Автор Тема: А.П. Чехов «Злоумышленник» несколько вопросов профессионалам железнодорожникам.  (Прочитано 839 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Edelbroker

  • Основатель
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1379
  • Репутация: +50/-0
  • Откуда: Москва
Антон Чехов «Злоумышленник»
— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?......

Классический рассказ гения, но вот вопросы не дают покоя.

- Что за гайка в то время, которой крепились рельсы к шпалам. Сто лет назад к деревянным шпалам рельсы крепились костылём, или я ошибаюсь?

- В качестве грузила – гайка, это что же за удочка такая? (невод не рассматриваем).

- Гайку нужно открутить. Для этого нужен гаечный ключ. Где крестьяне могли надыбать такой специальный ключ?

- Годами отвинчиваем и ничего! Представьте, что уже в наше время обходчик, пройдя по дороге, обнаружил отсутствие гайки. Хотя бы одной. Это было бы довольно значительное ЧП. А если отсутствие многих гаек?



Оффлайн BNSF9399

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1278
  • Репутация: +116/-1
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
В качестве грузила – гайка, это что же за удочка такая?
на живца же ловил - вот и нужно грузило потяжелее.

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3102
  • Репутация: +139/-6
  • = JNR, DRG =
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
- Что за гайка в то время, которой крепились рельсы к шпалам.

Действительно! Я как-то с детства считал, что речь в рассказе шла о гайках на болтах, стягивающих стыковые накладки. Выходит, не внимательно читал...  :-\

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6841
  • Репутация: +249/-1
  • Имя: Михаил
Всё-таки Антон Палыч доктор, а не железнодорожник.
Скорее всего имел в виду именно гайки
на болтах, стягивающих стыковые накладки.
Михаил, DCC

Оффлайн BNSF9399

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1278
  • Репутация: +116/-1
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
Всё-таки Антон Палыч доктор, а не железнодорожник.
да и читатели его не железнодорожники :)

Онлайн КБВ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3539
  • Репутация: +121/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: г. Северск
  • Имя: Борис
Вот точно не помню в каком фильме, но почему то кажется, что в том про войну где из Франции немцы пытаются в Германию картины вывезти. И там был момент когда французские патриоты откручивают , именно откручивают, рельсы. Вот только не помню что там было гайки, болты, а возможно и шурупы, шпалы то деревянные. Может и в России где то подобное было или Чехов во Франции такое видел, конечно если он там был. Сейчас вряд ли можно точно установить. Лично я склоняюсь к мысли, что Антон Павлович намудрил не будучи специалистов. Вот только откуда ключ такой у крестьян, возможно по пьяной лавочке у обходчика тиснули.

Оффлайн ailcat

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1438
  • Репутация: +54/-2
  • Незлобный гоблин
  • Откуда: Москва
  • Имя: Алексей
Шуруп путевой, используется для скрепления рельсовых подкладок со шпалами. Первое сходу нарытое упоминание - 1886 год; последний ГОСТ - 1971 год...
Используются для рельсового пути на песчаном балласте (или аналогичном сыпучем основании; ныне практически не применяются). А также на стрелочных переводах - т.е. в местах, где требуется точная геометрия соединения (костыль таки дает излишний люфт).
С переходом на щебеночный балласт отмерли, так как при жестком скреплении пути - быстро разрушались шпалы о щебень (за счет сдвига жестко свзанной с рельсом шпалы об острые грани камней - волокна древесины просто рвало, снижая прочность шпалы. Костыль же позволяет шпале "играть" под рельсом - и щебень всего лишь "безопасно" сминает волокна древесины).

Современный вариант - шуруп путевой 24х170, квадратная головка:



Наш паровоз в тупик летит - в овраге остановка...

Оффлайн BNSF9399

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1278
  • Репутация: +116/-1
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
а возможно и шурупы
в 19 веке и у нас применялись. в альбоме ЖД строений есть пара страниц с чертежами рельс и там просматривается чтото похожее на
Современный вариант - шуруп путевой 24х170, квадратная головка:
но в рассказе именно о гайке речь.

Цитировать
— Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...
— Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

Оффлайн tom_soier

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 319
  • Репутация: +2/-0
  • Имя: Алексей
Гайки отвинчивались не от шпал, а на месте стыка рельс. Гиляровский пишет, что эта история основана на реальных событиях и дело происходило в подмосковном Краскове.
DCC

Онлайн КБВ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3539
  • Репутация: +121/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: г. Северск
  • Имя: Борис
Во Во вот такие шурупы выкручивали в кино французские патриоты. Значит крестьянин мог откручивать именно гайки (у) в месте стыковке рельс с крепления накладок, так что Антон Павлович чуток попутал.  Ну а ключ я уже писал.

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6841
  • Репутация: +249/-1
  • Имя: Михаил
Ключ не нужен. Он находил прослабленную гайку и откручивал подручными средствами.
Михаил, DCC