Займусь некропостингом.
Тема моя - мне можно.
Никто не похвастался собранным шлагбаумом. Отчасти я это воспринимаю как упрёк за слишком сложную (миниатюрную) конструкцию и за отсутствие руководства по сборке.
Там действительно есть "тонкие моменты".
Так как у меня возникла
необходимость в сборке шлагбаума, попробую описать некоторые моменты сборки.
В силу недостатка опыта в качестве материала была выбрана не латунь, а бронза. Я боялся, что латунные детали будут слишком мягкими.
На самом деле я столкнулся с другой проблемой - хрупкостью бронзы. Для исключения этой проблемы бронзу нужно отжечь. Как минимум те детали, которые гнутся по полутравам - все корпуса и т.п. Неотожжёными следует оставить разве только перекладину шлагбаума, щиты светофора, стойку светофора, знаки и кронштейн ограничения высоты.
Все детали желательно лудить в виде развёртки, не отделяя их от рамки. Лудить почти сухим паяльником - не нанося толстый слой припоя (иначе лепестки просто не войдут в пазы) и не заливая полутравы (иначе не согнуть как надо).
Места лужения планировать в соответствии с технологией сборки.
Все детали сгибаются по полутравам так, что полутрав находится внутри сгиба.
Пример лужения развёртки колодца:
Механизм подвижный. Есть много отверстий через которые нужно продеть валы. Диаметр отверстий 0,6 мм. Для плавного движения без рывков зазоры должны быть минимальны. Нужно подобрать проволоку подходящего диаметра. Проволока должна паяться.
Описание некоторых тонкостей сборки:
Брус.- Никаких тонкостей. Облуживаем, сгибаем и прогреваем. Отверстия двух частей должны совпасть (думаю, вы и сами догадались).
Основание бруса.- Отгибаем противовесы, пропаиваем. На этой детали есть погрешность. Крепёжные отверстия в противовесах нарисованы с другой стороны. Если хочется большие отверстия, то противовесы сгибаем полутравом внутрь, остальную деталь - полутравами наружу. Иначе - наоборот.
- Сгибаем развёртку и фиксируем клапан изнутри. Отгибаем маленькие язычки внутрь.
Сборка бруса с основанием.- У бруса есть верх и низ, у основания - нет. Вероятность возникновения дефектов больше на основании - это место стыка развёртки. Оцениваем его с художественной точки зрения и ориентируем как понравилось. У бруса верхняя часть та, где перед вторым отверстием короткая глубокая выемка, нижняя - где широкая плавная выемка между отверстиями.
- Вставляем брус в основание спереди задней частью вперёд. На брусе есть два ограничивающих упора. В задней части брус должен пройти между отогнутыми внутрь лепестками. В этом месте пропаиваем его.
- Сгибаем штанги противовесов вокруг скругления углов в основании треугольных деталей верха и низа. Штанги должны быть параллельны друг другу, а три отверстия (в каждой штанге и переднее отверстие в брусе) должны находиться на одной оси (проверяем проволокой или булавкой).
Колодец.- Важным элементом являются проушины в нижней части. При сборке им необходимо уделить особенное внимание. Так как они воспринимают усилия привода, требуется их усилить. Каждая проушина сгибается по двум линиям и имеет упор для позиционирования.
- Отгибаем оба упора проушин на 90 градусов.
- Сгибаем каждую проушину по полутравам под прямым углом.
- Начинаем сворачивать колодец по крайним продольным линиям. Среднюю линию пока не трогаем. Если всё сделано правильно, то получим в нижней части каждой из согнутых граней проушины опирающиеся на упоры. Это место стыка нужно обильно залить припоем - для прочности.
- После этого сгибаем колодец по оставшемуся среднему полутраву пропуская "гребёнки" из лепестков друг сквозь друга, загибаем лепестки и пропаиваем.
- Снаружи углы кронштейнов также усиливаем припоем.
Получим примерно это:
Корпус шлагбаума.- Отгибаем боковые лепестки крышки и саму крышку под прямым углом.
- Отгибаем боковые стороны под прямым углом и пропаиваем лепестки крышки (которые должны оказаться внутри).
- Сгибаем два двухсегментных язычка крышки по полутравам в соответствии с формой боковых стенок. Важно: язычки не должны выходить за контуры боковых стенок, так как иначе они будут препятствовать открыванию шлагбаума. Согнутые лепестки изнутри надёжно фиксируем припоем к боковым стенкам. Следим за тем, что бы отверстия в боковых стенках оставались открытыми.
- Сгибаем лепесток передней стенки, сгибаем стенку и изнутри припаиваем лепесток.
Получим примерно это:
Сборка колодца с корпусом.- Собирать не очень удобно. Если есть чем зафиксировать детали - используйте это.
- Важно! У колодца и корпуса есть перёд и зад! Не перепутайте! У колодца нижний кронштейн несимметричен - он смещён вперёд. У корпуса отверстия для бруса в передней части.
- Слегка отгибаем четыре лепестка внизу корпуса наружу и вверху корпуса внутрь.
- Пользуясь упругостью металла вставляем лепестки корпуса внутрь лепестков колодца.
