НОРМЫ И СПЕЦИФИКАЦИИ для постройки малогабаритных модульных макетов типоразмера N(масштаб 1/160, колея 9 мм)Версия 2.0 (12 июля 2013 года)
Оглавление:Ведение
Основные понятия
Механическая конструкция модулей
Форма и геометрия модулей
Размеры модулей
Конструкция модуля
Фланцы
Рельсы и балласт
Электрическое устройство модулей
Основные понятия
Электрическая проводка
Питание ДСС
Связь
Заключение и дополнительные рекомендации к постройке модуля
ВведениеСоздавая данный стандарт модульных систем, мы ориентировались, прежде всего, на нашего, отечественного моделиста, довольно часто стесненного в площади, выделяемой под хранение и эксплуатацию макета. Поэтому, нами была проработана идея малогабаритного модульного макета, каждый из модулей которого мог бы храниться в обычном книжном шкафу вместо полок, представляя собой как бы оформленную витрину для экспонирования моделей, а когда необходимо, эти полки могли бы быть вынуты и состыкованы в один большой модульный макет. Также мы предусмотрели возможность эксплуатации данной системы не только на высоких стойках, как у остальных модульных систем, но и элементарно, разложив его дома на полу или на поставленных рядом столах либо школьных партах.
Ну и, естественно, данная модульная система может быть использована на всевозможных клубных встречах.
При разработке данной модульной системы мы изучили основные международные модульные стандарты данного и не только данного типоразмера, постаравшись вобрать из них самые лучшие и оригинальные идеи.
Надеемся, наш труд будет оценен Вами и окажется Вам полезным.С уважением,
Сергей Гуцу и Артем Моисеенко
Основные понятия1.1 Модульным макетом железной дороги называется железнодорожный макет, сформированный из секций, называемых модулями.1.2 Каждый модуль может отображать определенный участок железной дороги - станция, строения, элемент железнодорожного пейзажа и так далее…1.3 Концы соединяемых друг с другом модулей (торцы модулей), называются фланцами. Все фланцы должны иметь стандартизированную и определенную данным описанием, а также быть оснащенными стандартными разъемами для подключения электрической части модульного макета. 1.4 Сегментом называется часть большого модуля (например, станции). Разделение большого модуля производится в основном для удобства хранения и транспортировки. Размеры сегментов не нормируются. Местность, количество
и размещение рельс, а также электрические соединения сегментов зависят только от автора модуля.1.5 Модульная сетка - это схема модуля (изображающая вид сверху), на которой отмечены взаимно параллельные и перпендикулярные линии, проведенные с одинаковым шагом. Формы модуля должны быть адаптированы к модульной сетке.1.6 Расстояние между соседними линиями сетки называется шагом сетки и обозначается латинской буквой M. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий называются узлами сетки.1.7 Максимально разрешенный габарит модулей называется предельно-допустимым габаритом и обозначается латинской буквой S.1.8 Плоскость, расположенная на уровне верхней часть рельсового пути называется Уровнем Головки Рельса.
