Белая Гвардия.
На службе в Финской армии. 2МВ.
После модернизации в 1940м году горные орудия из артвагонов заменили на 40 мм зенитные пушки "Bofors"
Строительство бронепоезда, названного в честь генерала от инфантерии Михаила Николаевича Анненкова (1835-1899 гг.), началось весной 1915 года. Поезд возводился силами 8-го желдорбата в мастерских города Станислав. Постройка затянулась из-за отступления наших войск и вызванной в связи с этим частой сменой мест дислокации подразделения. В конечном итоге «Генерал Анненков» оказался там же, где появились на свет «хунхузы», в Киевских главных мастерских Юго-Западных железных дорог.
Бронепоезд «Генерал Анненков» был построен к 4-му октября 1915 года. Его конструктора штабс-капитана Пилсудского командование назначило на должность командира своего детища. Бепо имел компоновку по типу «Хунхуз», два броневагона и в центре локомотив. Бронировка поезда осуществлялась листами брони толщиной 10…20 мм. Изнутри вагоны обшивались 25-мм слоем пробки и 20-мм слоем войлока. Компоновка броневагонов также была схожей с «хунхузами» и делилась на артиллерийское отделение и пулеметный каземат.
В пулеметном каземате размещались на специальных станках 8 пулеметов M.07 Schwarzlose МG. По три пулемета устанавливались в бойницах левого и правого бортов, а два — в бойницах сразу же за артиллерийским отсеком (как на поздних «Хунхузах»), они могли вести огонь по противнику как прямо по ходу поезда, так и в одну из сторон. Подача воды для охлаждения, в кожухи пулеметов, осуществлялась централизованно, из специального бачка по трубопроводам. С командиром бронепоезда можно было связаться по телефону, рупорной и звуковой сигнализациям.
В артиллерийском отсеке, в башне на специальном станке, устанавливалось трофейное 77-мм австрийское орудие, угол ведения огня которого по горизонту составлял 270º. Поворот всей установки осуществлялся усилиями одного человека, благодаря системе зубчатых передач. Боекомплект к пушке насчитывал 180 снарядов, которые располагались в стеллажах по всему вагону.
Для наблюдения за полем боя в расположении артиллерийского расчета имелись шесть прорезей в бортах башни.
Башенная установка артиллерии на бепо «Генерал Анненков» имела гораздо больше преимуществ, чем казематная у «Хунхузов».
Для посадки-высадки экипажа броневагон был оборудован сдвижной дверью, расположенной в его кормовом бронелисте. В полу боевого отделения имелись два люка, на случай экстренного покидания каземата в боевой обстановке. Также броневагон имел еще один люк, для выхода на крышу с помощью складной лестницы. Крыша оборудовалась лючками для вентиляции и перископа, а для безопасности передвижения по ней были смонтированы поручни.
Бронировка паровоза отличалась от бронировки по типу «Хунхуз». Главным отличием было большое внутреннее пространство между котлом и броней. Это было сделано для того, чтобы в момент боя можно было беспрепятственно, под защитой брони, осуществлять передвижение из локомотива в броневагон и обратно. Место командира бепо находилось позади тендера паровоза. Здесь была оборудована бронированная рубка с наблюдательной вышкой и смотровыми щелями.
В состав экипажа бепо входили 3 офицера — командиры площадок и поезда, и 50 унтер-офицеров и солдат.
10-го октября бронепоезд «Генерал Анненков» был сдан войскам и отбыл на станцию Сарны. А дальше… Дальше простой, вызванный затишьем на фронте и продлившийся более девяти месяцев. И лишь 25-го июля 1916 года бронепоезду впервые довелось как самому «понюхать пороху», так и дать «понюхать» его противнику.
