Таки, спасибо, Сергеевич..
В Крыму, первую железную дорогу (если не считать "конки"), построили англичане в 1855-м... База была в Балаклаве и вот что там было:
Это железо и прочее, надо было переправлять на бастионы к Севастополю. Дороги не было. Вернее, она была, но напоминала грязевой поток. Англичане привезли ВСЁ и даже, причал, в разобранном виде. Строили при любой погоде. У строителей было жильё, спецодежда + 1/3 бутылки рома в сутки.... Два паровоза бегали строго по расписанию.
Момент строительства:
После окончания войны, это ВСЁ продали туркам. Причём, кто продал, не известно....Очевидно, наши подсуетились.
По этой же дороге из Севастополя вывозили трофеи и даже, осколки ядер. По ходу дела, разграбили могилы наших адмиралов. Правда, революционные потомки, в 1935-м их опять разграбили... Кости валялись по всему подвалу усыпальницы. Затем пришли другие потомки и , пересыпая останки по гробам, стали "воздавать должное»: нет черепа - Истомин... нет ноги - Корнилов... Дырка в черепе - Нахимов.. Всё на месте - Лазарев...
К слову, идея железнодорожного моста через пролив, это идея англичан…