Автор Тема: Байкало-Амурская магистраль и рядом.  (Прочитано 626 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн wsn01

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 582
  • Репутация: +164/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
На БАМе я был два раза – один раз весной, а второй летом. И оба раза – по работе.

Попробую показать, что я видел.
 
БАМ – это особый мир людей, природы, сооружений. Для меня это было одно из самых больших впечатлений в моей жизни. К сожалению, я увидел лишь малую часть всей дороги.
Для меня БАМ начиналась с Северобайкальска. Сам городок состоит кривых пятиэтажек. В смысле «кривых» - стены сделаны зигзагом для большей устойчивости зданий в случае землетрясения.



Вокзал вроде сделан из типовых элементов, но имеет свое лицо.



Около него, как обычно, установлен паровоз







А с другой стороны вокзала – грузовой вагон







Если надо, я могу добавить фотографии паровоза и вагона

Как обычно, водитель «воевал» со своими пассажирами – жизнь шла своим чередом.



Для того, чтобы добраться до всего этого и до Северомуйского тоннеля, необходимо сесть на поезд и добраться до Окусикан, маленького поселка, где до сих пор мобильная связь почти не работает. Зато вокруг есть обалденные виды.







Раньше, до открытия Северомуйского тоннеля, поезда следовали по обходной ветки с очень большими уклонами. Поэтому через эту линию могли следовать только грузовые поезда в несколько вагонов, а людей через перевал возили на автобусах.
В 1985-89 годах построили новую обходную ветку длиной 64км, состоящую из серпантинов, виадуков и двумя петлевыми тоннелями, а старый обход был разобран. Поезда шли и идут по этой линии со скоростью не более 20км в час.

Вот мы едем вдоль разобранной старой трассы



А это новая обходная ветка с галереями, защищающими дорогу от схода лавин.



Одна закончилась – вторая уже на подходе


 
Что-то есть в северной природе (хотя, честно говоря, Северобайкальск лежит практически на той же самой широте, что и Москва). Вроде бы и не тропики, а выглядит как единая гармония.



Когда БАМ строили – здесь жили тысячи строителей изо всех республик. Дорогу достроили и строители начали разъезжаться. А потом череда кризисов – стране стало не до дороги.
Вот и стоят в тайге заброшенные города. Где их разрушают специально и тайга их захватывает незаметно. А где-то стоит заброшенный памятник. Выглядит он очень странно: если это памятник покорителям тайги, то, где сейчас покорители, а где тайга? Тайга возвращается.



Местные очень гордятся «Чертовым мостом» виадук длиной 360 метров.





Наверное, во мне живет философ – когда я вижу эти гигантские сооружения в тайге, где, ты знаешь, ближайшие люди находятся в десятках километрах от тебя, меня охватывает трепет(?) или, как сказать, гордость за тех людей-муравьев, которые это построили и эксплуатируют. Звучит пафосно, но начинаешь задумываться о жизни.
Петлевые тоннели предназначены, чтобы уменьшить угол подъема/спуска для поездов и уменьшить объем строительных работ.


 
Вот посмотрите: мы стоим у нижнего портала тоннеля. Внутри горы железная дорога делает петлю и поезд выходит над нами, несколькими десятками метрами выше. Вон, видите маленькое синее здание и будку – это выход из тоннеля, в начале которого мы стоим.



Тоннель очень чистый. В некоторых местах он выглядит белым. За зиму стенки тоннеля промерзают и весной, хотя на улице тепло, в тоннеле на стенах лежит иней.



Ближе к входу, видите, иней начинает сходить



А вот и портал тоннеля


 
Мы опять едем вдоль заброшенной первой ветки. Если о железной дороге заботились, то об автомобильных машинах никто «не парился» - они играют вспомогательную роль.



Прошел грузовой состав


 
И, наконец мы у Северомуйского тоннеля. Его длина 15343 метра и строился он с перерывами 26 лет. Почему так долго? Тоннель идет через четыре тектонических разломов шириной т 5 до 900 метров. Приток воды из пород огромен и его надо отводить. Причем, это горячая вода! Поэтому тоннель построен двускатным (уклон приблизительно от середины к обоим порталам) – то есть вода может идти из тоннеля самотеком. Тоннель однопутный, но параллельно ему идет тоннель «метрошного размера» для обслуживания ( и как спасательный).
«Станция» сервисного тоннеля и рабочий поезд:





Вот посмотрите, сервисный тоннель очень похож на тоннель метро



А это рабочий тоннель для поездов


 
Переходы между основным и сервисным тоннелями



Система вентиляции



Портал основного тоннеля. Так как в тоннеле всегда тепло от термальных вод, то зимой порталы тоннеля закрываются воротами, чтобы холодный воздух не заходил в тоннель.


 
Ворота, вроде бы должны открываться и закрываться автоматически, но, иногда, автоматика не спасает.
Около одного из порталов тоннеля располагается пожарный поезд с запасом воды и пенообразователя, с насосами и комплектов пожарных рукавов.





