НОРМЫ И СПЕЦИФИКАЦИИ для постройки малогабаритных модульных макетов типоразмера N
(масштаб 1/160, колея 9 мм)Версия 1.0 (25 октября 2010 года)Оглавление:
Ведение
Основные понятия
Механическая конструкция модулей
Форма и геометрия модулей
Размеры модулей
Конструкция модуля
Фланцы
Рельсы и балласт
Электрическое устройство модулей
Основные понятия
Электрическая проводка
Питание ДСС
Связь
Заключение и дополнительные рекомендации к постройке модуляВведениеСоздавая данный стандарт модульных систем, мы ориентировались, прежде всего, на нашего, отечественного моделиста, довольно часто стесненного в площади, выделяемой под хранение и эксплуатацию макета. Поэтому, нами была проработана идея малогабаритного модульного макета, каждый из модулей которого мог бы храниться в обычном книжном шкафу вместо полок, представляя собой как бы оформленную витрину для экспонирования моделей, а когда необходимо, эти полки могли бы быть вынуты и состыкованы в один большой модульный макет. Также мы предусмотрели возможность эксплуатации данной системы не только на высоких стойках, как у остальных модульных систем, но и элементарно, разложив его дома на полу или на поставленных рядом столах либо школьных партах.
Ну и, естественно, данная модульная система может быть использована на всевозможных клубных встречах.
При разработке данной модульной системы мы изучили основные международные модульные стандарты данного и не только данного типоразмера, постаравшись вобрать из них самые лучшие и оригинальные идеи.
Надеемся, наш труд будет оценен Вами и окажется Вам полезным.С уважением,
Сергей Гуцу и Артем Моисеенко
Основные понятия1.1 Модульным макетом железной дороги называется железнодорожный макет, сформированный из секций, называемых модулями.1.2 Каждый модуль может отображать определенный участок железной дороги - станция, строения, элемент железнодорожного пейзажа и так далее…1.3 Концы соединяемых друг с другом модулей (торцы модулей), называются фланцами. Все фланцы должны иметь стандартизированную и определенную данным описанием, а также быть оснащенными стандартными разъемами для подключения электрической части модульного макета. 1.4 Сегментом называется часть большого модуля (например, станции). Разделение большого модуля производится в основном для удобства хранения и транспортировки. Размеры сегментов не нормируются. Местность, количество
и размещение рельс, а также электрические соединения сегментов зависят только от автора модуля.1.5 Модульная сетка - это схема модуля (изображающая вид сверху), на которой отмечены взаимно параллельные и перпендикулярные линии, проведенные с одинаковым шагом. Формы модуля должны быть адаптированы к модульной сетке.1.6 Расстояние между соседними линиями сетки называется шагом сетки и обозначается латинской буквой M. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий называются узлами сетки.1.7 Максимально разрешенный габарит модулей называется предельно-допустимым габаритом и обозначается латинской буквой S.1.8 Плоскость, расположенная на уровне верхней часть рельсового пути называется Уровнем Головки Рельса.