- Верхняя граница лепестков колодца должна находиться на уровне начала лепестков корпуса. В таком положении припаиваем. Это неудобно. Могу посоветовать спаять один, затем противоположный, затем остальные. Для аккуратного вида лепестки колодца и корпуса должны быть плотно прижаты друг к другу. Если при пайке перегреть колодец, все лепестки отпаяются и корпус сместится. После этого - только позиционировать в горячем виде.
Получим примерно это:
Перёд обеих деталей слева.
Установка уровня.- Отгибаем четыре лепестка на колодце наружу.
- Сверху надеваем уровень (квадратная деталь). Идёт туго, но если колодец собран ровно, надевается без подгонки.
- Припаиваем.
- Откусываем торчащие концы лепестков.
Получим примерно это:
Лепестки ещё не откушены.
Монтаж бруса на корпус.- В заднее отверстие бруса устанавливаем проволочную тягу. Она не должна быть надломлена в месте сгиба (потом не заменишь), не должна слишком сильно болтаться, загнутый конец должен прилегать к тяге что бы исключить его задевание за корпус или колодец изнутри. Длину тяги делаем с запасом.
Пропорции примерно такие:
- Вставляем тягу через отверстие сверху спереди внутрь корпуса, пропускаем её насквозь и в это же отверстие вставляем хвост бруса. Это неудобно, но возможно. Не перепутайте верх и низ бруса, иначе шлагбаум будет подниматься только наполовину. В первый раз я не собирал крышку корпуса до того, как установил тягу. Это неудобно и крышка устанавливается ненадёжно. Не рекомендую.
- Устанавливаем ось бруса. Проверяем как открывается. Если крышка корпуса выступает за габарит, за неё может цеплять.
- Запаиваем проволоку в штангах противовесов, откусываем кусачками заподлицо. При необходимости зачищаем надфилем. Должна сохраниться подвижность бруса.
- Устанавливаем нижний рычаг в стойки колодца. Отверстием, которое находится в вершине прямого угла образованного отверстиями рычага.
- Отгибаем тягу бруса и вставляем её в отверстие. При этом надо добиться что бы нижний рычаг отклонялся примерно одинаково в противоположные стороны при переходе бруса из одного крайнего положения в другое.
Что-то типа этого:
- Откусываем лишнюю часть тяги и загибаем её до конца. Что бы загнутый хвост касался тяги. Тяга имеет максимальный вылет вниз при поднятом брусе шлагбаума.
- Меняем временную ось нижнего рычага на постоянную. При этом устанавливаем дистанционные шайбы. Я использовал кольца отрезанные от мягкой медной трубки, но подойдёт всё что угодно: пробка, резина, пластик и т.д.
Выглядит так:
Основная задача - что бы не болтался рычаг. Если обеспечить некоторый зажим в этом месте, шлагбаум будет сохранять положение заданное вручную.
Вишенка на торте.- Устанавливаете крышки оси шлагбаума. Будет аутентично. Их вряд ли кто-то заметит, но вы будете знать, что они там есть. Во время данной операции крайне не рекомендуется чихать.
Сборка светофора.Я точно помню, что собирал пробный экземпляр легко и непринуждённо, но не помню - каким образом. Сейчас пришлось потратить некоторое время на поиск пути...
- Загибаем козырёк на оправке (сверло) что бы он входил в паз щита.
- Вставляем козырёк в паз, пропаиваем изнутри без фанатизма. Используем зубочистку в качестве технологического приспособления (надевем на неё головку светофора козырьком вниз и прогреваем по торцу коробки).
- Берём детали вилки светофора вместе с технологической рамкой. Сгибаем рамку совмещая детали. Пропаиваем. Откусываем рамку.
- Вставляем один глаз сзади в светофорную коробку прогреваем её и утапливаем. Выемка на вилке должна быть сзади. При этой операции удобно головку вставить козырьком в отверстие в дощечке.
- Повторяем со второй головкой.
Пробный светофор был собран на игле с зелёной канюлей (0,6 мм ЕМНИП). Но отверстия в тумбе светофора рассчитаны на иглу с розовой канюлей (1,2 мм). На тонкой игле смотрится лучше, но будут проблемы при закреплении в тумбе.
- Собираем тумбу. Сначала сгибаем верхнюю часть и продеваем лепестки в основание. Отгибаем лепестки и пропаиваем. Сгибаем боковые стенки основания и переднюю стенку. Вставляем два лепестка передней стенки в два паза, отгибаем и пропаиваем. Заднюю стенку пока не закрываем.
- Высота светофора до центров огней - 2,5 метра. Это полтора сантиметра. Вытачиваем в игле выемку под вилку светофора и подбираем её длину так, что бы она выступала внутри тумбы светофора, но не доставала до разъёма. В случае чего ноги разъёма легко укоротить.
- Облуживаем нужные места стойки (нержавейка) и откладываем пока в сторону.
- Устанавливаем стойку в тумбу. Для этого при вставке её в отверстие прогреваем. Иначе облуженная не войдёт. Вставляем её на нужную глубину и вешаем туда знатную каплю припоя.
- После этого загибаем заднюю стенку основания, загибаем лепестки и пропаиваем.
- Припаиваем знак пересечения с ж/д.
- Припаиваем вилку с головками.
Сборка знаков.- Все знаки установлены в технологические рамки в которых отмечено положение оси стойки треугольными выступами на рамке. Составные знаки установлены на правильной дистанции друг от друга. Припаиваем стойку, удаляем рамку.
В результате должно получиться примерно такое: