Расцепитель TOMIX - 1521 взаимодействует с магнитоуправляемыми сцепками, которыми оснащает свои локомотивы Томикс.
Принцип действия в том, что при прохождении над магнитом расцепителя сцепка отклоняется вверх, но только если она находится в свободном состоянии. Если сцепка "растянута", т.е. лок тянет за собой состав, то расцепления не происходит.
!!! У этого принципа расцепления есть заметный недостаток (относится как к Томикс 1521, так и к аналогичному расцепителю от КАТО).
Отцепка хорошо работает с составом или группой из нескольких вагонов, но часто происходит нежелательное расцепление при проезде расцепителя локом с 1-2 вагонами. Если буксируемый вагон имеет очень лёгкий ход, то сцепка практически не натягивается и нежелательное расцепление происходит практически всегда (даже на ходу).
Моделисты, кто широко использует магнитные расцепители при манёврах, вынуждены искусственно ухудшать "катучесть" своих вагонов для преодоления этого эффекта.
Вот, японец месит манёвры с использованием магнитоуправляемых сцепок MTL и магнитных расцепителей КАТО. Принцип работы абсолютно тот же, что и у Томикс; разница только в направлении отклонения сцепки при расцеплении и расположении полюсов магнита в расцепителе.
Для работы сцепок от MTL они должны быть установлены на ОБЕ расцепляемые единицы ПС.
В то время, как магнитоуправляемая сцепка Томикс НЕ ТРЕБУЕТ "попарной" установки. Для организации, например, эффектной смены локомотива на станции достаточно иметь лок со сцепками Томикс и первый вагон состава с обычной "рапидой".
Существенный "плюс" магнитоуправляемых сцепок от Томикс состоит в полной совместимости со стандартными "рапидами", а также в том, что получаем мы их сразу вместе с локом.
Главный недостаток (на мой взгляд) - это то, что их установка на любой другой ПС, кроме локов от Томикс, представляется практически невозможной...