Автор Тема: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д  (Прочитано 947 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн bluxer

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +29/-2
  • Михневский Н
    • spur1-russia.com
  • Откуда: Москва
  • Имя: Михаил
Этот короткий очерк я написал на нашем клубном форуме Депо. Но мне хотелось бы поделиться этим с вами, дорогие друзья, т.к. этот форум стал для меня таким же домашним, как и Депо. Только не думайте, что я "слон и Моська" - девяточку из детства я бережно храню и серьезно подумываю о небольшом пополнении.
Кстати, этот очерк должен быть интересен Сандро - мы, как ни как земляки по дачам, земские, так сказать, коллеги ;)
"Давеча подумал: может быть сюда будем постить не только краткие очерки своих наблюдений в путешествиях по Отечеству, но и исторические изыскания (если их конечно кто проводит), касаемые отдельных линий и дорог. К примеру, давно и медленно занимаюсь историей линии Павелец-Москва Рязано-Уральской ж.д.
История эта началась в позапрошлом веке, когда Общество Р.У.Ж.Д. стало ощущать трудности при доставке грузов в центр и на запад. К этому времени (90-е годы XIX века) у Общества не было выхода в центр, а единственный коридор, который Общество могло использовать, был знаменитый Козлово-Смоленсуий участок, да и то постоянно забитый грузами Юго-Восточной дороги. С этим надо было что то делать, и к 1896 году Общество вышло с ходатайством к правительству о разрешении строительства Данково-Смоленской линии в обход Грязей. Учитывая, что страна нуждалась в этой линии, а чьи либо интересы не затрагивались, Общество быстро получило разрешение на строительство и фактически обеспечило себе беспрепятственный вывоз грузов в Ригу, Либаву (Лиепая) и далее на запад. Однако оставался центр, центр и, разумеется, Москва. Общество в 1897 году выходит с предложением о строительстве линии Павелец-Москва. В это же время с идей строительства этой же линии выходит и казенная Московско-Казанская ж.д. Министерство финансов России оказалось в затруднительном положении: действительно, кому отдать предпочтение, говоря современным языком, кто выиграет тендер? Справедливости ради, надо сказать, что коррупционная составляющая того времени была много меньше, чем теперь, откатов таких, скорее всего не было, а к общественному мнению наоборот, прислушивались. Именно поэтому предпочтение было отдано Р.У.Ж.Д., т.к. большинство местных купцов и промышленников, живущих в районе новой линии, голосовали именно за Общество, да ещё само Общество изъявило согласие изменению устава в части увеличения казны в чистой прибыли с 1/4 до 5/6. Неслыханное в наше время действо, но тогда, 118 лет назад это был верный и обдуманный шаг.
Получив разрешение на строительство, Общество начало действовать. Уже к ноябрю 1899 года было открыто рабочее движение на участке Павелец-Бирюлево, затем поезда шли до Москвы-Курской от Царицино. Но это продолжалось не долго-через 6 месяцев открылся Павелецкий (в то время Саратовский) вокзал, и груз стал прибывать сразу в Москву. Таким образом, к началу ХХ века Р.У.Ж.Д. получила прямой выход к Москве и портам Балтийского моря.
Чем же интересна линия Павелец-Москва? Собственно, копать историю линии я стал именно из-за участка Москва-Кашира, о котором и буду потихоньку рассказывать.
Итак, согласно архивным данным, правильное движение на этом двух!!! путном участке было открыто в сентябре 1900 года, хотя еще с ноября 1899 (по данным Никольского, с января 1900) поезда ходили от Каширы до Бирюлева. На участке Кашира-Москва был внедрен новый тип семафоров - с электрическим приводом. Через Оку был построен самый длинный в Европейской России в то время мост по проекту инж Проскурякова, прослуживший до начала 1930-х, после чего он был заменен на подобный, простоявший до 2008 года. Примечательно, что мост имел 2 уровня: первый мост (по Каширскому пути) находился (и до сих пор находится) ниже, чем второй-по Московскому пути.
Пока все, продолжение следует.... "
Садовую дорогу-в каждый сад.
А единичку - в каждый дом!

