По плану, посмотрев множество наших и зарубежных вариантов для себя решил, что мне теневые станции не нужны. Постарался максимально их исключить, что вроде получилось. Таких мест у меня всего три, это петля разворотная между уровнями, транзитный путь на станции Dorten и немного пути на контейнерную станцию. Получается состав максимально находится на верху, а не где то под землей.
А почему? При таких размерах макета как трудовые, так и финансовые затраты на постройку теневого вокзала совсем нерелевантны, тем более что "хеликс" так и так планируется. При этом теневым вокзалом Вы нисколько не уменьшаете площадь поверхности катания. Т.е. мест, где состав будет виден наблюдателю остается ровно столько же. Зато наличие теневого вокзала придаст намного больше возможностей для организации движения. Да и идея теневого вокзала - изобразить, что состав не где то под землей, а что он уехал, а это как раз наиболее соответствует реальности.
Я попробую объяснить свою точку видения по теневому вокзалу и почему принял такое решение.
Для чего нужен теневой вокзал? Первое, возможность ротации ПС, второе, хранение ПС, третье, визуальное скрытие состава и увеличение его общего пути (это даже скорее относится к ротации). Каких то других возможностей я не вижу...
Мой вывод: Хранить дополнительный ПС на макете я не планирую, для этого есть специальные стенды, где он и реально сохранится и пыли на нем не будет и т.д..., имея довольно обширную схему макета, ротацию можно, как и планирую, проводить на самих станциях, дополнительно, если взять хеликс на первом модуле, его длина 17 метров, что дает возможность разделить оный на 6 блок участков, на которых составы могут и будут останавливаться. Получаем например, один состав зашел в тунель со станции Lucas на хеликс, пока он спускается, туда может зайти еще 5 составов, в результате визуально видим, что в тоннель заходит грузовой с углем, а на станцию Dorten с хеликса из тоннеля выходит пассажирский... Чем не ротация? 17 метров состав может ехать до 5 минут по хеликсу.
И еще, общая длина пути состава по всему макету получается примерно 150 метров от точки А до возврата в точку А по всему макету. Это достаточно длиный путь и не малое кол-во времени занимает, расчетно 30-35 минут. Вряд ли кто то, заметит что вот этот один и тот же состав.
Вариант, состав со станции Lucas уходит в сторону Нефтезавода, далее, станция Piketon, грузовая станция Piketon, по хеликсу на станцию Bremen, далее по теневому кольцу, длина которого почти 20 метров возврат на станцию Bremen, станция Piketon, снова Lucas, спуск по хеликсу на станцию Dorten, далее Контейнерная станция, разворот, снова Dorten и вот конечная точка, Lucas! При чем в процессе движения имея достаточно длинные хеликсы и теневые развороты даже если всего 4 состава будет двигаться по макету, уже не сразу поймешь где который, откуда и куда он движется... Если запустить планируемое кол-во составов, реально определить где что и как думаю будет сложно.
Есть еще одна причина, конструктивная, единственное место где можно расположить теневой вокзал, это первые 5 модулей, там где ребра жесткости установлены, потому что эти модули самые широкие, добавив туда теневую серьезно уменьшаем жесткость модулей, что может сказаться на движении фанеры при изменении влажности.
Для понимания о чем речь, подмакетник как он внутри...
Так же не маловажный фактор, доступ к теневому вокзалу. Если его делать то минимум на 4-6 путей, а это стрелки и прочее, к ним необходим свободный доступ, мало ли что, у меня не получилось ничего придумать оптимального в этом плане... (плане доступа). если обратите внимание, все что находится у меня в теневых, без стрелок, только пути на которых почти ничего не может произойти.
Такой маленький элемент надежности
Вот те причины по которым отказался от теневого вокзала.
... и добавил:
По плану, посмотрев множество наших и зарубежных вариантов для себя решил, что мне теневые станции не нужны. Постарался максимально их исключить, что вроде получилось.
Соглашусь с Константином - это несколько противоречит реалистичности макета. Макет, как правило, отображает какое-то конкретное место или несколько мест. Поезд движется между реальными пунктами гораздо дольше, чем это происходит на макете, то есть часть времени ему надо находиться либо где-то "в пути", либо на других стнациях этой или примыкающей ЖД. Разумеется, наличие теневых вокзалов и отстойников зависит от цели макета, но чаще, как мне кажется, они дают только плюсы. Не могли бы Вы озвучить причины, по которым решили их исключить из своей путевой схемы? Можно ведь по ходу движения увести их за задник на некоторое время и затем они продолжат движение на переднем плане.
Бальзу я использую карельскую березу.
В смысле использовали бальзу или использовали берёзовую древесину? Судя по описанию всё же бальзу.
Добавлю свои пять копеек - работал с бальзой только однажды, когда на конкурс делали модель автожира - прекрасный материал - легко обрабатывается модельным ножом, намного легче берёзы, а структуру имеет довольно равномерную - близкую к берёзе, только мягче, в отличие от сосны, которая сильно слоится.
Причины отказа от теневого вокзала описал выше, а что касается времени в пути, то как раз для этого (для серьезного увеличения времени между станциями) и служат хеликсы и теневые развороты.
Все правильно, есть бальса (так правильно!), есть карельская береза листовая, это как бы разные вещи. Не все можно найти и купить необходимой толщины и размеров, где то использую бальсу, где то березу, где то вообще фанеру 3-х слойную 0,75мм толщиной. Все зависит от ситуации... Для мостов использовал именно бальсу и березу.