Ранним утром, после предварительной разведки и ремонта железнодорожного полотна, бронепоезд выдвинулся на станцию Коршев, для поддержки атаки 75-го пехотного Севастопольского полка. Выйдя на позицию, бепо открыл сильный арт-огонь по позициям австро-венгерской пехоты. Вскоре солдаты противника, не выдержав натиска, начали покидать окопы, и тогда заговорили пулеметы «Генерала Анненкова». Ну а далее в атаку пошла наша пехота, которая благополучно прорвала оборону на этом участке фронта. За 40-минутный бой бронепоезд израсходовал 283 снаряда и 15 тыс. патронов.
В течение года бепо еще несколько раз принимал участие в боях с врагом. В августе 1917 года бепо «Генерал Анненков» включают в состав Броневого ударного железнодорожного отряда под командованием капитана Кондырина. В состав этого отряда также вошли бронедрезина, мотоброневагон «Заамурец» и два бронеавтомобиля.
Во второй половине октября 1917 года бронепоезд, уже под командованием подполковника Кондырина, по приказу Ставки Верховного главнокомандования был отправлен на Северный фронт. Но там повоевать с врагом ему не удалось, сему помешали революционные настроения в войсках. В районе станции Бологое бронепоезд захватили матросы под командованием Федора Раскольникова. Оказавшись на стороне революции, бронепоезд, под новым именем «Партизан», отправляется на помощь «московскому пролетариату».
В марте 1918 года австрийские пушки бронепоезда заменили отечественными 76,2-мм полевыми орудиями. А спустя несколько дней бепо, опять сменивший название на новое — «Долой капитализм!», отправляется на помощь финской Красной гвардии, яро сражающейся с финской Белой гвардией. Но повоевать долго за красных не пришлось, 24-го апреля того же года бронепоезд, опять сменивший название на «Имени тов. Раскольникова», на Карельском перешейке захватывают белофинны.
Для финнов это был ценный трофей, поскольку все их бронепоезда были блиндированы чем попало, да к тому же и открытые сверху. А тут бронепоезд, да еще и специальной постройки!
Захваченный бепо командование финнов решает разделить. Каждую из двух бронеплощадок вводят в состав двух вновь сформированных бронепоездов: "Panssarijuna 1" и "Panssarijuna 2" ("panssarijuna"-бронированный поезд) со своими бронированными локомотивами G5 и G10, а также пулеметными вагонами от других бепо. После чего оба бронепоезда отдают в аренду немцам на несколько месяцев, где они несут боевое дежурство на отрезке дороги Виипури (Выборг) — Петроград. В этот период бронеплощадки с «Генерала Анненкова» несут на своих бортах большие черные мальтийские кресты с белой окантовкой.
По окончании Первой мировой немцы отправились домой, вернув бронепоезда финской стороне. И у финских военных появилась новая головная боль. Дело в том, что раньше же на этих бепо служили немцы, а свои кадры финны не смогли обучить, поэтому им просто не хватало людей для экипажа. Нехватку попробовали решить переводом бепо в ведение администрации финских железных дорог, по сути гражданской организации, там через небольшое время «открестились» от бронепоездов и вернули их войскам, командование которых определило бепо в ведение 2-го тяжелого пехотного артиллерийского полка. Но и там вскоре от бронированных составов отказались. В результате таких мытарств и распределения ответственности за материальное имущество на разные организации бронепоезда имели довольно убогий вид. Покрытые ржавчиной, с облупившейся краской, в 1926 году бепо передают организации гражданской обороны. Именно в этой организации бронепоезда обзаводятся профессиональными экипажами, а в 1931 году началась их модернизация. В первую очередь в броневагонах с бывшего «Генерала Анненкова» заменяют 76,2-мм орудия 76-мм горными пушками. А ленточное питание пулеметов заменяют на стандартное для финнов магазинное, по 57 патронов на магазин.
В Зимней войне 1939-1940 годов бронепоезда принимают самое активное участие.
