Получив кучу замечаний типа "сделал и не показал" по озвучке предыдущего паровоза, решил подробно рассказать о BR 011.
Фляйш выпускал данный паровоз с 1977 по 2007 год. Моя модель относится к первому выпуску, который относится к периоду 1977 - 1981 годы.
Паровоз много поездил за это время. Некоторые пластины токосъёма были протёрты до дыр (буквально).
Я выбрал этот лок для озвучки за его огромный тендер. Несмотря на традиционное для фляйша расположение двигателя в тендере, там ещё оставалась куча места.
В сети
есть информация об успешной озвучке данной модели немецкими коллегами. Я решил пойти другим путём - двигатель не менять, а обслужить и не опошлять динамиком будку паровоза.
Первым делом я занялся локом. Так как уже писал об этом, то позволю себе самоцитирование:
"Восстановил пару протёртых пластин токосъёма и лампу махнул на светодиод. Предвкушая скорую сборку, включил свет… А светит только один фонарь
Оказалось, один из прошлых владельцев слегонца сломал световод, а потом его склеил. Естественно, свет он больше не проводит.
Убрал световод (маленький кусок в фаре застрял - буду выковыривать) и решил светодиод вставить прямо внутрь фонаря. Благо, они со стёклами.
Взял дареные SMD 0402 и припаял пару проводов. Решил проверить… Случайно ткнул не к резистору, а прямо к БП. С неожиданно громким хлопком проверка завершилась.
Подпаял провода к следующему.
Вошёл в фару со свистом. И светит отлично (Юра, спасибо!)."
Это я не снимал, так как для всех, кто разбирал паровозы, предмет очевиден.
И вдруг:
"Грабли продолжились.
Сегодня обнаружил на паровозе прожектор...
"
С этого места и начнём наше повествование.
Так как свет в буферных фонарях уже стоял и был тщательно упакован, то пришлось всё вскрывать и подпаивать в цепь третий диод той же марки. 0402. Но я уже наловчился.
Не удалось разместить диод оптимально, так как для этого пришлось бы переделывать (перепаивать) все три, а мне что-то не хотелось.
Под светом из термоусадки торчит торец резистора.
Яркость прожектора в итоге получилась меньше, чем у буферных фонарей.
На фото отлично видно спектр светодиодов. Он оказался не таким уж и тёплым. Но гораздо прикольнее другое. Заметно, что свет левой фары влево вниз имеет жёлтый оттенок, а вправо вверх - синий. Правая - наоборот. Поэтому если смотреть на фары под углом, т.е. в большинстве случаев, они имеют разный оттенок.
Это связано с тем, что белый светодиод на самом деле синий или ультрафиолетовый. Белым его делает линза. Вбок её толщина меньше и эффективность ниже. Поэтому сбоку есть синева.
Я не могу контролировать положение диодов (точнее, это слишком геморно и конструкция станет неразборной), поэтому оставим так.
Яркость будет снижена при настройке декодера.
Подготовительные операции закончены, теперь собственно оцифровка.
Тендер имеет следующую компоновку:
Два раздельных груза. Внутри нижнего выборка под лампочку.
Пространство между грузами занимала плата с контактами, которая была удалена на предыдущем этапе.
Всё это накрывается крышкой:
Опыт показывает, что всё подогнано так, что зазоры между внутренним наполнением и крышкой практически отсутствуют. И элементы внутреннего наполнения дают исчерпывающее представление о доступном объёме.
Я предположил, что верхний груз и даст место для электроники.
Примерил динамик:
Примерил декодер:
По ширине влезают.
Внутри всё должно быть примерно так:
При этом надо учитывать, что маховик двигателя выступает за пределы корпуса на 0,3 мм. В грузе для исключения механического контакта имеется выборка. Нам тоже понадобится проставка. Что увеличит толщину "пирога".
Шасси без грузов выглядит так:
Хорошо видно кронштейн лампы и то, что двигатель имеет контакт с корпусом и контактной дорожкой.
