Со времен прототипа од периода DB В период с 1906 по 1908гг. для эксплуатации в пригородах Мюнхена было построено семь паровых мотрис серии "MCCi", кузова для которых изготавливались фирмой MAN, а паровые машины и ходовая часть фирмой Maffei. Мотирсы имели колесную формулу В'2' (т.е. две из четырех осей имели привод). Паровая машина и ходоавя часть по своей конструкции в основном были аналогичны с ссответствующими механизмами паровозов серии ML 2/2. Салон был расчитан на 52 сидячих и на 20 стоячих мест. Все места были исключительно 3-го класса. Максимальная скорость составляла 50 км/ч.
В 1924г., сразу после электрификации ряда маршрутов в районе Garnisch, вагонным заводом Fuchs (Waggonfabrik Fuchs) в г.Гайдельберг (Heidelberg) четыре мотрисы типа MCCi были переделаны в электромотрисы, получив приэтом номенклатуру D4i elT и номера 701-704 (после 1933г. - elT 1101-1104, после 1940г. ЕТ 85 01-04). Они то и стали прототипами для одноименной серии мотрис. D4i elT были первой электротягой в депо главного вокзала Мюнхена (Bahnbetriebswerk München Hbf), и начиная с 1925г. использовались в пригородах Мюнхена. München-Garmisch-Patenkirchen был первым маршрутом, по которому стали ходить D4i elT. Последняя же машина данного типа была списана только в 1958г.
Еще одна мотриса серии MCCi в 1928г. была переделана фирмой MAN в дизельную мотрису (865), которая впоследствии ходила в районе г.Нюрнберг. Но во время ее эксплуатации не было получено желаемых результатов, что уже к концу 20-х годов послужило поводом для списания.
В отличии от дизельного варианта электормотрисы смогли зарекомендовать себя намного лучше. Поэтому в 1925г. компании Fuchs и BBC получили заказ на изготовление шести электромотрис D4i el 705-711( как я уже писал выше, "новые" мотрисы получили ту же номенклатуру, что и прототипы,) и четырех головных вагонов (8001–8004, после 1940г. ES 85 01–04). А уже в 1927г. мотрисы и головные вагоны поступили на баланс DRG. В отличии от прототиповов, построенных с применением дерева, кузов новых мотрис был полностью металлическим. В связи с тем, что в 1927г. еще не было возможности упрятать все электрооборудование под вагон, часть электро-агрегатов (трансформатор, контроллер и агрегаты высокого напряжения) помещалась в машинном отсеке, располагавшемся сразу за кабиной машиниста и имевшем вместо окон воздухозаборные решетки. На крыше устанавливались два пантографа типа SBS-10, часть из которых впоследствии была заменена на SBS-11. На каждом торце ET/ES 85 имелось по три фары, а на углах крыши поначалу были установлены красные фонари, несшие функцию хвостовых огней и упраздненные впоследствии. Конструкция тележек на "новых" мотрисах была заимствована у берлинского S-Bahn. В движение мотрисы приводились двумя 8-полюсными электромоторами типа "Tatzlager-Motor". Стоит обратить внимание на несколько изменений во внешнем виде "новых" мотрис по сравнению с их прототипом. Так "новые" мотрисы стали немного длиннее. Теперь в салоне имелось 75 исключительно сидячих мест (15 рядов 3+2), вместо 52 сидячих и 20 стоячих у прототипа. Изначально места были только 4-го класса, а с 1928г., после упразднения в пассажирских поездах 4-го класса, до 1956г. - только 3-го. Ширина оконных проемов была увеличена до 900мм (у прототипа она составляла 800мм), одностворчатые двери для пассажиров были утоплены в глубь салона, а попасть в машинное отделение стало возможным только через дверь, располагавшуюся за кабиной машиниста на правой стороне вагона. Как почти на всей электротяге баварского образца, для перехода из вагона в вагон все мотрисы вплоть до номера 730 имели торцевые двери и мостики. Позже эти двери были заварены, а переходные мостики удалены. Головные вагоны были построены по тому же принципу и внутри также ничем не отличались моторизованных (салон был разделен на две части, бОльшую для некурящих и меньшую для курящих, а между ними находился туалет), на месте же машинного отделения находился багажный отсек.
