Решил опубликовать нечто вроде небольшого обзора.
Прикупил тут на алике
приблуду с мотором.
Скорее всего это детали механизма фотоаппарата.
Собственно, заинтересовал меня сам редуктор:
Замечательный набор шестерёнок! Плюс мотор.
Я исходил из того, что мотор можно и заменить. А вот шестерёнки... Не просто набор, а готовый редуктор! Комплектуха для ходовки.
Получил сегодня и не смог удержаться. Решил проверить.
Вкратце: получилось.
Натыкал дырок в жестянке и сделал редуктор. Доработал его до уровня "Пепелац".
Справа - объект исследований.
Видно, что при подгонке гнул по месту, ибо слишком близко к колёсам получалось.
Оригинальная система токосъёма "провисуха".
Самое прикольное - пепелац движется! Несмотря на повреждённый червяк, сборку на коленке с рихтовкой по ходу, токосъём, старопиковские квадратные колёса и т.п.
Максимальная скорость при 6 В примерно 5 см/сек.
Теперь, собственно, о редукторе:
Мотор: 10 (по фаскам -
х 17 мм. Рабочее напряжение 6 В.
При увеличении напряжения больше 7,5 В блок питания (на основе зарядки для аккумуляторов) начинает регистрировать его нештатную работу.
Редуктор:
Реальные размеры чуток отличаются от теоретически рассчитанных. Я буду писать реальные, а модуль - округлять.
Используются следующие обозначения:
D - диаметр по вершинам зубьев
Z - число зубьев
m - модуль
S - толщина
n - передаточное отношение ступени
1 - червяк трёхзаходный (а не двухзаходный, как предполагалось). D=2,6 Z=3 m=0,2
2 - сдвоенная шестерня1
D1=4,3 Z1=19 m1=0,2 S1=1,7 n12=6,33 межосевое12=3,0 шестерня косозубая с профилем под червяк
D2=2,1 Z2=8 m2=0,2 S2=2,0
3 - сдвоенная шестерня2
D1=5,5 Z1=27 m1=0,2 S1=1,2 n23=3,38 межосевое23=3,4
D2=2,0 Z2=8 m2=0,2 S2=2,8
4 - сдвоенная шестерня3
D1=5,1 Z1=25 m1=0,2 S1=1,6 n34=3,13 межосевое34=3,2
D2=3,3 Z2=7 m2=0,36 S2=2,1
5 - шестерня4
D=4,4 Z=10 m=0,36 S=1,8 n45=1,43 межосевое45=3,1
6 - шестерня5
D=4,0 Z=9 m=0,36 S=13,5 n45=0,9 межосевое56=3,5
Обращает на себя внимание нестандартный модуль последних ступеней.
Нетрудно посчитать, что полное передаточное отношение составляет 1/86.
При самостоятельной сборке можно исключить сдвоенную шестерню2. Тогда редуктор станет более быстроходным и его передаточное отношение составит 1/25,5. А пепелац разгонится до 16 см/сек. Кроме того, выходная шестерня в этом случае будет не сбоку, а на продольной оси.
Также возможно вставить в червяк два мотора с разных сторон. Это позволит питать их напряжением 12 В.
Редуктор оправдал ожидания.
При использовании точных технологий (фрезер, объёмная печать или травление) можно получить недорогой и достаточно компактный редуктор. Расстояние до оси колпары может меняться в широких пределах (на 10 мм).
Хороший пластик.
Интересно было бы попробовать редуктор с другими двигателями.