Автор Тема: ТГМ1  (Прочитано 2467 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1035
  • Репутация: +74/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
ТГМ1
« : 28 Октября 2018, 21:01:53 »
Перед тем, как браться за работу над ПРМ Ов, решил попробовать сделать что-то попроще.
Выбор пал на ТГМ1, поскольку у него тоже есть сцепные дышла. К тому же, Денис Березин делал корпус этого тепловоза в Н0 и согласился сделать его и в N.
Ходовку разрабатывал сам. Шестерни использовал покупные, с али,  латунные, с модулем 0.4. Редуктор вышел шумным. Да еще корпус тепловоза работает как резонатор. Передача с червяка на оси мотора идет последовательно на все колесные пары черзе три паразитные шестерни. Отбойный вал вращается за счет сцепных дышел.
Сейчас бы по другому редуктор сконструировал.









http://youtu.be/ru-WGD4QKE4

До установки дышел бегал попроворнее, потом я, очевидно, немного не угадал с углами установки колес и случаются подклинивания, особенно на медленном ходу, нужно будет еще регулировать. На большой скорости бегает хорошо. На медленной звук редуктора напоминает работу реального дизеля. :)

http://youtu.be/4sAacC7XOi4

Качество видео плохое, света мало, потом пересниму.

Токосьем сделан снизу, сначала хотел сделать так



Но нажим на колеса пришлось уменьшить,  сделал так)



Ходовую красил кисточкой акриловыми красками и тонким белым маркером (обода колес).

Корпус держится на ходовке засчет кулачковых сцепок.

Дальнейшую работу на корпусом будет проводить Денис Березин.
Хотелось бы в итоге получить что-то такое.



N СЖД III - IV

Оффлайн КБВ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3129
  • Репутация: +93/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: г. Северск
  • Имя: Борис
Re: ТГМ1
« Ответ #1 : 29 Октября 2018, 07:12:46 »
Отлично получается. Успехов в работе.

Оффлайн СерП

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 94
  • Репутация: +11/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: ТГМ1
« Ответ #2 : 29 Октября 2018, 14:14:21 »
Круто!!!

Оффлайн Lem

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 560
  • Репутация: +39/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Имя: Станислав
Re: ТГМ1
« Ответ #3 : 29 Октября 2018, 22:23:06 »
Классно! И звуковой декодер не нужен :)
Каждое кроилово ведет к попадалову

Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1035
  • Репутация: +74/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
Re: ТГМ1
« Ответ #4 : 28 Ноября 2018, 12:03:14 »
Когда начал разрабатывать редуктор и ходовку, нашел и заказал на али латунные шестерни с модулем м0.4. По расчетам их  наружный диаметр должен был быть 6мм. Это нужно было учитывать при расчете зазоров между шестернями, чтобы ничего не клинило. Чтобы не терять времени, начал делать раму, не дожидаясь приезда шестеренок. Когда же они приехали, оказалось, что фактический размер наружного диаметра 6.15мм.



Вроде небольшое превышение, но редуктор уже не прокручивался. Пришлось делать новую раму под эти шестерни, немного раздвинув оси шестерен.
Чтобы зря не пропадала,  для первой рамы были сделаны новые шестерни с модулем м0.3,  18 зубьев, диаметр наружный 6мм.
Другие детали для ходовки у меня уже были, поскольку делал сразу с запасом, наученный опытом, что в процессе сборке можно легко что-то поломать и потребуется замена. Червяк на мотор тоже был выточен заранее.


Немного аккуратнее сделал токосъем.

Немного более близкой к реальной сделал форму отбойного вала.


Ход стал немного плавнее, хотя качество сборки колпар и шестерен оставляет желать лучшего, так что в движении все равно присутствует вихляние и заедание на малом токе при реверсе.
http://youtu.be/UoP9sOFWug8

Думаю, это происходит из-за свободго хода шестерен и последовательной передачи от мотора до последней оси. Т.е. Когда первая к червяку шестерня уже давно провернулась, дальняя делает это с некоторой задержкой.
По этому в дальнейшем думаю поработать над параллельной передачей на несколько осей.  Но это уже для другого локомотива.
N СЖД III - IV

Оффлайн Knallfrosch

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4475
  • Репутация: +201/-41
  • САМОЗВАНЕЦ
    • NSCALECLUB.RU
Re: ТГМ1
« Ответ #5 : 28 Ноября 2018, 12:49:13 »
В процессе реального строительства всплывает столько ньюансов о которых даже не представляешь на старте! Практика и наработанный опыт - самое ценное в создании моделей!  ;D

Оффлайн Sandro

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 12776
  • Репутация: +212/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: ТГМ1
« Ответ #6 : 28 Ноября 2018, 13:34:24 »
Когда первая к червяку шестерня уже давно провернулась, дальняя делает это с некоторой задержкой.
Ого, это действительно так критично?
А ходовочка хорошая получается  :)
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог

Оффлайн Эдуард

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 429
  • Репутация: +7/-0
Re: ТГМ1
« Ответ #7 : 28 Ноября 2018, 13:44:37 »
А что не сделал привод на одну ось? Шума бы не было. И было бы как у прототипа.

... и добавил:
А так очень круто. Но хотелось бы более подробное описание с фото. И что за колпары?

Оффлайн Lem

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 560
  • Репутация: +39/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Имя: Станислав
Re: ТГМ1
« Ответ #8 : 28 Ноября 2018, 16:02:39 »
Думаю, это происходит из-за свободго хода шестерен и последовательной передачи от мотора до последней оси. Т.е. Когда первая к червяку шестерня уже давно провернулась, дальняя делает это с некоторой задержкой.
В качестве размышлений на эту тему.... А стоило ли делать зубчатую передачу на все оси, если крутящий момент и так передается через КШМ?
Каждое кроилово ведет к попадалову

Оффлайн Gematogen

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5942
  • Репутация: +224/-1
  • Имя: Михаил
Re: ТГМ1
« Ответ #9 : 28 Ноября 2018, 16:06:59 »
Думаю, это происходит из-за свободго хода шестерен
Вполне возможно.
Так как зазоровыбирающие шестерни нам не светят, наиболее реальный выход - увеличить зазоры в спарнике.

