После обнуления предыдущих попыток и длительного простоя, стартанул снова.
Конечно, есть риск остановиться в любой момент, но попробуем дойти до конца.
Габариты макета определяются размером места хранения. Начал, было, строить без учёта этого, но всё отправил "в топку".
Размер макета 60х150, поэтому радиусы минимальны, уклоны - максимальны.
Материал - Пеко.
Основание - ЭППС. Без рамы. Цельный лист толщиной 5 см. Посмотрим, что получится.
Макет планируется двухуровневый однопутный.
Первым делом был размечен нижний уровень и два перехода на верхний. Элементы соединял при помощи специального клея в тубе. В целом держит хорошо, но клей в тубе быстро сохнет, если не использован за один раз.
Рельсы укрепляю при помощи папье-маше с ПВА (точнее, местный клей по дереву).
В цифре много подключений если планировать автоматику. Провода должны быть припаяны заранее. Где возможно, я стараюсь паять не к рельсам, а к соединительным клипсам. Хотя, к рельсам Пеко паять удобно и проблем при этом не возникает.
На малых радиусах без прямых участков перед стрелками приходится предварительно гнуть флексы, что бы они держали форму. И устанавливать удобно стрелки в сборе с путями их блок-участка.
Папье-маше имеет свои особенности. Долго сохнет. Хорошо обрабатывается.
Адгезия как к ЭППС, так и к рельсам - средняя. Т.е. можно оторвать. С одной стороны это хорошо - можно отодрать пути без повреждений (что я уже и делал), с другой - неизвестно, не будет ли в дальнейшем что-то отклеиваться.
Также в связи с выбором ЭППС в качестве основы, я лишился подмакетного пространства. Это влияет на установку приводов.
В связи с длительным временем сушки, пути укладываются относительно неспешно.
Если предполагается делить рельсы на части, то я подключаю провода куда надо, а пилить буду после монтажа рельсов. Хорошо видно провода отведённые от рельсов.
Первый вариант подключения стрелки "не прокатил".
Во-первых, декодер рассчитан на подключение четырёх приводов, а провода у них короткие.
Во вторых, я наступил на грабли, о которых предупреждал покинувший нас Владимир.
Провода лучше не удлинять, так как они провоцируют "глючность" из-за наводок. Сам не пробовал, но тема неоднократно всплывала на профильных форумах.
Альтернативное решение - удлинить не провод, а тягу к стрелке. Это позволяет расположить сервомашинку недалеко от декодера. Если тяга длинная, то для обеспечения её работы "на сжатие" без деформаций необходимо использовать направляющие. Мой вариант - трубочки от ватных палочек.
Для длительного времени перевода остряка стрелки (порядка двух секунд) я удаляю штатную пружину из стрелки. После этого прижим остряка обеспечивается несколько увеличенным ходом сервомашинки в совокупности с Z-образным пружинным компенсатором на тяге. От длины плечей компенсатора (и упругости материала) зависит сила прижима.
Компенсатор можно сделать иной формы. Это актуально, когда надо сместить ось тяги. Тогда его можно сделать просто в виде бокового плеча с длиной плеча равной сумме плеч Z-образного компенсатора.
У Владимира на его канале есть отличное видео по доработке стрелок Пико для подключения цифры.
Необходимость доработки объясняется тем, что штатное обеспечение электропитания остряка ненадёжно. При попадании помехи между рельсом и остряком, контакт пропадает.
Мой способ установки рельсов практически гарантирует тонкую плёнку ПВА на боковой поверхности рельса, а это означает отсутствие контакта. Хорошо, что это быстро выяснилось. Но пришлось отрывать две стрелки, уложенные первыми (те, что на фото) и одна ещё ждёт своей очереди (в конце станции).
Способ доработки стрелки, предложенный Владимиром, мне не совсем понравился, так как предполагается резать рельсы стрелки.
Основное преимущество данного способа - гарантия от КЗ при переключении.
Я решил рельсы не резать. В этом случае необходимо гарантировать переключение остряка в момент, когда он не касается ни одного из рельсов. Ход остряка - около двух миллиметров. Ход сервы, обеспечивающий перемещение остряка (с учётом зазоров) около тридцать градусов. Я сложностей не испытывал. К стрелке в этом случае дополнительно припаивается только один провод - в круглое отверстие шпальной решётки под остряком.
Рельсы с выхода остряка, как при штатном подключении, подключаются через изостыки.
Привод стрелки выглядит так:
Расположение микропереключателя для коммутации остряка:
После доработки весь подвижной состав (включая Кёф) проходит стрелки без проблем, а взрезать стрелку нельзя не только из-за механического прижатия остряка к рельсу, но и из-за КЗ при въезде на стрелку с неправильного направления.
Заодно был испытан подъём.
Кёф тащит три цистерны, с четвёртой начинает буксовать. Отчасти это происходит из-за неидеально выдержанного вертикального профиля пути. Есть локальные участки, где крутизна чуть больше, чем в среднем на уклоне. Для Кёфа это критично.
Так же надо бы поаккуратней сопрягать пути при переходе на прямой участок после подъёма, если он не посередине флекса.
Большие (относительно) локи ходят без проблем. Пробовал BR 56 и ТЭ1.