Механическая конструкция модулей2.1 Форма и геометрия модулей2.1.1 Каждый модуль должен быть спроектирован в модульной сетке - все фланцы должны быть либо параллельны, либо перпендикулярны линиям сетки и оси симметрии фланцев должны находиться строго в узлах сетки.2.1.2 Исключением из этого правила являются лишь стандартные модули радиусного пути, либо модули-разветвители. В таком случае один из фланцев может располагаться под углом в 45 градусов по отношению к линиям модульной сетки.2.1.3 Модули криволинейного пути должны охватывать сектор пути в 45 градусов. 2.1.4 Модули, состоящие из сегментов, не могут эксплуатироваться в частичной форме, т.е. должны наличествовать все сегменты данного модуля.2.1.5 Форма и размеры внутренних соединительных фланцев сегментов модуля не имеют стандартизированных требований и выбираются на усмотрение автора, однако, они не должны выходить за пределы предельно допустимых габаритов.2.1.6 Длина прямолинейных модулей не ограничена и определяется автором, однако она должна быть кратна шагу сетки M. 2.1.7 Все углы и размеры модулей должны быть четко выдержаны. Отклонения недопустимы. Не допускается никаких отклонений в углах установки фланцев.2.1.8 Оси рельсов, в точке соединения с фланцем должна быть строго перпендикулярна плоскости фланца.2.1.9 Путь должен пролегать строго в горизонтальной плоскости. Создание продольных и поперечных уклонов на модулях недопустимо.2.1.10 Форма модуля должна воспроизводить форму железнодорожной линии или станции. Модули более сложной формы должны быть сконструированы таким образом, чтобы их стороны не рухнули при слишком больших углах и
не создавали неприглядное впечатление.2.1.11 В целях обеспечения безопасности подвижного состава в случае схода с рельс, расстояние от края модуля до оси пути не может быть меньше 45 мм. Однако допускаются частные случаи, когда данный параметр может быть уменьшен, но только в случае, если обеспечивается защита от падения подвижного состава за счет элементов декораций и ладшафта (сразличные сооружения, деревья и т.п.).2.1.12 На модулях, где используются высокие склоны и насыпи рекомендуются дополнительные щиты из плексигласа на краях модуля, или использование дополнительных построек (деревьев, строений, заборов) в качестве защиты от падения подвижного состава при сходе с рельс. 2.1.13 Допускается создание криволинейного пути на прямых модулях, при условии что радиус кривизны путей соответствует требованиям данного стандарта.2.1.14 Радиус кривизны главных путей модулей должен быть постоянным и равен 600 мм. Радиус кривизны второстепенных путей на модулях (например, подъездные, маневровые и промышленные ветки) может быть любым на усмотрение автора, но не менее 280 мм.
2.2 Размеры модулей2.2.1 Высота модуля рассчитывается как расстояние от уровня головки рельса до пола, Н = 1000 мм (в случае напольной установки на длинных стойках) и Н = 90 мм (в случае настольной/напольной установки на нивелировочных гайках).2.2.2 Шаг модульной сетки принят размером M = 100 мм2.2.3 Предельно допустимый габарит модулей по ширине равен 600 мм и отмеряется по фланцам. Также он должен распределяться равномерно от осевой линии симметрии фланца модуля. Предельно допустимый габарит модулей не должен ни в коем случае выходить за пределы плоскости фланцев в продольном направлении.Ширина модуля - 200 мм
Минимальный радиус кривой главных путей - 600 мм
Минимальный радиус кривой второстепенных путей - 280 мм
Углы поворота модуля - 45 градусов2.2.4 Если линия двухпутная, то радиус кривой главных путей измеряется по осевой линии, пролегающей между путями. Такая симметричная схема расположения путей принята для того, чтобы модули можно было разворачивать в любом направлении.2.2.5 Стандарт не ограничивает максимальный размер модулей. Однако, главной идеей рекомендуется, чтобы очень длинные модули были разделены на более мелкие сегменты для удобства хранения в обычном книжном шкафу и транспортировки.
2.3 Конструкция модуля2.3.1 Конструкцией модуля должен быть обеспечен свободный доступ в нижней части модуля к отверстиям и кабелям, а также установлены электрические розетки в модуле.2.3.2 Проект должен также включать в себя монтаж стоек ног или других опорах, устанавливающих модуль на нужной высоте.2.3.3 В целях выравнивания модуля на неровной поверхности, требуется чтобы опоры, на которых установлен модуль имели регулировку +/- 20 мм.2.3.4 Каждый модуль который имеет длину 4М (400 мм) и больше должен иметь свой набор опор.2.3.5 В каждом модуле с нижней стороны должны быть организованы специальные крючки для подвеса электропроводки. Размер и дизайн крючков устанавливает изготовитель модуля.
2.4 Фланцы2.4.1 Стандарт предусматривает восемь фланцев на несколько основных типов рельефа, а также однопутные и двухпутные линии железной дороги:2.4.2 Фланцы должны быть идеально плоскими и должны быть изготовлены из достаточно твердого и износоустойчивого материала, не допускающего сминания фланцев в следствии нагрузок от стягивания болтами а также других следов. Например, из MDF, твердых пород дерева (бук, дуб и т.д.) или многослойной фанеры.2.4.3 Толшина материала из которого изготовлены фланцы - не менее 1 см и не более 2,5 см. При этом материал может быть не обязательно моногамным, а может представлять собой комбинацию из разных материалов (например укрепленный металлическими листами и т.п. по желанию автора), лишь бы он не противоречил пункту 2.4.22.4.4 Для соединения модулей используются болты М6 длиной не менее 7 см с гайкой на конце (желательно барашкового типа). В идеале это резьбовая шпилька с двумя гайками на концах. Использование достаточно крупных шайб под гайками - обязательно!2.4.5 Подробные чертежи профилей представлены в приложении.
