Ещё один "реликт", который хотелось бы отнести к разряду долгожителей, но похоже, что, не считая музейных экспонатов, в реальной жизни и работе Ср3 на данный момент уже не осталось. Хотя не так уж и давно (по некоторым свидетельствам вплоть до 2010-2012-го) кое-где они ещё трудились, перевозя пассажиров.
Лично мне доводилось поездить (в начале 80-х годов) на электричках мне ровесницах (1957г выпуска). После подмосковных Эр2 показалось, что еду на "черепахе". Тем более было непонятно, т.к. около кабины на вагоне красовался шильд, торжественно сообщающий: "Конструктивная скорость - 85 км/ч". Субъективно скорость была не более сорока. Лишь намного позже я узнал, что шильд "умалчивал" о часовой скорости, составлявшей всего 45 км/ч.
Запомнилось, что в вагонах было очень тепло, несмотря на то, что из тамбуров и оконных рам заметно поддувало. "Печки" располагались на полу под деревянными сиденьями. Через ряд или два. Если положить руку на лавку, под которой печка - чувствовалось, что лавка заметно тёплая!
На улице было раннее зимнее утро. Минус 18, что для юго-востока Украины достаточно холодно. Усевшись на тёплую лавку, поначалу испытывал приятное комфортное тепло. Однако, через пару десятков минут стал чувствовать, будто сижу на сковородке. Сидящий человек (наподобие куклы на чайнике) не давал лавке остывать... и из тёплой она превратилась просто в горячую. Хорошо, что я был в длинном пальто. Можно было его подложить под 5-ю точку в два слоя.
В середине салона в простенке межу окон со стороны, противоположной стоп-крану, был установлен какой-то прибор, по всей видимости датчик температуры. Под ним также имелся шильдик (тогда все надписи были на литых шильдиках!) с надписью: "Автоматически поддерживается 14-16 градусов". Шильдик не врал. Несмотря на мороз "за бортом", стёкла окон не были замёрзшими (иней на стёклах - признак плохо отапливаемых вагонов), и не были "запотевшими" (из-за плохого уплотнения).
К сожалению, роликов в хорошем качестве мне не попалось. Есть снятые в Щербинке, но это уже скорее музейный раритет, что выходит за рамки данной темы.