Как я уже писал, динамик без резонатора дребезжит. У меня получилось сделать компактный резонатор.
Вот так он выглядит до установки:
Установка такого резонатора позволяет существенно уменьшить габариты динамика без заметной потери качества.
Андрей Kr, тебе слушать не дам, а то ты быстро докажешь обратное… И вообще, колонка размером меньше холодильника - это несерьёзно.
Результат:
Слева - штатный динамик, справа аналогичный (чуток крупнее) доработанный.
На двигатель установлена проставка толщиной 1 мм:
Теперь все элементы готовы и можно провести проверку на собираемость.
Проверка выявила, что толщина превышает допустимую примерно на полтора мм (крышка не садится на корпус).
Проставку уменьшить не могу - нет материала толщиной 0,6 мм.
Снял с декодера термоусадку, заменил динамик на штатный (он тоньше) с заменой резонатора.
Выигрыш толщины недостаточный. Как задумано сделать нельзя!
Ушёл "чесать репу".
Пока лирическое отступление про декодер, раз уж он раздет.
Выглядит декодер так:
На моём шестипроводной шлейф с разъёмом, синий (общий плюс), зелёный и фиолетовый (два дополнительных функциональных выхода) провода отдельно, плюс подключен динамик.
На фото видны свободные площадки. Они позволяют задействовать ещё два функциональных выхода и подключить конденсаторы (пресловутый пауэрпак). Я пауэрпак устанавливать не стал - подключать нужно с использованием мощного диода и резистора, а места нет совсем.
После раздумий динамик решил установить поперёк тендера в нижний груз, для чего выпилить под него место. Потеря веса не такая и большая - там и так ниша под лампу.
Кронштейн лампы будет мешать и должен быть удалён. Заодно и токопровод нужно удалить.
Разъём декодера будет удалён, провода укорочены по месту.
Динамик должен быть выше крепёжного винта, что усложняет форму отверстия.
Пилим вязкий пластичный свинец...
Надфилем - долго. Отрезной диск мгновенно забивается и становится идеально свинцово-гладким. В конце концов использовал зубчатый диск (пилу).
Доработать напильником…
Отверстие:
Примерка:
В связи с удалением кронштейна лампы, требуется изготовить новый кронштейн под свет.
Кронштейн заизолирован термоусадкой. Аналогично заизолирован выступ корпуса, касающийся клеммы двигателя.
Места также не прибавилось. Обычный светодиод (даже радикально обточенный) не влез. Пришлось вставить SMD. Он непонятного размера - чуть больше, чем 0603 о отличается по тону. Я решил, что вряд ли кто-то увидит паровоз сразу с двух сторон и "забил" на это.
Для обеспечения ремонтопригодности решил провода из паровоза не паять, а сделать разъёмными. Использовал для этого микроразъёмы.
К двигателю тоже не паялся. Сделал латунные клеммы, которые засунул под клеммы двигателя.
Ну, вот работа и закончена.
Всё размещено следующим образом:
Слева - освещение, затем груз с динамиком. В грузе видно кабель-канал для проводов. Над двигателем проставка и декодер. Справа - четыре провода из паровоза. Микроразъёмы над декодером. Провода под декодером слева.
При монтаже провода отрезались на нужную длину для обеспечения компактности.
Первое включение… Мандраж… Звук-то я не проверял! Вдруг дребезг будет?
Ан, нет! Всё нормально. Звук громкий и чистый.
В звуковом проекте около двух десятков звуков.
Осталось настроить декодер: уменьшить яркость света, снизить громкость динамиков, настроить разгон, торможение, максимальную скорость и синхронизировать звук и работу ПРМ.
Кстати, токосъём всё-таки не идеальный. Придётся его ещё поковырять.
Как ни странно, удаление значительной части балласта не сильно ухудшило тяговые свойства… Всё-таки четыре полностью обрезиненные приводные оси дают положительный эффект.