2.5 Рельсы и балласт2.5.1 Стандарт позволяет использовать на модулях только рельсы (профильные) с высотой профиля соответствующие стандарту Code 80.2.5.2 Стрелки на модулях должны соответствовать кривизне пути, на котором они установлены. 2.5.3 Путь непосредственно на модуле должен быть размещен на обычном балласте.2.5.4 Конструкция и размеры балласта должны соответствовать нормам NEM.
2.5.5 Стандарт рекомендует, чтобы балласт был сделан в виде балластной призмы, образованной из шумопоглощающих материалов (например, пробка, картон), покрытая имитацией дробленного камня, из натурального мелкого камня.2.5.6 Как рельсы, так и балласт должны быть уложены до самого фланца модуля.2.5.7 Концы рельсов должны быть выполнены так, чтобы в месте контакта двух модулей был создан разрыв примерно 0,5 мм, что предотвращает образование вредных влияний и проблем.2.5.8 Недопустимо использование на модулях прямых, составленных из слишком коротких участков.
Электрическое устройство модулей3.1 Основные понятия3.1.1 Стандарт гласит, что локомотивы и аксессуары для устройств управления поездами соответствуют DCC формату (рекомендуются сиcтемы и элементы цифрового управления, совместимые с сиcтемами цифрового управления от фирмы ROCO).3.1.2 Управление и электроснабжение поездов производится с помощью двух магистралей - аналоговой электрической магистрали, которая должна комплектоваться с каждым модулем, и магистрали DCC, которая не зависит от конструкции модулей и подготовлена для конкретной модели системы макета.3.1.3 Модули со станциями, должны быть оснащены усилителями DCC (Бустерами), обладающих достаточным потенциалом (минимум 2А, но чем больше, тем лучше). Модули, которые имеют свои собственные усилители DCC, называются активными. Остальные модули являются пассивными по отношению к ним.3.1.4 Модули сгруппированы в электрические секции. Секция включает в себя ровно один активный модуль и любое количество прилегающих пассивных модулей, которые рассчитаны на питание от электрической магистрали активного модуля. Различные секции электрического оборудования должны быть изолированы друг от друга.3.1.5 Нельзя использовать на макете железной дороги линии питания напряжением больше 24V.3.1.6 Нельзя использовать источники питания на магистрали DCC для других целей, кроме как управления транспортным средством (например, системы освещения, приборы контроля и т.д.). В таких ситуациях нужно использовать отдельный источник питания и отдельную электрическую проводку управления.3.1.7 Все дополнительные источники питания и цепи управления должны быть гальванически отделены друг от друга.3.1.8 Стандарт не определяет, как управлять устройствами автоматики и сигнализации. Вопросы управления и использования этих устройств лежит только в ответственности изготовителя модулей, с учетом пунктов 3.1.5 - 3.1.7.
3.2 Электрическая проводка3.2.1 Каждый модуль должен быть снабжен электрической проводкой, сделанной одним из двух допустимых способов, изображенных на иллюстрации.3.2.2 Провода использованные в электрической проводке должны иметь сечение площадью не менее 2,0 мм кв. (0,8 мм в диаметре).3.2.3 На кабелях питания должны быть наборы разъемов и гнездо/штекер в соответствии с выбранной версией. Соединения должны быть прочно прикреплены к коробке модуля. Вилки и розетки должны быть хорошего качества, с допустимой непрерывной нагрузкой по току 10 А.
3.2.4 Каждый рельс на модуле должен довести питание от шины по крайней мере в два места, расположенные на концах и/или оптимально по всей длине сегмента.3.2.5 Все кабельные соединения с рельсами должны быть пропаяны. 3.2.6 Для двухпутных модулей, для каждого из рельсов должна быть подведена отдельная электрическая магистраль питания данной спецификации. Суммарное сечение проводов, проводящих напряжение к шинам питания
должно быть такое же точно как сечение проводов проводки.
