Автор Тема: История пароконденсаторного паровоза 52-й серии  (Прочитано 1379 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Привожу здесь сканы некоторых страниц из журнала М-Хобби №2 за 2009-й год, которые посвящены истории создания паровоза серии 52 в пароконденсаторной версии (тем более что о данном локомотиве на нашем форуме было много дискуссий).Автор статьи - наш коллега по увлечению Александр Артемьев (известный многим по форуму Модельдепо под ником artvaggon). Надеюсь, ни он, ни редакция журнала не рассердятся.
Тем более что это уже старый номер, размещение сканов нескольких страниц которого никак не могут нанести экономический ущерб. А вот коллегам по хобби этот материал был бы полезен. Тем более что не все из нас как показывает практика знакомы с этим журналом, ошибочно считая его журналом "только для танкомастеров".Думаю коллегам будет интересно
Очень интересный материал.





Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Правда одна цитата в статье кажется забавной:  :))  [quote author=]
"Секрет" русских открылся достаточно быстро: в депо Одессы , а затем в Запорожье и других крупных городах Юго-Восточной Украины было обнаружено значительное количество паровозов серии "СО" ("Серго Орджоникидзе"), оборудованных системами конденсации пара, - паровозов способных без дозаправки преодолевать огромные расстояния по обезвоженным районам и в особых климатических условиях (сверхнизкие и сверхвысокие температуры). Из Берлина в Одессу срочно выехала комиссия, которая нашла конструкцию советских конденсаторных локомотивов весьма удачной, но, самое главное, дала толчок к решению проблемы - строить и затем эксплуатировать в особых климатических условиях паровозы с конденсацией пара.
[/quote]Советские пароконденсаторные СО-19 (также известен как СО-К) строил Брянский Машиностроительный Завод еще в предвоенные годы (начиная с 1936 года), используя пароконденсаторное оборудование которое ЦЕЛИКОМ закупалось зарубежом и производилось Германским заводом Геншель! Это мы уже обсуждали в одной из веток нашего форума. Так что пароконденсаторные паровозы собственно немцы и придумали. И никакая комиссия, соответсвенно никаких сверхсекретов не исследовала. :) Кстати такое оборудование Геншель разрабатывал и поставлял не только на Брянский завод для СО19, но и на другие заводы для пароконденсаторных локомотивов на базе паровозов Э и ФД. 
В статье говорится о том что Геншель поставил оборудование только для первого локомотива а остальные дескать СССР сам воспроизвел "по образу и подобию". Однако, я наткнулся недавно на некоторые источники утверждающие что на самом деле все оборудование поставлялось из зарубежа. Но об этом по понятным причинам советским гражданам не сообщалось. Только с началом войны когда оборвалось всякое сотрудничество между нашими государствами только тогда в СССР действительно скопировали немецкую систему. Производились в СССР подобные паровозы вплоть до 1942 года. Эксплуатировались они главным образом в засушливых районах Средней Азии, а также в южных областях Украины. Всего в СССР в период с 1936 по 1942 годы было построено более 1400 локомотивов такой конструкции.Ну и добавлю, что собственно сам такой тип локомотивов был известен еще с 20-х годов, когда появились первые локомотивы такого типа Т18 (не путать с одноименным прусским Br-78, Т18 был создан на основе Br-18) и Т38 (созданный на основе Br-38).Ну а сама идея пароконденсации была изобретена еще в 1854 году теми же немцами...
Кроме СССР локомотивы такого типа строились также в Америке и для Ирана.Вот как выглядели самые первые конденсаторные паровозы:Т18
и Т38
Любопытно что Т38 имел тендер с ВЕДУЩИМИ ОСЯМИ! То есть по-сути второй паровоз. Или как бы сейчас такое устройство назвали бы - бустер.
Вот тут на модели в типоразмере НО фирмы Micro-Feinmechanik из Мюнхена хорошо видна конструкция тендера.