В 1927-м году последовал еще один заказ, на этот раз на изготовление пяти мотрис (711-715) и одиннадцати вагонов с кабиной машиниста (8005-8015), две из которых, ET 85 05 и 09, имели максимальную скорость 100 км/ч, в отличии от остальных машин этой серии, максимальная скорость которых составляла 75 км/ч, а несколько месяцев спустя были заказаны еще пятнадцать "комплектов" (мотриса+ головной вагон). В 1932г. поступил еще один заказ на шесть мотрис и четыре головных вагона. Последняя партия вышла уже под номенклатурой DRG (elT 1131-1136 и elS 2131-2134). Одновременно с размещением заказа на производство мотрис в 1927г. 35 трехосных пассажирских вагонов баварского образца "C3i bay 99" были переделаны, чтобы ходить промежуточными вагонами вместе с D4i elT. Для этого в вагоны были проведены сквозные кабели, позволявшие подключать оборудование для дистанционного управления мотрисой из головного вагона, и установлено электро-отопление. Вагоны получили номера с 6501 по 6535, а в 1928г. переделке подверглись еще 35 вагонов (с 6536 по 6570). В 1940г. вагоны получили номенклатуру DRG, EB 01-70. В 1961г. все 70 вагонов типа ЕВ были списаны, а их место заняли трехосные вагоны типа "Umbauwagen" (B3yg-54), переделанные специально для этой цели, и покрашенные в красный цвет. Сделано таких вагонов было всего 8 штук, ведь уже в то время Ж/Д пришлось значительно "потесниться" в пользу автомобилей. Пассажиропотоки сильно упали, и пропала потребность в таком количестве вагонов, как раньше. Для нового типа вагонов была вновь использована прежняя номенклатура ЕВ 85 ( вагоны числились как EB 85 01-08).
Информации о первоначальном окрасе я не нашел, знаю лишь, что в 1984г. вышел спец.выпуск журнала "Eisenbahnjournal", посвященный ET/ES85 (Eisenbahnjournal Sonderausgabe ET/ES85 von H.J. Obermayer u. G. Scheingraber 1984), а там опубликованы цветные фотографии ET/ES85 в первозданном виде, но к большому сожалению самого журнала я пока не видел. Также известно, что в начале 30-х годов ET/ES85 и доп.вагоны были уже покрашены в бордовый цвет с полосой цвета слоновой кости, проходившей на уровне окон (скорее всего, это и был первозданный окрас), а с началом войны у большинства мотрис и вагонов полоса была закрашена в бордовый цвет.
Мотрисы под номерами 03 и 04 (из первой партии, перестроенные из паровых) были списаны до 1945г.
ЕТ 90В 1949г. ET 85 13 и 14 были переделаны в ET 90 01 и 02. Замена трансмиссии, понизила максимальную скорость до 50 км/ч, но дала возможность эксплуатации на горных маршрутах. После этого ET 90 01 и 02 переведены на маршрут Berchtesgaden–Königssee.(т.н. Königseebahn), являвшимся маршрутом с большим уклоном (макс. 27,5 ‰). В 1950г. та же участь постигла ET 85 16, ставшим ET 90 03, но на этот раз переделка коснулась и внешнего вида. Боковые стенки ET 90 03 в отличии от предшественников были уже не клепаные, а состояли из одного куска металла. В роли головного вагона совместно с ЕТ 90 применялся ES 85 40, переделанный из четырехосного вагона (саксонский C4i) ходившего по маршруту Heidenau–Kurort Altenberg (т.н. Müglitztalbahn). А в 1958г. два двухосных пассажирских вагона баварского образца 1925г. были переделаны в прицепные вагоны EB 85 90 и EB 85 91.
Из за спада пассажиропотока на маршруте Berchtesgaden–Königssee после 1960г. мотриса ET 90 02 использовалась в районе города Розенхайм (Rosenheim). В 1961г. ET 90 03 und EB 85 40 были переведены на локальный маршрут Bad Aibling–Feilnbach., и, уже имея номенклатуру 490, были списаны в период между 1969 и 1972гг. (модель ES 85 40 производилась в масштабе НО компанией Lilliput).В 1965г. Ж/Д-сообщение по маршруту Berchtesgaden–Königssee было остановлено, и мотриса ET 90 01, как и ЕТ 90 02, тоже была переведена в Розенхайм.