3.3 Питание DCC3.3.1 Проводка DCC - подвижная проводка, независимо от структуры модулей. 3.3.2 Проводка DCC тянется вдоль макета при помощи 6-жильного кабеля, на обоих сторонах которого присутствуют наконечники типа 6P6C (Rj12). Схема подключения показана на рисунке. 3.3.3 Электропроводка подвешена на крючки, как указывалось в
разделе 2.3.5.
3.3.4 В зависимости от модели системы, но не реже чем через каждые 4-5 м, на магистрали (проводке) должно быть множества разъемов (боксов) для подключения манипуляторов. Бокс представляет собой набор разъемов Rj12, соединенных параллельно, два из которых предназначены для подключения в магистрали питания, и по крайней мере один разъем используется для подключения манипулятора. Цвет провода и передаваемый сигнал:Белый - Realsync A
Черный - Масса
Красный - LocoNet
Зеленый - LocoNet
Желтый - Масса
Синий - Realsync B3.3.5 В активных модулях (каждый со своим собственным бустером (усилителем)) стандарт рекомендует установку DCC в качестве постоянной, в соответствии со следующими принципами:
• В близи всех профилей силовых модулей должен быть установлен на разъем RJ12 для подключения подвижной части цифровой шине,
• Усилитель должен быть подключен постоянно к цифровой шине – кабель должен быть припаян с одной стороны к проводке DCC, а со стороны бустера заканчивающийся разъемом RJ12 разъем (в случае необходимости быстрой замены),
• В местах, предназначенных для использования маневровых локомотивов должно быть установлено как минимум два разъема RJ12 для подключения пультов - легкий доступ к этим разъемам; рекомендуется включать его в состоянии обслуживания по обе стороны от модуля, а количество разъемов следует рассматривать как минимальное количество, рекомендуемое количество слотов в соответствии с ожидаемой суммы максимум поездов на разъем + запасные разъемы.
3.3.6 Движение на макете осуществляет блок управления контролируемый DCC, который направлен только для получения сигнала DCC в проводке. Блок управления не может быть использован в качестве бустера.
Связь(данный пункт актуален лишь в случае организации крупных модульных встреч)4.1 Все модули, которые имеют возможность контролировать движение поездов (в смысле - являются точками с фиксированным обслуживанием) должны быть обеспеченны связью с соседними постами.4.2 Связь осуществляется любыми рациями или по телефону (локальная телефонная сеть).4.3 Каждая станция/комплект должна иметь набор средств связи (2 аппарата + кабельное соединение). Во время соединения один аппарат установлен на станции владельца, другой на соседней станции. Аппараты должны быть
названы или распределены по регистрам важности (один - главный, второй - второстепенный).4.4 Из-за динамической модели системы модульного кабеля расстояния между аппаратами должны иметь длину около 12-15м. Кабели связи вешаются в модулях с использованием крючков, упомянутых в разделе 2.3.5.
Заключение и дополнительные рекомендации к постройке модуля5.1 Поверхность модуля толщиной в 2-5 см от передней кромки должна быть плоской и покрыта травяным ковриком FALLER 180481 или продуктом, как можно ближе к его цвет и текстуре. Столь строгое требование к оттенку цвета и фактуре покрытия выбрано для того, чтобы границы соединения двух соседних модулей были бы не заметны на глаз.5.2 Боковые стенки модуля должны быть окрашены в черный матовый цвет5.3 Растительность на модуль должна соответствовать весенне-летнему периоду вегетации растений.5.4 Стандарт рекомендует строительство модулей в соответствии с Российско-Европейскй тематикой реальной железной дороги, однако данная рекомендация не является строгой и автор модуля может выбрать и другую, понравившуюся ему тематику дороги.5.5 Данным модульным стандартом не требуется соблюдения определенной исторической и/или моделистской эпохи. 5.6 Всё что расположено на модуле (растительность, инфраструктура, оборудование) должны быть воспроизведены при условии максимального реализма.
ПРИЛОЖЕНИЕ:Чертежи и размеры фланцев модулей:Профиль "равнина" (однопутный)
Профиль "равнина" (двухпутный)
Профиль "насыпь" (однопутный)
Профиль "насыпь" (двухпутный)
Профиль "овраг" (однопутный)
Профиль "овраг" (двухпутный)
Профиль "выемка" (однопутный)
Профиль "выемка" (двухпутный)