Взрыв паровозного котла.
На заре эпохи паровой энергетики взрывы котлов были весьма частым явлением. Это было обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем знаний в области термодинамики и сопротивления материалов, а также низким качеством материалов, применяемых для изготовления первых котлов и примитивной технологией их производства. К началу 19 века был накоплен достаточный уровень знаний в области проектирования и эксплуатации паровых котлов и взрывы стационарных котельных установок стали редкими.
В XIX веке взрывы котлов были характерны, в основном, для паровозов, так как их котлы выполняются облегченной конструкции и при этом высокофорсированы, а, кроме того, испытывают еще и ударные нагрузки при движении по рельсам. В дополнение ко всему паровозный котёл жаротрубный, где давление пара действует на внешнюю поверхность труб теплообменника, что также снижает прочность. Именно по этой причине в конце XIX века были выработаны и приняты жесткие нормы на проектирование, содержание и ремонт паровозных котлов. Конструкции стационарных и судовых котлов имеют значительно больший запас прочности и взрываются гораздо реже паровозных. Официально самый первый взрыв котла на паровозе произошёл ещё в 1813 году, когда инженер Брунтон, демонстрируя свой «Механический путешественник», решил повысить его скорость путём дополнительного повышения давления пара в котле, однако котёл неожиданно взорвался, убив при этом 15 человек.
![](http://s018.radikal.ru/i514/1612/f1/68c1d4bdefc2.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i407/1612/a4/138dcaa2958a.jpg)
Не было придумано кардинального способа борьбы с этим явлением, возникающим как правило исключительно благодаря "человеческому фактору".
Управлять паровозом нелегко. При помощи водомерных стекол машинист должен следить за уровнем воды в котле, не допуская сильного повышения или понижения уровня. В зависимости от режима, расход пара получается разный и приходится увеличивать или уменьшать подачу воды в котел.
Если машинист по каким-то причинам прозевал уровень, подавать воду он должен очень осторожно. Если открыть инжекторы до отказа, струи воды хлынут в перегретый котел с раскаленными, нагретыми докрасна стенками и трубами, образуется сразу слишком большое количество пара, и в некоторых случаях быстродействия предохранительного клапана может не хватить - давление образовавшегося пара просто разорвет котел. Иногда это происходило, но нарушивший инструкции машинист редко имел возможность рассказать кому-то о своей ошибке...
![](http://s016.radikal.ru/i336/1612/d6/013e4c529dd3.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i431/1612/6f/23c2ad9ead60.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i440/1612/92/a30b25e8ab97.jpg)
![](http://s018.radikal.ru/i507/1612/b3/2c6c257cedae.jpg)
![](http://s011.radikal.ru/i318/1612/34/18dfa8532471.jpg)
Источник:
http://feldgrau.info/2010-09-02-14-48-28/13641-vzryv-parovoznogo-kotla ![Хлопающий :clapping:](https://www.forum.nscaleclub.ru/Smileys/my/clapping.gif)
Спасибо!