Минерал асбест на Урале нашли в 1885 году, а уже в 1889 началась промышленная добыча. В это же время прокладываются первые железнодорожные пути колеи 600 мм. Сначала использовалась конная тяга. В 1910 году появились 2 паровоза 600 мм колеи. На Благодатном золотом руднике (пос. Монетный, Асбестовский район), принадлежащем А.Ф. Поклевскому-Козелл, паровозы работали с 1890 года. На Асбестовых рудниках применялся путевой материал 600, 750, 1000 и 1524 мм. Были периоды, когда все указанные типоразмеры эксплуатировались одновременно на различных участках производства.
По состоянию на 1930 год – в карьере 600 мм, на фабриках 1000 мм. В 1927 от асбестовых рудников до станции Баженово проложены пути 600 мм, а к 1933 году перешиты на 1524 мм. В 1940 году все внутрерудничные ж/д пути перешиты на 1000 мм. Метровая колея использовалась до 1958 года, потом была перешита на 1524 мм. При этом колея 1524 была на фабрике №3 уже в 1935 году, т.к. имела прямой выход на «трассу» Асбест-Баженово. Колея 750 мм применялась в лесу при заготовке дров для работы электростанции.
Начиная с 1959 и в течение 3 лет осуществлялся поэтапный переход рудничного транспорта с колеи 1000 мм на 1524, т.е. до 1962 на рудниках использовался узкоколейный транспорт.
Паровая тяга использовалась до середины 50-х годов. Паровозы были исключительно зарубежной постройки: «Оренштайн и Коппель», «Краусс» и др.
Электровозы колеи 1000 мм появились на рудниках в 1939 году. Это были отечественные ДКм-12 (Динамо, КЭС – Крекинг-электровозостроительный завод в Подольске).
Американские 35-тонные электровозы были заказаны «Машиноимпортом» в 1947 году. Тогда специально для асбестовых рудников было получено 25 американских электровозов Вестингауз и Джи-И (Дженерал Электрик). Каждый из них шёл в комплекте с четырьмя вагонами-самосвалами фирмы «Магор». Примерно в это же время поступили итальянские электровозы из Турина «Савельяно».
Отечественные IIКП-3А и А-80.
В 1950 году было 40 электровозов сцепным весом 35 тонн, а к 1955 стало уже 96 плюс 2 сцепным весом 80 тонн.
Ещё в июле 1958 года вышло постановление Совмина, предусматривавшее перевод всех асбестовых рудников с узкой колеи (1000 мм) на широкую (1524 мм). На нашем руднике первые шаги к этому были сделаны в следующем году – начали прокладывать новые пути параллельно узкоколейным. Вскоре из Чехословакии стали поступать новые мощные электровозы 21Е, изготовленные на заводе «Шкода». Это были шестиосные локомотивы с тремя двухосными тележками, соединёнными подвижными креплениями. Над средней тележкой находилась кабина машиниста с двумя пультами управления, на крыше кабины установлены токоприёмники. Нагрузка на одну ось составляла 25 тонн, общий вес электровоза – 150 тонн.
В 1960 году к нам стали поступать электровозы ЕЛ1 производства фирмы «Ганс Баймлер» из ГДР. Их кузов состоял из двух отдельных секций, в каждой из которых перед скосом была расположена кабина машиниста. Секции кузова опирались с одной стороны на крайние двухосные тележки, с другой – на среднюю двухосную тележку. Рядом со «Шкодой» эта машина выглядела громоздкой.
Узкоколейные электровозы были переданы в Сатку Челябинской области.
«Немцы» и «Чехи» эксплуатировались до 1979 года. С поступлением тяговых агрегатов ПЭ-2М, оставшиеся на ходу 21Е ушли на Украину в Кривой Рог, а ЕL-1 в Магнитогорск.
В 1985 появились ПЭ-2У, внешне отличающихся от предшественника спрямлённым задним (длинным) капотом. К началу 90-х годов на рудниках эксплуатировалось 178 тяговых агрегатов Днепропетровского завода.
С началом металлоломной лихорадки электровозы стали активно выводить из эксплуатации и разбирать. Сейчас в работе находится не более 20 машин.
