Вниманию уважаемых коллег представляется очередная редкость отечественного "желдорпрома".
Паровоз-вагон Тип-30 Коломенского завода
Для перевозки по железной дороге незначительного числа пассажиров (30-40 чел.) зачастую на короткие расстояния, т.е. по принципу трамвая, когда его еще не существовало, считалось экономически невыгодным использовать поезд с отдельным паровозом. Обгон паровоза и его разворот увеличивали время оборота такого поезда. Поэтому в подобных случаях было целесообразно при отсутствии электрических железных дорог применять особый подвижной состав, объединявший в себе и паровоз, и вагон одновременно, т.е. паровозо-вагоны. В одном конце такого паровозо-вагона помещались небольшой котел и паровая машина, приводившая в движение одну или две оси. Значительная часть вагона отводилась для пассажиров, их багажа, а иногда и грузов. Паровозо-вагон не требовал разворота на конечных пунктах и в зависимости от мощности и профиля пути допускал прицепку одного-двух легких вагонов. Для пригородного сообщения и специальных целей Коломенский завод в 1883 г. построил четыре таких паровозо-вагона, тип 30, по своим чертежам для Закаспийской военной железной дороги и по заказу предпринимателя Авдакова. Котел был паровозного типа и отапливался дровами, углем или нефтью в зависимости от наличия местного топлива. Запас топлива помещался у котла, а вода в баках емкостью 2...3 м3.