Механическая конструкция модулей2.1 Форма и геометрия модулей2.1.1 Каждый модуль должен быть спроектирован в модульной сетке - все фланцы должны быть либо параллельны, либо перпендикулярны линиям сетки и оси симметрии фланцев должны находиться строго в узлах сетки.2.1.2 Исключением из этого правила являются лишь стандартные модули радиусного пути, либо модули-разветвители. В таком случае один из фланцев может располагаться под углом в 45 градусов по отношению к линиям модульной сетки.2.1.3 Модули криволинейного пути должны охватывать сектор пути в 45 градусов. 2.1.4 Модули, состоящие из сегментов, не могут эксплуатироваться в частичной форме, т.е. должны наличествовать все сегменты данного модуля.2.1.5 Форма и размеры внутренних соединительных фланцев сегментов модуля не имеют стандартизированных требований и выбираются на усмотрение автора, однако, они не должны выходить за пределы предельно допустимых габаритов.2.1.6 Длина прямолинейных модулей не ограничена и определяется автором, однако она должна быть кратна шагу сетки M. 2.1.7 Все углы и размеры модулей должны быть четко выдержаны. Отклонения недопустимы. Не допускается никаких отклонений в углах установки фланцев.2.1.8 Оси рельсов, в точке соединения с фланцем должна быть строго перпендикулярна плоскости фланца.2.1.9 Путь должен пролегать строго в горизонтальной плоскости. Создание продольных и поперечных уклонов на модулях недопустимо.2.1.10 Форма модуля должна воспроизводить форму железнодорожной линии или станции. Модули более сложной формы должны быть сконструированы таким образом, чтобы их стороны не рухнули при слишком больших углах и
не создавали неприглядное впечатление.2.1.11 В целях обеспечения безопасности подвижного состава в случае схода с рельс, расстояние от края модуля до оси пути не может быть меньше 45 мм. Однако допускаются частные случаи, когда данный параметр может быть уменьшен, но только в случае, если обеспечивается защита от падения подвижного состава за счет элементов декораций и ладшафта (сразличные сооружения, деревья и т.п.).2.1.12 На модулях, где используются высокие склоны и насыпи рекомендуются дополнительные щиты из плексигласа на краях модуля, или использование дополнительных построек (деревьев, строений, заборов) в качестве защиты от падения подвижного состава при сходе с рельс. 2.1.13 Допускается создание криволинейного пути на прямых модулях, при условии что радиус кривизны путей соответствует требованиям данного стандарта.2.1.14 Радиус кривизны главных путей модулей должен быть постоянным и равен 700 мм. Радиус кривизны второстепенных путей на модулях (например, подъездные, маневровые и промышленные ветки) может быть любым на усмотрение автора, но не менее 280 мм.
2.2 Размеры модулей2.2.1 Высота модуля рассчитывается как расстояние от уровня головки рельса до пола, Н = 1000 мм (в случае напольной установки на длинных стойках) и Н = 90 мм (в случае настольной/напольной установки на нивелировочных гайках).2.2.2 Шаг модульной сетки принят размером M = 200 мм
2.2.3 Предельно допустимый габарит модулей по ширине равен 1400 мм, но при этом не более 700 мм в одну сторону от осевой линии пути. Предельно допустимый габарит модулей не должен ни в коем случае выходить за пределы плоскости фланцев в продольном направлении.2.2.4 Если линия двухпутная, то радиус кривой главных путей измеряется по осевой линии, пролегающей между путями. Такая симметричная схема расположения путей принята для того, чтобы модули можно было разворачивать в любом направлении.2.2.5 Стандарт не ограничивает максимальный размер модулей по длине. Однако, главной идеей рекомендуется, чтобы очень длинные модули были разделены на более мелкие сегменты для удобства хранения в обычном книжном шкафу и транспортировки. Длина модулей должна соответсвовать модульной сетке (быть кратной 20 см.) Эксплуатация сегментов модуля в неполном составе недопустима, если их суммарная длина не соответсвует модульной сетке.2.2.6 Допускается изготовление некоторых модулей с фактической высотой больше чем указана в описании фланцев модулей (например модули ландшафты которых отображают глубокие ущелья с мостами), но применение таких модулей допускается только в случае установки всего модульного макета в варианте напольной установки на длинных стойках. Глубина такого модуля не ограничивается, однако она не должна превышать общей высоты уровня головки рельсов над полом.
2.3 Конструкция модуля2.3.1 Конструкцией модуля должен быть обеспечен свободный доступ в нижней части модуля к отверстиям и кабелям, а также установлены электрические розетки в модуле.2.3.2 Проект должен также включать в себя монтаж стоек ног или других опорах, устанавливающих модуль на нужной высоте.2.3.3 В целях выравнивания модуля на неровной поверхности, требуется чтобы опоры, на которых установлен модуль имели регулировку +/- 20 мм.2.3.4 Каждый модуль который имеет длину 3М (600 мм) и больше должен иметь свой набор опор.2.3.5 В каждом модуле с нижней стороны должны быть организованы специальные крючки для подвеса электропроводки. Размер и дизайн крючков устанавливает изготовитель модуля.
