о революции в МПС было 4 класса вагонов.
4-й класс - почти товарный вагон, сидели на своих вещах, в лучшем случае на досках в виде лавок.
3-й класс - типа наших электричек ЭР2, деревянные сиденья.
2-й класс мягкие диваны.
1-й комфортные откидывающиеся кресла.
Ваша ошибка в том, что вы сгребли в кучу ближние (пригородные) и дальние поезда. Если же ограничиться только ПДСами, то все становится заметно нагляднее:
4-класс - это и есть товарный вагон (например, ведомственная или воинская теплушка) или переселенческий вагон (с удобствами на уровне теплушки и часто обогревом от перевозимого скота). Деревянные нары и прочие прелести сверхбюджетного перемещения. До нашего времени, к счастью, не дожил.
3 класс - это уже вполне себе плацкартный вагон: уже не сплошные полати для сна "бок к боку", а отдельные полки для каждого человека (которые в пригородном сообщении использовались под сидячие места - да здравствует современный плацкарт, он же общий вагон!). Но что самое ценное - это был изначально пассажирский вагон, нередко даже с туалетом!
2-й класс отличался, вы правы, мягкими диванами вместо деревянных лавок, а в поздних моделях - с полноценными закрываемыми "спальными помещениями" - но и не более того. Хотя нет, вру - в этих вагонах обычно уже было "центральное отопление", и именно вагоны этого класса попали в трест СВПС. И - что кажется особенно удивительным - именно вариации на тему купейных ЦМВ сменили довоенные СВПС.
1-й класс - ни что иное, как современный "СВ", со всеми их плюшками. Не больше и не меньше.
Самое любопытное, что в пригородном сообщении (на которое вы ссылаетесь в своих аналогиях) ни 4-го, ни 1-го классов - никогда не было! (военное время 1914-1921, а по уму и разруху года до 24-го не берем - это совершенно особый временной отрезок, когда поезда формировались не по правилам, а из того, что ещё не развалилось и способно передвигаться. Тогда и хлеб возили в пассажирских вагонах, и людей в товарных - и это был едва ли не единственный период, когда в 4-й класс продавали билеты).
UPD:
Мне в прошлом году во Франции удалось найти пригородный поезд 3-го класса. Поверьте, наша ЭР-2, даже с учетом её деревянных лавок - гораздо ближе ко 2-му классу, чем к ней.
... и добавил:
ailcat, Ок) я согласен, моя "экономика" диванная. А Ваша, которая на 100% официальная, оправдывающая всё и вся, самая что ни наесть не диванная <...> Согласен со всеми приведенными доводами, во всех сообщениях.
1. Далеко не всё и не вся. В частности - только по перечисленным позициям (именно в противовес высказанному вами "лучше бы потратили денег на пенсионеров". Как раз потому, что не потрать их сейчас - через несколько лет пенсионерам платить стало бы вообще нечем). И моя "экономика" категорически не оправдывает масштабов распила. И в той или иной мере - тоже является диванной (только основанной на бОльшем количестве цифр).
2. Вас так легко переубедить? Печально