Коллеги, спасибо большое за поддержку! К моему сожалению, я не могу опубликовать больше "нутрянки" тоннелей.
Посмотрим на БАМ еще с одной стороны.
Во второй раз я попал на БАМ через год, в августе.
Как и планировалось, мы летели до Улан-Уде, а потом до Северобайкальска (а точнее, до Нижнеангарска). Самолетик на Нижнеангарск оказался маленьким
Всего шесть или семь пассажиров, с дачным ведром за занавеской в хвосте, вместо туалета.
Судя по отпечаткам в бетоне, на строительстве взлетной полосы использовали и собак.
Погода была шикарная! Внизу лежал Байкал, а вдоль ущелий клубился пар – земля отдавала в воздух воду.
Посадка и мы на месте
И снова тоннели БАМа
Некоторые из них были построены метростроевцами и на портале такая московская буква «М»
Тоннельный портал изнутри
Если тоннель длинный, то необходимо обеспечить его вентиляцию. Это относится как к метро, так и для железнодорожных тоннелей.
Вот такие нагревательные элементы установлены, чтобы подогревать воздух в зимнее время.
Один из вентиляторов, который гонит воздух
Затем мы сели в машину и поехали по дороге поверх тоннеля.
Ребята, кто изготавливает и продает елочки, обратите внимание: ели в Сибири высокие и очень узкие, ветви идут без всяких наклонов (точно, как делаете вы). Получается, что вы сибирские ели продаете для макетов средней полосы России или Германии. Нестыковка получается.
Из тоннеля, как я писал в первой части, надо отводить воду. Делаются камеры и из них в окружающую породу выводятся трубы. Вот сюда, по пути наименьшего сопротивления, и поступает вода. Приход очень зависит от температуры наверху, над землей, - летом больше, зимой меньше. От осадков, от наличия подземных рек и слоев.
В это тоннеле, собираемая вода течет по канавке вдоль путей в тоннели.
Далее эта вода откачивается мощными насосами и появляются вот такие реки и ручьи:
В первой части я уже писал, что Северомуйский тоннель протяженностью 15 с лишним километров проходит по сейсмоактивной зоне, пересекает термальные источники. Поэтому зимой в тоннеле теплее, чем на улице. Чтобы влажный воздух не осаждался, на входах тоннеля сделаны ворота, которые открываются автоматически. Вон там, видите желтую вертикальную линию? Это видны откатные ворота
Самое главное, чтобы была хорошая изоляция, иначе зимой всё это чревато большими сосульками.
Мы опять едем поверху. Горы, зелень – это вам не сибирская весна
Портал обходного тоннеля и обслуживающая техника
Одна из галерей, которая спасает новую обводную линию от оползней
Такой портал – очень хороший образец как это можно выполнить на макете.
Поселок
И отсюда мы поедем дальше на кукушке.
Весь поезд состоит из одного вагона и, в основном, используется работниками РЖД.
Посмотрите, как четко строители положили мост на местность! И мост, и река и горы выглядят одним целым.
Мы заехали в местный дом отдыха, который стоит вокруг горячих ключей
Лето, и местные ловят мгновенья тепла
Дорога работает
Портал мысового тоннеля
И, опять, громадные вентиляторы вентиляции
Обратите внимание, мысовые тоннели уже сделаны для двух путей, хотя сейчас положен только один.
Пропускаем поезд
Второй портал 4го мысового тоннеля
Здесь очень интересное решение, где тоннельный портал совмещен с защитной галереей
Ну и Байкал! Куда же без него, если тоннели находятся рядом.
Мне удалось даже в Байкале поплавать! Воздух +28С, вода в озере тоже хороша! Но только лишь в верхнем слое толщиной около метра. Меня проинструктировали – ноги вниз не опускать, а то будет «некомфортно». Да, но плавать было здорово!
На следующее утро, когда надо было улетать в Улан-Уде, вдруг пришли тучи и туман. Мы были в аэропорте, но пилот отказался лететь при такой погоде.
Нам повезло, недалеко от аэропорта была пристань, от которого отходил «Метеор» до Иркутска. Он ходил раз в два дня и сегодня был его день. Второй раз нам повезло, что это была конечная и были билеты.
Видите, там, вдали проходит БАМ?
И дальше для меня начались 10 часов Байкала. Мой коллега уже был здесь раз пять, а то и больше. Для меня это был первый раз, когда я пересек Байкал вдоль.
Я сделал кучу снимком, но, так как это железнодорожный сайт, ограничусь несколькими.
Южная часть Байкала выглядит гораздо заселенной
Неожиданно пристань Листвянки
Док, где ремонтируют суда. Не ожидаешь это увидеть здесь. Но, с другой стороны, суда можно отремонтировать только здесь, на озере.
«Метеор» ходит только по Байкалу и не заходит в Ангару. С этими же билетами мы пересаживаемся на катамаран, который идет последние 55км до Иркутска.
И вот мы разгружаемся в Иркутске.
Мы приехали совсем не туда, куда планировали, а значит у нас нет гостиницы, нет билетов в Москву. Нам удалось найти и то и другое и через сутки мы были уже дома.