Вылет из Нижнеангарска в Улан-Уде.


 
И погода кардинально меняется: солнышко и достаточно тепло. Самолет в Москву вылетал следующим утром. Мы специально не стали останавливаться в самом Улан-Уде, а остановились в традиционной гостинице около аэропорта – отсюда очень близко до Иволгинского дацана, центра буддийской традиционной религии в России.
Новый дацан в селе Верхняя Иволга очень молодой – его строительство начато в 1945году. А в 70-х годах прошлого столетия были построены большинство храмов дацана.
Мы были посередине недели, когда из туристов были только мы.







Положив свой вклад в монастырскую жизнь, мы прокрутили цилиндры с молитвами, что было разрешено делать туристам.



Прошлись по селу





Сфотографировали степь вокруг




 
И направились в гостиницу. Каждый жил в собственной юрте с пристроенным туалетом и душем. Так что жить было очень комфортно.





Если бы БАМ и ближайшие места приспособили для посещения туристов – то люди приезжали бы сюда просто для того, чтобы быть людьми. Но стоимость перелетов и стоимость всего остального делает недоступным эти места для большинства людей.





Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6862
  • Репутация: +249/-1
  • Имя: Михаил
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #1 : 08 Апреля 2020, 19:06:00 »
Спасибо, очень "живая" статья.
Спойлер: offtop (кликните для показа/скрытия)
Михаил, DCC

Оффлайн капитан

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 387
  • Репутация: +9/-1
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #2 : 08 Апреля 2020, 19:06:53 »
Владимир, огромное спасибо за знакомство с нашей Родиной в лице небольшого, но такого яркого участка БАМа.
"Лучше меньше, да лучше"
                        В.И. ЛениN

Оффлайн Cassiel

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1235
  • Репутация: +103/-4
  • GermaN-Scale: Ep.III ->...
  • Откуда: Москва
  • Имя: Вячеслав
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #3 : 08 Апреля 2020, 21:22:33 »
Владмир, очень интересный рассказ, спасибо!

Оффлайн wsn01

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 582
  • Репутация: +164/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
Коллеги, спасибо большое за поддержку! К моему сожалению, я не могу опубликовать больше "нутрянки" тоннелей.  :(


Посмотрим на БАМ еще с одной стороны.

Во второй раз я попал на БАМ через год, в августе.
Как и планировалось, мы летели до Улан-Уде, а потом до Северобайкальска (а точнее, до Нижнеангарска). Самолетик на Нижнеангарск оказался маленьким



Всего шесть или семь пассажиров, с дачным ведром за занавеской в хвосте, вместо туалета.


 
Судя по отпечаткам в бетоне, на строительстве взлетной полосы использовали и собак.


 
Погода была шикарная! Внизу лежал Байкал, а вдоль ущелий клубился пар – земля отдавала в воздух воду.


 
Посадка и мы на месте


 
И снова тоннели БАМа


 
Некоторые из них были построены метростроевцами и на портале такая московская буква «М»



Тоннельный портал изнутри


 
Если тоннель длинный, то необходимо обеспечить его вентиляцию. Это относится как к метро, так и для железнодорожных тоннелей.
Вот такие нагревательные элементы установлены, чтобы подогревать воздух в зимнее время.


 
Один из вентиляторов, который гонит воздух


 
Затем мы сели в машину и поехали по дороге поверх тоннеля.


 
Ребята, кто изготавливает и продает елочки, обратите внимание: ели в Сибири высокие и очень узкие, ветви идут без всяких наклонов (точно, как делаете вы). Получается, что вы сибирские ели продаете для макетов средней полосы России или Германии. Нестыковка получается.

Из тоннеля, как я писал в первой части, надо отводить воду. Делаются камеры и из них в окружающую породу выводятся трубы.  Вот сюда, по пути наименьшего сопротивления, и поступает вода. Приход очень зависит от температуры наверху, над землей, - летом больше, зимой меньше. От осадков, от наличия подземных рек и слоев.



В это тоннеле, собираемая вода течет по канавке вдоль путей в тоннели.


 
Далее эта вода откачивается мощными насосами и появляются вот такие реки и ручьи:



В первой части я уже писал, что Северомуйский тоннель протяженностью 15 с лишним километров проходит по сейсмоактивной зоне, пересекает термальные источники. Поэтому зимой в тоннеле теплее, чем на улице. Чтобы влажный воздух не осаждался, на входах тоннеля сделаны ворота, которые открываются автоматически. Вон там, видите желтую вертикальную линию? Это видны откатные ворота





Самое главное, чтобы была хорошая изоляция, иначе зимой всё это чревато большими сосульками.
Мы опять едем поверху. Горы, зелень – это вам не сибирская весна




 
Портал обходного тоннеля и обслуживающая техника




 
Одна из галерей, которая спасает новую обводную линию от оползней





Такой портал – очень хороший образец как это можно выполнить на макете.