Осенью 1939 года военный округ «Перешеек» включил в свой состав оба финских бронепоезда. Они предназначались для тех мест где во время боёв был недостаток артиллерии. Территориально для ведения боевых действий бронепоездов был выделен Карельский перешеек. Однако ещё до войны командир артиллерии IV армейского корпуса писал ген.-майору Сванрему о применении бронепоезда № 2. Было бы выгодней использовать бронепоезд на ветке Лепясурья-Сувилахти в Ладожской Карелии, так как это направление лучше чем тесный Карельский перешеек. Если ставка не согласится с этим, то армейский корпус может снарядить лёгкий бронепоезд. Работу может выполнить производственная верфь в Сортавала. По плану бронепоезд состоял из бронепаровоза, одного броневагона типа Н, двух типа GD, и два открытых типа Н. На вооружении лёгкого бронепоезда требовались две 37 или 57 мм зенитки, миномёт, 4-6 пулемётов, плюс вооружение ударной группы. Затраты на этот лёгкий бронепоезд составили бы 300 тысяч марок. Однако полковник Спелман не получил положительного ответа, хотя 10.11.1939 из 3-го полка береговой обороны в корпус были переданы два 57 мм орудия.
Во время учений осенью 1939 г. бронепоезда в них участия не принимали. Командиры поездов отлично знали все особенности будущего театра военных действий своих бронепоездов на ветках Виипури-Белоостров и Кивиниеми-Хиитола. Местом стоянки бронепоездов было Сяйние, где 08.10.1939 началась подготовка резервистов. Там же бронепоезда получили дополнительное вооружение и снаряжение для ремонтных работ. Командир бронепоезда №2 просил ремонтные мастерские Выборга установить дополнительную трубу на бронепаровоз, но ему было отказано.
Согласно документу от 30.11.1939 экипаж бронепоезда № 1 состоял из 4-х офицеров, 25 унтер-офицеров и 50 солдат. Из них 6 унтеров и 4 солдата были машинистами и их помощниками. Экипаж № 1 набирался преимущественно из жителей Выборга. Экипаж бронепоезда № 2 состоял из 3-х офицеров, 22 унтер-офицеров, 47 солдат и 8 железнодорожников. Экипаж № 2 был собран из жителей Карельского перешейка. Командиры бронепоездов имели богатый опыт подготовки резервистов так как отвечали за это ещё в бронечасти выборгского щюцкора. Вооружение бронепоездов несколько различалось. В обоих было по два 76 мм орудия m/04, по 13-15 станковых и 4 ручных пулемёта, но только в бронепоезде №2 было пять автоматов. В каждом артвагоне было одна 76 мм пушка и 3-4 пулемёта в бортах, а также имелся и пулемёт в башне. В б-де № 1 был зенитный пулемёт «Максим». С орудиями 76 VK/04 бронепоездов возникла небольшая проблема: к ним негодились снаряды от орудий 76 LK, так как в них было больше пороха. Пришлось искать на складах снаряды в которых было 210-215 г. пороха. Осенью 1939 года бронепоезда состояли из двух орудийных, пулемётного, двух вагонов-убежищ и бронепаровоза. Оборудование поездов оставало желать лучшего, к примеру в бронепоезде №2 было десять телефонов устаревшего образца.
В ноябре 1939 б-д № 1 совершил разведывательный выезд по ветке Виипури-Валкярви. Через неделю 29.11.1939 командиры бронепоездов получили приказ быть готовыми поддерживать финские войска в обороне в р-не Лейпясуо и Пеллякяля. Б-д № 1 28.11.1939 подчинили IV армейскому корпусу и его направили в Ладожскую Карелию. В тот же день бронепоезд № 2 отправился к границе и прибыл в Терийоки, где остался на ночь.
По окончанию Зимней войны оба бронепоезда ( с учетом боевого опыта) прошли модернизацию.
Одна из артиллерийских площадок бронепоезда «Генерал Анненков» дожила до наших дней и находится в экспозиции финского танкового музея в городе Парола (Parola).