2.4 Фланцы2.4.1 Стандарт предусматривает восемь фланцев на несколько основных типов рельефа, а также однопутные и двухпутные линии железной дороги:2.4.2 Фланцы должны быть идеально плоскими и должны быть изготовлены из достаточно твердого и износоустойчивого материала, не допускающего сминания фланцев в следствии нагрузок от стягивания болтами а также других следов. Например, из MDF, твердых пород дерева (бук, дуб и т.д.) или многослойной фанеры.2.4.3 Толшина материала из которого изготовлены фланцы - не менее 1 см и не более 2,5 см. При этом материал может быть не обязательно моногамным, а может представлять собой комбинацию из разных материалов (например укрепленный металлическими листами и т.п. по желанию автора), лишь бы он не противоречил пункту 2.4.22.4.4 Для соединения модулей используются болты М6 длиной не менее 7 см с гайкой на конце (желательно барашкового типа). В идеале это резьбовая шпилька с двумя гайками на концах. Использование достаточно крупных шайб под гайками - обязательно!2.4.5 Модули соединяются двумя болтами. Однако во фланцах предусмотрены дополнительные отверстия под болты для обеспечения стыковок со смещением. Данная возможность эксплуатации предусматривается только в исключительных случаях когда требуется состыковать однопутный и двухпутный модули в условиях отсутствия переходных модульных секция. Также подобная эксплуатация допускается только в случае если смещенные от осевой модули не создают собой препятствий для расположения других модулей (не упираются в соседний находящийся рядом параллельно).2.4.6 Подробные чертежи профилей представлены в приложении.
2.5 Рельсы и балласт2.5.1 Стандарт позволяет использовать на модулях только рельсы (профильные) с высотой профиля соответствующие стандарту Code 80. Допускаются также в виде исключения рельсы с высотой профиля по Code-80 но только в том случае, если конструкция их шпальной решетки не препятствует эксплуатации моделей с высоким гребнем колес. Например допустим такой путевой материал фирмы PECO. Однако, в таком случае автор модуля должен увеличить высоту подшпальной подушки таким образом, чтобы уровень головки рельсов соответсвовал бы параметрам модуля. 2.5.2 Стрелки на модулях должны соответствовать кривизне пути, на котором они установлены. 2.5.3 Путь непосредственно на модуле должен быть размещен на обычном балласте.2.5.4 Конструкция и размеры балласта должны соответствовать нормам NEM. 2.5.5 Стандарт рекомендует, чтобы балласт был сделан в виде балластной призмы, образованной из шумопоглощающих материалов (например, пробка, картон), покрытая имитацией дробленного камня, из натурального мелкого камня.2.5.6 Как рельсы, так и балласт должны быть уложены до самого фланца модуля.2.5.7 Концы рельсов должны быть выполнены так, чтобы в месте контакта двух модулей был создан разрыв примерно 0,5 мм, что предотвращает образование вредных влияний и проблем. Также внутренняя часть головки рельсов должна быть сточена под углом примерно 30 градусов на величину XXX (ТУТ ЕЩЕ ДОРАБОТАЮ ТЕКСТ ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ НАШЕЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ, А НЕ ЗАИМСТВОВАННОЙ У ЧЕХОВ)
2.5.8 Недопустимо использование на модулях прямых, составленных из слишком коротких участков.2.5.9 В случае создания на модулях разъездов, или станций, минимальная полезная длина приемных путей должна быть не менее 75 см для малых станций и 120 см для крупных.2.5.10 Главные пути любого станционного модуля должны быть транзитными, независимо от назначения станции.2.5.11 Допускается создание модулей тупикового типа, но только при условии, что такой модуль является второстепенным и не должен эксплуатироваться как модуль главного хода. Рекомендуется присоединять такие модули к другим станционным модулям линий главного хода, используя второстепенные ветки.