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13914
  • Репутация: +235/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д
« Ответ #1 : 12 Ноября 2015, 23:28:16 »
Действительно интересно! С некоторых пор, а именно с тех, когда стал увлекаться 1 и 2й эпохами, стали очень интересны исторические погружения)))
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог

Оффлайн bluxer

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +29/-2
  • Михневский Н
    • spur1-russia.com
  • Откуда: Москва
  • Имя: Михаил
Re: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д
« Ответ #2 : 12 Ноября 2015, 23:41:57 »
Ха! Я то начал копать именно из-за неожиданно проснувшегося интереса: "А что было в Михнево 100 лет назад?". Полез по архивам, интернету, в ЦНТБ РЖД. Кстати, платформа Вельяминово тоже историческая. Ей 115 лет в этом году исполнилось, была в первоначальном проекте как полустанция Вельяминово. Я как то даже не задумывался, что платформа истоическая, хотя поблизости множество полуказарм и казарм, характерных для Р.У.Ж.Д. А ещё, Вельяминово оказывается изначально была не соосная. 2-х путка сразу построилась, платформы Вельяминово разумеется деревянными были и установлены были не соосно, зато одна из первых полустанций с высокими платформами (судя п Г.М.Афониной, составившей справочник о строительстве ж.д. в России с 1837 по 1990 год под редакцией Ракова и Никольского). Я дальше постиьт буду много интересного: и про третий (Валуйский) путь, и про ПАБ, Федей, Каширский обход на ГРЭС. Еще фотки буду прикреплять, правда в основном интернетовские, но есть и свои. Линия то очень необычная, незаслуженно забытая....
Садовую дорогу-в каждый сад.
А единичку - в каждый дом!

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13914
  • Репутация: +235/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д
« Ответ #3 : 13 Ноября 2015, 00:03:34 »
Да она и сейчас необычная, трехпутная)))
А Вельяминово в общем то, довольно большая деревня со своей церковью, но она дальше от платформы, с другой стороны шоссе.
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог

Оффлайн bluxer

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +29/-2
  • Михневский Н
    • spur1-russia.com
  • Откуда: Москва
  • Имя: Михаил
Re: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д
« Ответ #4 : 13 Ноября 2015, 00:15:23 »
Да она и сейчас необычная, трехпутная)))
Нет, трехпутной она стала в 1932-1935 годах. В ту пору резко поднялся вес поездов, начали появляться ФД, а линия шла по очень пересеченной местности. Первый серьезный уклон был на перегоне Бирюлево-Расторгуево. Расторгуево ныне закрыта, после того, как в 1997 году машинист ТЧ Домодедово на трамвае въехал в бочину пассажирскому, станцию решили закрыть (в лихие 90-е много станций позакрывали, и эта не исключение, авария лишь поводом стала). Так вот перегон Бирюлево-Расторгуево-это сплошная S-образная кривая с приведенным подъемом в 9 тысячных (очень любил этот участок, все испытания с пассажирским поездами старался устраивать именно на этой линии). Такой план пути именно из-за уклона, который уже с меньшим градиентом (приведенный 5 тысячных) продолжается до Пахры. Потом идет примерно такой же подъем. Третий (Валуйский) путь идет практически параллельно, спрямление профиля начинается только после Домодедова, зато какое! Сначала убирается "яма" на перегоне Домодеово-Белые Столбы, потом от Столбов до Бырыбина убирается овраг через Северку, потом яма у Привалова, Михневская яма через Каширку, овраг возле Ситенки через Ситенку, и наконец знаменитый Каширский обход (ныне разобранный), призванный облегчить белопесоцкую гору в 11 тысячных приведенного. А строился Валуйский путь только для грузовых, с приходом на линию ФД и открытия ТЧ Ожерелье, веса грузовых поездов увеличились и для облегчения профиля пришлось строить третий путь. Но это уже другая история...
Садовую дорогу-в каждый сад.
А единичку - в каждый дом!

Онлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6768
  • Репутация: +245/-1
  • Имя: Михаил
Re: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д
« Ответ #5 : 13 Ноября 2015, 10:13:23 »
Да, иногда много интересного находишь случайно...
Например, в Щелково (малая родина) уже в конце 19 века стоял очень изящный вокзальчик.


Михаил, DCC

Оффлайн bluxer

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +29/-2
  • Михневский Н
    • spur1-russia.com
  • Откуда: Москва
  • Имя: Михаил
Re: Линия Павелец-Москва Общества Р.У.Ж.Д
« Ответ #6 : 13 Ноября 2015, 10:53:00 »
Ну что ж, продолжим. Первые пятилетки и рост экономического развития страны в конце 30-х вывел СССР к 40-у году на второе место в мире по ВВП. Первое занимала США. Но в 41 началась война и дорога очень быстро стала превращаться в прифронтовую. На базе локомотивного депо Ожерелье в ноябре 41-го формируется ОРКП №10 НКПС - "Особого резерва колонна паровозов". Вот выдержка из архивной записи музея депо Ожерелье:
"Колонна паровозов особого резерва НКПС № 10 формировалась на станции Ожерелье из железнодорожников, эвакуированных с Южной магистрали. Когда поступил приказ срочно перебросить все паровозы в район Сталинграда, осмотр и ремонт локомотивов не закончили. Доделывали мелкие работы уже в пути, хотя ни один паровоз резервом не ушел. Повели поезда с войсками, боеприпасами, боевой техникой, продовольствием.