![](http://s17.postimg.cc/4nxxfedr3/image.jpg)
![](http://s21.postimg.cc/my25976cn/image.jpg)
![](http://s18.postimg.cc/ibw79fcrt/3_jpg.jpg)
![](http://s22.postimg.cc/3y2yte969/image.jpg)
![](http://s29.postimg.cc/7jmwye0vb/image.jpg)
![](http://s15.postimg.cc/d64awwkpn/image.jpg)
![](http://s30.postimg.cc/h4874j08x/image.jpg)
![](http://s21.postimg.cc/foutf3cvb/image.jpg)
![](http://s21.postimg.cc/fk08wwkbr/image.jpg)
![](http://s16.postimg.cc/9w15yybz9/image.jpg)
![](http://s15.postimg.cc/5wrx5okwr/image.jpg)
![](http://s14.postimg.cc/yrp4tpdn5/image.jpg)
![](http://s17.postimg.cc/j9g7vjcpr/image.jpg)
![](http://s14.postimg.cc/szynxezip/image.jpg)
![](http://s30.postimg.cc/gzrvaxssh/image.jpg)
![](http://s23.postimg.cc/ov66bp8jf/image.jpg)
![](http://s21.postimg.cc/7gxxr7raf/image.jpg)
![](http://s24.postimg.cc/iuut0asv9/image.jpg)
![](http://s1.postimg.cc/u5mvnoh1r/image.jpg)
![](http://s11.postimg.cc/6aan68683/image.jpg)
![](http://s16.postimg.cc/s58ecmxwl/image.jpg)
![](http://s16.postimg.cc/h22kc9grp/image.jpg)
![](http://s13.postimg.cc/hh62nikdj/image.jpg)
![](http://s12.postimg.cc/u5d5uz2j1/image.jpg)
![](http://s15.postimg.cc/w10i6p1p7/image.jpg)
![](http://s28.postimg.cc/u72wr5wyl/image.jpg)
![](http://s27.postimg.cc/6vdnjgksj/image.jpg)
![](http://s8.postimg.cc/szzjcmskl/image.jpg)
![](http://s29.postimg.cc/ghqxhgkpz/image.jpg)
![](http://s27.postimg.cc/j3083d16r/image.jpg)
![](http://s24.postimg.cc/l1m6lqrvp/image.jpg)
![](http://s28.postimg.cc/d34fqtzj1/image.jpg)
![](http://s29.postimg.cc/imfvwabqf/image.jpg)
![](http://s14.postimg.cc/lqi6zd3rl/image.jpg)
![](http://s9.postimg.cc/vo1pkktov/image.jpg)
![](http://s22.postimg.cc/i06z8s1yp/image.jpg)
![](http://s17.postimg.cc/6ognuv9y7/image.jpg)
![](http://s15.postimg.cc/s0g18lo0r/image.jpg)
![](http://s15.postimg.cc/ti1hk5srf/image.jpg)
![](http://s29.postimg.cc/hltfcdyw7/image.jpg)
![](http://s22.postimg.cc/qb7157ilt/image.jpg)
![](http://s28.postimg.cc/nib46nq59/image.jpg)
![](http://s29.postimg.cc/u77ol13on/image.jpg)
![](http://s23.postimg.cc/vln5s1p4r/image.jpg)
![](http://s23.postimg.cc/r2fik9wmz/image.jpg)
![](http://s1.postimg.cc/8sahtp1lb/image.jpg)
![](http://s10.postimg.cc/817wwddzt/image.jpg)
![](http://s1.postimg.cc/z73wzwk7j/image.jpg)
![](http://s30.postimg.cc/8otnk07wh/image.jpg)
![](http://s15.postimg.cc/746s0n8wr/image.jpg)
![](http://s7.postimg.cc/485su45zv/image.jpg)
![](http://s12.postimg.cc/wfk482lxp/image.jpg)
![](http://s27.postimg.cc/5m8bhlx6r/image.jpg)
![](http://s14.postimg.cc/fs4u8i1qp/image.jpg)
![](http://s17.postimg.cc/4r20qp6ov/image.jpg)
![](http://s29.postimg.cc/oijgujmqv/image.jpg)
![](http://s21.postimg.cc/t3035rjl3/image.jpg)