По окончании Второй Мировой войны в Вооруженных Силах СССР происходило массовое перевооружение и по мнению тогдашнего военного руководства время бронепоездов безвозвратно ушло и было принято решение о снятии с вооружения и последующей утилизации всех бронепоездов. Однако время внесло свой коррективы. В конце 60-х годов резко обострились отношения между СССР и Китайской Народной Республикой, что вылилось в военный конфликт на острове Даманский в 1968 г. Для охраны Транссибирской магистрали было принято решение о создании бронепоездов. 1 марта 1970 г. Приказом № 029 Министра обороны СССР на вооружение была принята подвижная бронированная железнодорожная единица, получившая наименование «бронелетучка БТЛ-1» («бронированная тепловозная летучка, первая»). Она имела собственный локомотив и пару вагонов с вооружением (при необходимости добавлялись контрольные платформы)
Бронелетучка БТЛ-1 — две платформы с танками Т-55 и бронированный тепловоз ТГМ1
Схема бронелетучки БТЛ-1 (вторая платформа с танком не показана)
Основой бронелетучки БТЛ-1 был маневровый тепловоз ТГМ1 с максимальной скоростью поездного режима до 50 км/ч, уже хорошо освоенный в производстве (выпускался с 1956 г.). При переделке в локомотив бронелетучки серийный тепловоз получал бронирование, прикрывавшее основные элементы его конструкции, в том числе и колесные тележки. При необходимости бронированный ТГМ1 мог перевозить и десант. Два прикрытых броней отделения для десантников были сделаны по бокам корпуса, на месте бывших открытых площадок шедших вокруг двигательного отсека тепловоза, в их стенах имелись закрываемые бойницы для стрельбы из автоматов/пулеметов. В бронетепловозе укладывались 12 автоматов АК/АКМ, снайперская винтовка СВД, два ручных пулемета РПК, два ручных противотанковых гранатомета РПГ-7 с 40 выстрелами к ним, два ПЗРК «Стрела-2» с четырьмя ракетами. Танковые платформы бронелетучки БТЛ-1 переделывались из серийных железнодорожных платформ. При переоборудовании платформы получали защиту бортов и колесных тележек. Для погрузки танков на одной из сторон платформы устанавливалась откидная аппарель. По ней танк мог заехать на платформу или спуститься с нее (платформы прицеплялись так, чтобы танк мог в любой момент спуститься на грунт и действовать самостоятельно). На противоположной от аппарели стороне платформы монтировались бронированные (толщина листов 16 мм) отсеки для перевозки дополнительного десанта (до 8 человек). В их стенках были предусмотрены люки для посадки и амбразуры для стрельбы из личного оружия. На крыше отсека устанавливалась командирская башенка с перископическими наблюдательными приборами. Связь с остальными членами экипажа бронелетучки и другими подразделениями осуществлялась при помощи двух радиостанций КВ- и УКВ-диапазонов. При необходимости эти десантные отсеки могли демонтироваться, освобождая часть платформы под груз. Штатный экипаж бронелетучки составлял 22 человека: командир бронелетучки; радист; санинструктор; локомотивная бригада — два машиниста; экипажи танков — 2 × 4 танкиста; десант — девять десантников. Весь личный состав, за исключением экипажей танков, размещался в бронетепловозе.
Бронетепловоз ТГМ-1, по краям видны бронеотсеки на танковых платформах.
По расчетам военных, возможности одной бронелетучки БТЛ-1 позволяли защищать участок железной дороги протяженностью до 100 км. Два танка и два отделения стрелков могли защищать один железнодорожный объект (мост, путепровод, разъезд и т. д.). На основе нескольких бронелетучек мог формироваться и более крупный бронепоезд БП-1.
Стандартный состав боевой части бронепоезда БП-1 был следующим. Впереди шли контрольные платформы, загруженные рельсами и шпалами. Используя последние, ремонтная бригада, сопровождавшая бронепоезд, могла быстро восстановить путь. За платформами следовал бронированный тепловоз ТГ-20. За тепловозом располагались две бронелетучки БТЛ-1. Центральная секция бронепоезда состояла из штабного и зенитного вагонов, а также платформ с легкими танками ПТ-76. В хвосте состава шли еще три бронелетучки и контрольная платформа. Все танки и БТР, входящие в состав бронепоезда, могли передвигаться своим ходом и использоваться вне железной дороги. Помимо этих платформ, в зависимости от поставленных задач в состав бронепоезда могли включаться вагоны для личного состава, полевые кухни и т. д.
Зенитная бронеплатформа, здесь размещались спаренная и счетверенная установки 23-мм автоматических пушек
По имеющейся информации, было построено около 40 бронелетучек БТЛ-1 и дополнительные вагоны для четырех поездов БП-1.
В январе 1990 года обстановка в Баку и Сумгаите обострилась до предела. Для подавления беспорядков были привлечены войска. Соответствующий приказ получили и экипажи бронепоездов БП-1. Следует отметить, что бронепоезда не были приспособлены для перемещения на столь большие расстояния, из-за чего путь в Закавказье постоянно прерывался остановками и растянулся на несколько недель. Прибыв в Азербайджанскую ССР, бронепоезда приступили к охране различных железнодорожных объектов. Кроме того, они сопровождали и защищали от грабителей составы с людьми и грузами. Несколько раз поезда попадали под обстрел, однако ответный огонь не открывали, имея соответствующий приказ.
После «командировки» в Закавказье все бронепоезда БП-1 вернулись на свою базу под Читой, где вскоре были поставлены на хранение.