% показывает площадь которую нужно закрасить)

Dunkelgrun       RAL 6007                15%    Tamiya 86524, AS24 (80361, 81361, XF61)
Isagrun            RAL 6011                 23%    Tamiya 81371,XF71
Umbraun hell    RAL 8025                 25%   Tamiya 80352, 81352,XF52
Sandgelb          RAL 1002                 3%    Tamiya 80031, 81031, X31
Stelngrau         RAL 7002                 1%    Tamiya 80362, 81362, 86506, AS6, XF62
Что НРАВИТСЯ | аналог | начинающий

ЕСЛИ КОЛЛЕКЦИЯ

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #13 : 13 Марта 2015, 20:11:44 »
Добавлю что цвет по RAL в исходном виде непригоден. Его надо высветлять. Чем мельче масштаб тем сильнее надо высветлять.
Степень высветления для всех оттенков должна быть одинаковой. То есть если высветляете на 10% один цвет то значит и остальные надо высветлять на столько же.
В свое время на эту тему была отличная статья в одном из ранних номеров журнала М-Хобби (№2 1995г.).


Оффлайн zatcep

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 202
  • Репутация: +15/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Горячий Ключ
  • Имя: Андрей
Re: Хитрый "штакетник"
« Ответ #14 : 13 Марта 2015, 20:19:30 »
 Буквально вчера собирался об этом написать, тоже запомнилась та статья в Мхобби, особенно "тёмный" цвет заметен на больших поверхностях на макете, слишком зелёная трава, слишком чёрный асфальт, тёмно серые горы, и макет выглядит игрушечным, и мрачноватым.
Германия 1-3я эпоха, Англия 5я (английская) эпоха. только DCC #zatcep24