От становления DB до наших дней 24 мотрисы типа ET 85 были приняты на баланс DB, три из которых, как я уже писал выше, были переделаны в ЕТ 90. Остальные же мотрисы стали применяться не только в пригородах Мюнхена, но и в регионе Шварцвальд на маршруте Titisee-Seeburg (т.н. Dreiseenbahn), а также на маршрутах Bad Aibling–Feilnbach и Schopfheim-Bad Säckingen(т.н. Wehratalbahn).
В период 1951-1952гг. головные вагоны ES 85 под номерами 03, 04 и 16 стали использоваться в той же в роли для составов с Е 44.
В 1956г. восемь мотрис типа ЕТ 85 подверглись внутренней модернизации, в ходе которой сиденья были установлены в последовательности 2+2. Теперь все мотрисы, в том числе и не подвергшиеся модернизации, вместо мест 3-го класса имели места только 2-го класса. а мотрисы под номерами 05, 11 и 19 получили еще и места 1-го класса, находившиеся над ведущей тележкой. Им была присвоена номенклатура ЕТ 65 101-103. Однако уже в 1960г. внутренняя обстановка модернизованных мотрис была приведена в первозданный вид (в том числе исчезли места 1-го класса). Модернизации же в свою очередь подверглись головные вагоны. Из всех оставшихся 22 головных вагонов было убрано багажное отделение, и на его место в большинстве случаев установлен еще один ряд сидений, а в девяти головных вагонах сиденья были установлены в последовательности 2+2, и выделено два отделения 1-го класса (для курящих и для некурящих) в общей сложности на 12 мест. Этим девяти головным вагонам была присвоена номенклатура ES 85 101-109.
В 1968г. всем, за исключением ЕТ 85 01, 02 и 21, списанным в 1957, 1958 и 1967гг. соответственно, мотрисам, головным и прицепным вагонам, общее число которых на тот момент составляло 24 единицы была присвоена новая номенклатура. Мотисы стали серией 485, головные вагоны, имевшие места только 2-го класса, стали серией 885 6хх, головные вагоны с местами 1-го класса на борту превратились в 885 7хх, а прицепные вагоны - 885 801.
29-го сентября 1977г. были списаны 485 005 и 885 615, являвшимися на тот момент последние единицы ПС серии ЕТ/ES 85 в парке DB.
485 007 и 885 615 изначально нашли свое место в "ЖД-музее Бохум-Далхаузен" (Eisenbahnmuseum Bochum-Dahlhausen). Они были на ходу и приняли участие в юбилейном параде, проходившем в 1985г. в городе Нюрнберг. В 2010г. они были приобретены для пополнения коллекции электро-мотрис "Обществом рельсового транспорта города Штутгарт" (Schienenverkehrsgesellschaft Stuttgart). Мотрисы и головные вагоны были снова получили в бордово-кремовый DRG-окрас и являбтс частью "Экспозиции "Общества рельсового транспорта города Штутгарт" в городе Хорб на Некаре" (SVG-Eisenbahn-Erlebniswelt Horb am Neckar).
885 706 же в наши дни используется как помещение клуба.
Ну и немного фото... Паровая мотриса серии "MCCi" ставшая "прародителем" серии "ЕТ 85"
Модель мотрисы серии "MCCi" в масштабе Н0, произведенная компанией "MicroMetaKit"
Пара исторических фото... Много красивых и интересных фото по теме ET 85 можно найти вот тут:
http://www.drehscheibe-online.de/foren/read.php?017,5235840,page=all В 1927г. 35 трехосных пассажирских вагонов баварского образца "C3i bay 99" были переделаны, чтобы ходить промежуточными вагонами вместе с D4i elT, а в 1928г. были переделаны еще 35 вагонов.
Несколько фото модели с доп.вагоном (ранний вариант с вагоном баварского образца) в масштабе НО, для представления о первозданном виде ЕТ,ES и EB 85
ЕТ 90 ("горный" вариант ЕТ 85)
Два двухосных пассажирских вагона баварского образца 1925г. были переделаны в прицепные вагоны EB 85 90 и EB 85 91
ES 85 40, переделанный из четырехосного вагона (саксонский C4i) ходившего по маршруту Heidenau–Kurort Altenberg (т.н. Müglitztalbahn)
Во времена DB встречался и такой вариант "автопоезда":
"Последняя" поездка серии "ЕТ 85". "Туда" состав шел с пассажирами, а "обратно" возвращался уже порожняком прицепленным к пассажирскому составу.
"ЕТ 85", выставленный на "Экспозиции "Общества рельсового транспорта города Штутгарт"