 
Поселок


 
И отсюда мы поедем дальше на кукушке.
Весь поезд состоит из одного вагона и, в основном, используется работниками РЖД.


 
Посмотрите, как четко строители положили мост на местность! И мост, и река и горы выглядят одним целым.



Мы заехали в местный дом отдыха, который стоит вокруг горячих ключей





Лето, и местные ловят мгновенья тепла


 
Дорога работает


 
Портал мысового тоннеля


 
И, опять, громадные вентиляторы вентиляции

 
Обратите внимание, мысовые тоннели уже сделаны для двух путей, хотя сейчас положен только один.


 
Пропускаем поезд



Второй портал 4го мысового тоннеля


 
Здесь очень интересное решение, где тоннельный портал совмещен с защитной галереей


 
Ну и Байкал! Куда же без него, если тоннели находятся рядом.


 
Мне удалось даже в Байкале поплавать! Воздух +28С, вода в озере тоже хороша! Но только лишь в верхнем слое толщиной около метра. Меня проинструктировали – ноги вниз не опускать, а то будет «некомфортно».  Да, но плавать было здорово!
На следующее утро, когда надо было улетать в Улан-Уде, вдруг пришли тучи и туман. Мы были в аэропорте, но пилот отказался лететь при такой погоде.


 
Нам повезло, недалеко от аэропорта была пристань, от которого отходил «Метеор» до Иркутска. Он ходил раз в два дня и сегодня был его день. Второй раз нам повезло, что это была конечная и были билеты.
Видите, там, вдали проходит БАМ?





И дальше для меня начались 10 часов Байкала. Мой коллега уже был здесь раз пять, а то и больше. Для меня это был первый раз, когда я пересек Байкал вдоль.
Я сделал кучу снимком, но, так как это железнодорожный сайт, ограничусь несколькими.


 










Южная часть Байкала выглядит гораздо заселенной



Неожиданно пристань Листвянки




 
Док, где ремонтируют суда. Не ожидаешь это увидеть здесь. Но, с другой стороны, суда можно отремонтировать только здесь, на озере.


 
«Метеор» ходит только по Байкалу и не заходит в Ангару. С этими же билетами мы пересаживаемся на катамаран, который идет последние 55км до Иркутска.





И вот мы разгружаемся в Иркутске.
Мы приехали совсем не туда, куда планировали, а значит у нас нет гостиницы, нет билетов в Москву.  Нам удалось найти и то и другое и через сутки мы были уже дома.


« Последнее редактирование: 11 Апреля 2020, 14:34:30 от wsn01 »

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +140/-6
  • = JNR, DRG =
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #5 : 11 Апреля 2020, 07:47:20 »
Великолепный фоторассказ! ;D ;D ;D
Ну и после суровой красоты тоннелей - "...Славное Море - Священный Байкал!..." :clapping:
Не смогу считать себя настоящим Россиянином, пока не увижу Байкал своими глазами! ^-^

Владимир! А раз получилось, что
Неожиданно пристань Листвянки
и к тому же
Мы приехали совсем не туда, куда планировали, а значит у нас нет гостиницы, нет билетов в Москву
,
не возникало желания проехать по Кругобайкалке до Слюдянки, а там - хоть поезд, хоть электричка до Иркутска...
Или Вы уже видели КБЖД?

Оффлайн Cassiel

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1235
  • Репутация: +103/-4
  • GermaN-Scale: Ep.III ->...
  • Откуда: Москва
  • Имя: Вячеслав
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #6 : 11 Апреля 2020, 07:58:12 »
Владимир, спасибо, очень познавательно!

Оффлайн wsn01

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 582
  • Репутация: +164/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #7 : 11 Апреля 2020, 09:10:41 »
не возникало желания проехать по Кругобайкалке до Слюдянки, а там - хоть поезд, хоть электричка до Иркутска...
Или Вы уже видели КБЖД?

Сергей, в тот раз такого желания не было  ???
Я же езжу не как турист, а по работе - моя работа осталась за кадром. Но это были три полностью загруженные дня. Проблемы с возвращением обратно... хорошо, мой коллега здесь был несколько раз и вся организация нашего перемещения была не нем. Когда доехали до Иркутска - была одна мысль - скорее домой.

Байкал - очень сильное впечатление (это был первый раз, когда я был на Байкале летом. Обычно я там бываю или зимой или весной или осенью)
"Ракета" по всему Байкалу была для меня очень большим подарком судьбы.
Надеюсь, что я там был не последний раз.

Оффлайн will

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 852
  • Репутация: +10/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Оренбург
  • Имя: Игорь
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #8 : 11 Апреля 2020, 23:23:13 »
Спойлер (кликните для показа/скрытия)

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3159
  • Репутация: +140/-6
  • = JNR, DRG =
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Байкало-Амурская магистраль и рядом.
« Ответ #9 : 12 Апреля 2020, 07:06:05 »
Спойлер: для will (кликните для показа/скрытия)