Спасибо питерским коллегам на подробный фото-видео отчет.
Сам был там в мае 2012 года, когда только начали пускать посетителей на еще недостроенный макет. Можно было подсмотреть много интересных идей. Выкладываю свои фото почти 4-летней давности, заодно можно глянуть отличия и изменения. Далее краткие комментарии по ходу.
Вокзал Тюмени построен, остальное в процессе. Хрущевки классные. К Тюмени еще вернёмся. Не иначе, кто-то из организаторов Гранд-макета имеет тюменские корни. А чем иначе объяснить, что городок с 700-тысячным населением так хорошо представлен на макете?
Аэродром тоже строится
Кладбище
Тундра, однако... СеверА
Там же на северах. Креативная идея - вокзал Карлсберг пр-ва Фаллер (в N-ке артикул 212114) превращен строителями Гранд-макета в строящееся (а может разбираемое) административное здание (не вокзал)
А это здание ИМХО - конверсия американского вокзала, по крайней мере подобных зданий много в штатовских магазинах
Лесной пожар. Струи воды переливаются. Большинство автотехники на макете - импорт, но попадается и наша. Хотя та же Херпа делает много отечественного автопрома в Н0
Повезло археологам!
В 2012 году ограничились просьбами и маленьким митингом жителей макета. В 2016 году макет уже имеет стеклянное ограждение по всему периметру
Самый здоровый вокзал на макете. Интересно, какой у него прототип?
Коровы в подсолнухах. Похоже, что пастухи их потеряли. Кстати, часть людей и животных при нажатии на специальные кнопки начинали двигаться - пастух махал бичом, куры клевали зерно, мужики пилили бревно и т.д. Такие вот механические "блохи" 21-го века.
Как в реальной жизни - до Олимпиады еще более 1,5 лет (напоминаю, все фото - май 2012), стройка в разгаре
Океанский лайнер
Кремль уже есть, а сама Москва еще строится...
И Тюмень тоже строится. Хрущевки за вокзалом, как видно на фото, уже электрифицированы и просятся на макет.
А пока с какого-то перепугу Машка М62 забрела на электрифицированный участок Свердловской жд (где магистральных тепловозов с 1960-х годов не видели) и привела с собой на хвосте "Красную стрелу". Вообще ляпов на Гранд-макете хватает и посеръезней, но я к этому отношусь философски, ну, типа, это не 100% Россия, а некая альтернативная реальность (любой макет, собственно, этим и является). Ну а так самый суровый косяк Гранд-макета, и об этом много писано - локомотивы, только 2 паровоза модельные (которые трофейные), Машки-Люськи терпимо, RSD4/5 вместо ТЭ1 и ICE3 вместо Сапсана - на грани, но BR212, BR150, Таурас, тепловоз 1200 евро серии и ФАНФАРЫ!, китайский "Председатель Мао" DF4DH - это уже полная альтернативная реальность. Я могу это объяснить только тем, что в этой реальности европейцы с китайцами создали в 1970-е годы альянс и напали на СССР. Мы их супостатов, конечно, победили и в качестве контрибуций понабрали их локомотивов. Тогда, ежели мы и с Штатами воевали заодно, элементарно объяснимы RSD4/5 на макете.
Возвращаемся к стройке. Вот еще в 2012 году Екатеринбург был неплохо отстроен, тщательно выполнены вокзал, гостиница "Исеть", невьянская падающая башня. Жаль только, что для всей Сибири не нашлось места для каких-нибудь узнаваемых зданий
Стрелка на Стрелке или просто аншлаг?. Санкт-Петербург выполнен вообще выше всяческих похвал, сразу видно - питерские Гранд-макетчики настоящие фанаты и патриоты в лучших смыслах...
...И + обладают здравым чувством юмора. На фото жизнь питерцев в разрезе. На макете есть еще несколько познавательных разрезов: от устройства подводной лодки до отечественного "Побега из Шоушенка"
Далее меня заинтересовал такой момент: помимо штучных копий зданий (Московский Кремль, центр Питера, вокзалы) и типовых хрущовок и 9-этажек (их мелкосерийно в Н0 штампуют) есть куча зданий, которые либо частично перепилены или силком вставлены в наш ландшафт (в основном промышленные и административные здания).
Это вокзал Радебург пр-ва Аухаген. Т.е. с прилепленными сараями и гаражами он на вокзал уже и не особо похож
А ежели отпилить все лишнее, то... см. на нижнем фото желтые здания слева от церкви
Ну и напоследок несколько интересных фото:
Трофейные паровозы: польский Пт31 и немецкий BR86. Бегали они не по всему макету, а на небольшом участке, и специальный сотрудник периодически заправлял им дымогенератор жидкостью. Если 86-й со своей платформой и танком еще как-то смотрелся в промзоне, то почему прописали пассажирский 31-й в районе лесопилки (где "Слава труду") - непонятно. Может он там от Советской власти прятался?
Проезд такого состава по такому мосту впечатляет
В общем огромная благодарность коллективу Гранд-макета, дарящего нам такую альтернативную реальность!