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Учитывая что Т38 строился на базе BR-38 то можно попробовать переделать Фляйшмановскую модель в такой локомотив.Вот как это сделал наш Немецкий коллега...
http://deutschereichsbahn.de.tl/T-38-3255.htm

Оффлайн skif 13

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2309
  • Репутация: +125/-4
  • skif-13-13@mail.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Николай
Статья интересная ... 
Ясно одно, если наши инженеры не вывезли на одного 52 КОН паровоза из Германии, а вывезли несколько тысяч обычных 52-х, значит их не устроила его конструкция, тем более они были с ней знакомы...

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Почему не вывезли?
Пять таких локомотивов 52-й серии использовались после войны в Депо Одесса-Главная.Просто после войны прошел резкий всплеск развития тепловозной тяги и актуальность пароконденсаторных локомотивов свелась к нулю, так как при всех своих преимуществах в экономии запаса воды, они были очень сложными в обслуживании и эксплуатации.

Оффлайн skif 13

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2309
  • Репутация: +125/-4
  • skif-13-13@mail.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Николай
Проглядел...  Вывезли в именно в то депо, где была база по ремонту и могли остаться специалисты по эксплуатации... Совершенно логично...

Оффлайн skif 13

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2309
  • Репутация: +125/-4
  • skif-13-13@mail.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Николай
Цитата: kestrel
Почему не вывезли?
Пять таких локомотивов 52-й серии использовались после войны в Депо Одесса-Главная.
В статье нет ни слова про это...

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Эта информация из официальных архивов.
Кроме того эти 5 локомотивов также упоминаются в статьях увы недавно покинувшего наш мир Васильева (самого авторитетного знатока истории 52/ТЭ на территории быв СССР).

Оффлайн will

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 875
  • Репутация: +10/-0
  • Скайп: Мой статус
  • Откуда: Оренбург
  • Имя: Игорь
Цитата: kestrel
Любопытно что Т38 имел тендер с ВЕДУЩИМИ ОСЯМИ!
Это как? Своя паровая машина или кардан?

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
А вот точно не знаю. Но если присмотритесь, то увидите две большие колесные пары, связанные кулисным приводом.

Evgeny

  • Гость
История пароконденсаторного паровоза 52-й серии
« Ответ #10 : 24 Августа 2013, 06:30:09 »
Kestrel, большое спасибо за интересный рассказ и ссылки про конденсаторные! Позволю немного дополнить.
По поводу типа привода в тендере 38-го.
И не своя паровая машина в привычном понимании, и не кардан.
Прямо в первом предложении в указанной ссылке на
немецкого моделиста, читаем:
1924 erteilte die DRG der Firma Henschel den Auftrag eine preussische P8 mit einem Abdampfturbinentender und Kondensatoranlage auszurüsten buw. umzubauen.
Abdampfturbinentender это тендер с приводом колес от паровой турбины.
Поэтому и в названии у него написано Turbinentenderlok.
И на фото прототипа, и на модели и на чертежах хорошо виден отбойный вал с кривошипами, на которые приходят спарники от ведущих колес. Совершенно не так, как это выглядит у обычной машины, с шатунами, потому как шатунов то и нет. И нет цилиндров, разумеется.
Турбоагрегат расположен впереди ведущих колес тендера на их уровне по центру. Два конца отбойного вала от понижающего редуктора турбины выведены по бокам. На них надеты кривошипы приводов спарников.
Примерно так же, как и у упомянутого выше паровоза Т18, на котором турбопривод ведущих колес заменил обычную машину самого паровоза, и помимо этого, в его тендере тоже смонтировали пароконденсатор.
По этой ссылке:
http://www.douglas-self.com/MUSEUM/LOCO … rmturb.htm
Т18 называется просто "турбинным" локомотивом, поскольку поршневой тяги на нем нет,
а Т38 "поршневым-турбинным", так как сочетается и простая машина паровоза и турбоагрегат тендера.
По ссылке много фото, словесных описаний и чертежей с разрезами. Турбоприводы были тогда не меньшим новшеством, чем пароконденсаторы, и хорошо друг с другом уживались. Так инженеры искали пути повышения КПД всеми способами.

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2260
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
История пароконденсаторного паровоза 52-й серии
« Ответ #11 : 24 Августа 2013, 06:51:22 »
Спасибо за пояснение. Действительно очень интересные аппараты.