Еще в Ожерелье на некоторые составы обрушила свой смертоносный груз авиация противника. Поезд с боеприпасами, который вела бригада машиниста Н. М. Рубана, атаковала группа самолетов. Погиб машинист, получили тяжелые ранения помощник машиниста И. Г. Скибин, кочегар И. Ф. Адонин. Поезд остановился. Замерший на пути состав — легкая добыча для врага. Нужно срочно его спасать. Место погибших занимает бригада машиниста А. И. Гисиса, и эшелон идет дальше. Но самолеты продолжают атаковать беззащитный поезд. Сраженный осколком падает второй машинист. Довели до станции поезд помощник машиниста и кочегар.

В октябре 1942 года бригада машиниста И. Н. Шаповалова вела к Сталинграду поезд с танками. Обстановка сложилась такая, что никто не знал, на каком километре можно было ждать встречи с войсками врага. Вблизи станции Котлубань прорвавшиеся вражеские танки стали в упор расстреливать эшелон. Прямо с платформ наши танкисты открыли ответный огонь. Но лишенные маневра машины оказались более уязвимыми, чем немецкие, а сойти с платформ под откос на высокой насыпи они не могли. Нужно было срочно уводить состав, укрыть его от снарядов и выгрузить боевые машины. В это время машиниста ранило осколком снаряда. Теряя силы, Шаповалов довел поезд до выемки и остановил. Прямо с платформ танки пошли в атаку. Часть машин врага была уничтожена, остальные отступили. Наши танки остались вблизи станции держать оборону. Порожний состав вывел из зоны боевых действий машинист П. В. Шевченко, сменивший своего раненого товарища.

В ноябре 1942 года колонну паровозов особого резерва НКПС № 10 перебросили обслуживать участок Астрахань — Сталинград. По этой линии защитникам волжской твердыни подвозили горючее с Кавказа. Авиация противника стремилась вывести линию из строя. Бригада машиниста Ф. А. Каплуна вела состав с бензином. На станцию Верхний Баскунчак прибыли благополучно. Осмотрели вагоны, пополнили запасы поды и угля и вдруг появились немецкие бомбардировщики. Обрушился бомбовый удар огромной силы. Десятки вагонов разбиты, пострадали паровозы. Загорелись две последние цистерны и в поезде Каплуна. Если их не отцепить, а остальные не увести в безопасное место, — беда будет большая. Погибнет не только этот состав, который так ждут защитники Сталинграда, но и взлетит на воздух вся станция, надолго остановится движение поездов. Отцеплять горящие цистерны побежал старший кондуктор Гриша Лейфер. Ему всего 17 лет, но он уже сопровождал несколько поездов. От горящих цистерн нестерпимый жар. Дымится одежда. Каждую секунду может произойти взрыв. Несмотря на смертельную опасность, Г. Лейфер с трудом Развинчивает сцепку между последними вагонами. Она плохо поддается. А время летит. Вот-вот огонь перекинется на соседние цистерны. Юноша спешит изо всех сил. Вот уже снята одна стяжка, другая. Загорелась одежда. Гриша выскакивает на междупутье и подает машинисту сигнал ехать вперед. Едва поезд отошел, как над путями взвилось облако дыма и огня, раздался оглушительный грохот: взорвались горящие цистерны. Почти весь состав удалось спасти, но юного героя не стало.

В один из дней обороны Сталинграда машинист паровозной колонны № 10 Александр Иванович Покусай вел поезд с танками. Неожиданно налетели вражеские бомбардировщики. Осколками бомб пять работников комплексной бригады были выведены из строя, сам Покусай ранен. Паровоз получил повреждения. Бригада быстро устранила их и своевременно доставила транспорт по назначению. Во время выгрузки на станции Арчеда поезд подвергся повторному налету вражеской авиации. Паровоз и тендер получили много пробоин. Были убиты два работника бригады. Раненый машинист А. Покусай не оставил своего поста и доставил поврежденный паровоз на базу."
Садовую дорогу-в каждый сад.
А единичку - в каждый дом!