А вообще - ты нереально крут!

... и добавил:
нашел и заказал на али латунные шестерни с модулем м0.4
Поделись ссылочкой, пожалуйста.
Михаил, DCC

Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1035
  • Репутация: +74/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
Re: ТГМ1
« Ответ #10 : 28 Ноября 2018, 16:37:07 »
А что не сделал привод на одну ось? Шума бы не было. И было бы как у прототипа.
А стоило ли делать зубчатую передачу на все оси, если крутящий момент и так передается через КШМ?

Хотелось помочь дышлам вращать колеса. Все таки они довольно тонкие и ненадежные, боялся, что будул подклинивать. На колеса ведь давят не только вес локомотива и состава, но и токосьемные пластины, которые сильно тормозят. Да, я знаэ, что в фирменных моделях (особенно американских) такая схема применялась. Но там на эту ведущую колпару надеваются резинки, чтобы усилить сцепление и устранить боксование. Мне этого (резинки) не хотелось.

это действительно так критично?
Если колеса не сцеплены дышлами, то совсем не критично. А вот если сцеплены, начинаются проблемы.

И что за колпары?

Колпары самодельные. Диски выточены из нержавейки



Оси из хвостовиков 2мм сверл, протачивал посадочный диаметр 1мм на длину 3мм. Из-за тонкости вала и жесткости материала на последних проходах частенько происходил облом протачиваемой части, ужасно муторная работа, с учетом того, что и размер нужно выдерживать в пределах двух-трех сотых мм, для дальнейшей правильной напрессовки.



Из капролона были изолирующие выточены диски



А для того, чтобы в них правильно и одинаково просверлить отверстия,  был сделан кондуктор.



Шестерни продаются большей ширины, что мне было нужно. Пришлось их разрезать до нужной ширины (2мм). Пробовал два способа - лобзиком в оправке (с переменным успехом, иногда получался слишком кривой рез) с последующей доработкой надфилем и шкуркой. И на токарном станке, опять же в разрезной оправке. Тут усилие от резца довольно высоко, шестерни иногда вырывало из-за слабого зажима. Сильнее зажимать не хотелось из-за опасения смять ее.
Затем зашкурить место реза, убрать заусенцы. И рассверлить отверстие до нужного диаметра, чтобы можно было насадить на ось.



Напрессовывал шестерни на оси, диски в бандажи и колеса на оси на ручном прессе. В этом моменте что-то меня не устраивает. Хотя и стараюсь сделать как можно ровнее используя доступные мне средства, но все равно, раз на раз не приходится.



Если есть какие-то вопросы, не стесняйтесь.



« Последнее редактирование: 29 Ноября 2018, 18:42:59 от Sormovo »
N СЖД III - IV

Оффлайн Gematogen

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5942
  • Репутация: +224/-1
  • Имя: Михаил
Re: ТГМ1
« Ответ #11 : 28 Ноября 2018, 16:43:05 »
Ну какие тут вопросы?
Небольшое инструментальное производство под рукой - и никаких вопросов.

У тебя действительно есть доступ к зуборезному станку?
Михаил, DCC

Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1035
  • Репутация: +74/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
Re: ТГМ1
« Ответ #12 : 28 Ноября 2018, 16:53:38 »
Поделись ссылочкой, пожалуйста.

Вот такие были использованы в этом проекте

http://rover.ebay.com/rover/0/0/0?mpre=https%3A%2F%2Fwww.ebay.com%2Fulk%2Fitm%2F163389501599

А так и на али, и на ебее можно искать по словам "brass gear 0.3 0.4" с указанием нужного модуля. Выбор по количеству зубьев есть, но небольшой. Многочисленные дешевые пластиковые шестерни имеют модуль 0.5 в основном, но он крупноват для высокооборотистых моторов.
Доступа к зуборезному оборудованию у меня, можно сказать,  нет. Чтобы мне мделали эти несколько шестеренок, пришлось ждать несколько месяцев.

... и добавил:
реальный выход - увеличить зазоры в спарнике.

Да, я постарался это учесть. Диаметр штифтов 0.7мм, диаметр отаерстий в дышлах 1мм, может стоило сделать больше.
N СЖД III - IV

Оффлайн Sandro

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 12776
  • Репутация: +212/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: ТГМ1
« Ответ #13 : 28 Ноября 2018, 18:03:23 »
Если колеса не сцеплены дышлами, то совсем не критично. А вот если сцеплены, начинаются проблемы.
А! А если отверстия в дышлах сделать побольше, дать им люфт. Хотя, честно говоря, не понятно... ну да, не равномерность передачи на шестерни, но она же вроде как возникает только в первый раз, при трогании. Потом все шестерни уже соприкасаются и должны работать синхронно.. не?
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог

Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1035
  • Репутация: +74/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
Re: ТГМ1
« Ответ #14 : 28 Ноября 2018, 18:08:36 »
Все так. Но при реверсе начинается обратное движение шестерен и дышел и может случится подклинивание. Трогание происходит при большем токе, на видео этот момент есть. Увеличение отверстий в дышлах должно помочь.
Нужно учитывать еще и движение и остановку на кривой, когда колпары смещены относительно друг друга, дышла тоже в этот момент могут быть изогнуты (особенно если радиус кривой небольшой).
N СЖД III - IV