Информация взята с
http://yashinblog.blogspot.ru/2012/09/p … pelon.htmlPacific Chapelon: скорость и слава
Оригинал: Pacific Chapelon : la vitesse et la gloire
Перевод выполнен по просьбе Хлынина А.В.. Поскольку (с его слов) вся информация о паровозе, которую он смог найти, на французском, принято решение оформить это здесь, может кому еще пригодится.
Ссылки переводчика.
Прекрасный в своем шоколадном окрасе с желтыми полосами паровоз Chapelon Nord (серия Pacific) является одним из самых известных локомотивов в истории железных дорог не только Франции, но и всего мира. Он назван в честь Андрэ Шапелона: у него были идеи по модернизации старых паровозов Pacific сети Париж-Орлеан в 1909 году и проверке своих догадок в теории термодинамики.
Издание ATLAS.Андрэ Шапелон (André Chapelon) (1892 - 1978) Как говорят "Нет пророка в своём отечестве", так Андрэ Шапелону было очень сложно доказать свою точку зрения во Франции. Доказать правильность ухода из PLM (Chemins de fer de Paris à Lyon et à la Méditerranée - железной дороги Париж - Лион - Средиземноморье - прим. перев.), куда он пришел в 1921 году после окончания École centrale. Он сумел присоединиться к железнодорожной компании Париж - Орлеан, где приступил к важным изменениям и тестированиям. Андрэ Шапелон так и не смог разработать прототип локомотива (с нуля - прим. перев.), а только вносил изменения. К сожалению, триумфально появляется электрическая тяга, и правление паровозов на железных дорогах прерывается. Андре Шапелон родился в 1892, а умер в 1978 году, всю свою жизнь отдав паровозам.В связи с началом производства цельнометаллических пассажирских вагонов резко возросла масса составов. Поэтому локомотивы серии Pacific, строящиеся с 1910 года и сменившие серию Atlantic самого начала ХХ века, уже не удовлетворяют и находятся на пределе своих возможностей.
В 1929 Андре Шапелон вносит изменение в локомотив Pacific №3.566. Работы проводятся в мастерских компании Париж - Орлеан в городе Тур. В итоге мощность локомотива увеличилась с 2000 л.с. до 3100 л.с, при этом удалось добиться 30% снижения потребления воды и 20% - угля.
Руководство Париж - Орлеан решило модернизировать всю серию Pacific на тех же условиях, однако мощность была доведена до 3400 л.с., и поезд весом 1000 тонн разогнался достаточно легко и достиг скорости 120 км/ч.
Северная Компания заинтересовалась новыми локомотивами и проводит их сравнительные испытания на своей железнодорожной сети. Лучший локомотив каждой сети, включая серию Pacific сети Париж - Орлеан, модернизируется Андрэ Шапелоном.
Самым знаменитым является поезд la Flèche d'Or (Золотая стрела). 22 января 1933 года паровозу Pacific №3.715 удалось затратить на маршрут Кале - Париж с поездом весом 650 тонн 22 минуты, взлетая в сложные подъемы близ Гана на скорости 120 км/ч.
В 1934 Северная Компания приобретает партию из 20 локомотивов компании Париж - Орлеан после модернизации в мастерских Тура Андрэ Шапелоном по технологии модели №3.715. Построенные в 1909 - 1914 годах, эти локомотивы перенумерованы как 3.1171 - 3.1190 (позднее 231Е №1 - 20).
Вторая серия из 28 единиц, на этот раз новых локомотивов, будет введена в эксплуатацию в 1936 - 1938 годах. Первые 8 машин пронумерованы как 3.1191 - 3.1198, остальные 3-1111 - 3.1130 (позднее 231Е № 21 - 48).
Все 28 локомотивов предназначены для депо Ля Шапель (La Chapelle), что приводит к исчезновению паровозов Superpacific из остальных депо.
Паровоз Pacific Chapelon Nord 3.1114 (позднее 2-231Е - 32) построенный в 1936 году.
В конце девятнадцатого века большинство скоростных и престижных поездов, таких как роскошные поезда Компании Спальных вагонов ( la Compagnie des Wagons-lits), а также и регулярных поездов, традиционно наделялись именем. Эта традиция, хоть и не систематически, сохраняется до середины двадцатого века, и хотя сами вагоны не именованы, локомотив несет металлическую табличку с именем. Во время паровой тяги табличка прикреплена, как правило, к круглой двери дымовой камеры. Во время электрической тяги традиция поддерживалась установкой бронзовой таблички с именем поезда на передней кабине локомотива. Традиция полностью утеряна в конце 1970-х годов.
Восстановлен до рабочего состояния в 1970 году в мастерских SNCF (Société Nationale des Chemins de fer Français - Национальная компания французских железных дорог - прим. перев.) в городе Дюнкерк в оригинальной шоколадной окраске с желтыми полосами. В июне 1971 года, локомотив передан в музей, и никогда не будет поставлен под парами. Он представлен в музее поездов (Мюлуз, Франция) на смотровой яме.
Паровозы Chapelon Nord знавали свои часы славы под великими скоростными поездами Северной компании, такими как Золотая стрела и Северная звезда (l'Etoile du Nord). Они закончили свою карьеру на линии Амьен - Кале в 1967 году.