Электротяга в Баварии
ОБЩЕЕ
Всего в Баварии до 1920г. (I эпоха) было два электрифицированных маршрута: Murnau–Oberammergau и Freilassing–Berchtesgaden. Все остальные маршруты были электрифицированы уже после вхождения K.Bay.Sts.B. в сосотав DRG. Впервые на Баварских железных дорогах электрическая тяга (5 kV и16 Hz) была успешно применена на маршруте Murnau-Oberammergau 1 января 1905г. (все предыдущие попытки не имели коммерческого успеха). Для этих целей поначалу использовались пять мотрис L.A.G. 674-677. Но уже в феврале 1905г. парк пополнился первым локомотивом знаменитой серии Е69 (L.A.G. 1).
Первыми же электровозами Баварских Ж/Д предназначенными для однофазного переменного тока с напряжением 16кV и частотой 16 2/3 Hz. были ЕР 3/5, которых было выпущено 5 штук. В 1918 серия получила новую классификацию ЕР1, во времена DRG локомотивы были переименованы в Е62 01-05.
МАРШРУТ
Сперва немного о маршруте Freilassing–Berchtesgaden, потому что именно по нему ходили электровозы, о которых пойдет речь в дальнейшем.
Электрифицированный маршрут Freilassing–Berchtesgaden, числящийся в Книге Немецких Ж/Д маршрутов (Kursbuch der Deutsche Bahn) за номером 954, и имеющий протяженность 33,671 км., отходит в Freilassing однопутной веткой от двухпутной ветки Rosenheim–Salzburg. До Bad Reichenhall дорга считается главной, далее второстепенной. На отрезке от Bad Reichenhall-Kirchberg до Hallthurm дорога считается "крутым отрезком" (Steilstrecke), на котором дейстуют отдельные правила и инструкции. Маршрут Freilassing-Bad Reichenhal был открыт в 1866г. В 1867г. была начата проектировка маршрута из Bad Reichenhalв Berchtesgaden, которая нашла поддержку в лице "Администрации Баварских горных, металлургических и соляных заводов", но была закончена лишь в 1884г. 25-го октября 1888г. произошло торжественное открытие маршрута, и празднично украшенный поезд, проследовавший из Bad Reichenhal в Berchtesgaden, открыл сообщение. Изначально время в пути из Freilassing в Berchtesgaden составляло 90 минут, но в последствии было сокращено до 70 минут. В 1914г. маршрут был электрифицирован. Требуемая электроэнергия поставлялась построенной на Saalachsee в городе Kirchberg электростанцией. На повороте перед бывшем полустанком Kirchberg у ущелья Tristram до 1933/1934г. был пробит 70-метровый тоннель, снесенный после появления на данном маршруте 4-х осных вагонов, для которых профиль тоннеля был слишком узким. Первоначально на маршруте эксплуатировались локомотивы для локальных линий серии DVIII. Также время от времени можно было увидеть локомотивы типа "Glaskasten". После электрификации в основном преобладала электротяга.
ЭЛЕКТРОТЯГА
1912-1914гг. происходит электрификация ветки Freilassing–Berchtesgaden, при эксплуатации которой предполагалось собрать опыт по использованию электротяги. Для этих целей 20-го октября 1912г. были заказаны 12 электровозов среди них 4 локомотива ЕР 3/6 20101-20104 (после 1920г. ЕР 3, позже Е 36 01-04), 4 локомотива ЕР 3/6(II) 20121-20124 (после1920г. ЕР4, позже Е 36 21-24), два локомотива EG 4×1/1 (после 1920г. EG1, позже Е73 01-02) и два EG 2×2/2 (после 1920г. EG2, позже Е70 21-22). Механическая часть всех типов локомотивов производилась на заводах Krauss & Co, производство же электрической части локомотивов в целях сравнения было передано четырем разным фирмам. На ЕР 3/6 электрооборудование поставляла Siemens-Schuckertwerke (SSW), на ЕР 3/6(II) Maffei-Schwartzkopff-Werke (MSW), на EG 4x1/1 Bergmann Electricitäts-Werke Aktien-Gesellschaft (BEW), на EG 2×2/2 Brown, Boveri & Cie (BBC).
EP 3/6 (EP3)
На момент окончания электрификации маршрута в апреле 1914г. заказанные локомотивы еще не были готовы, и поначалу тягу осуществлял EP 3/5 20 001, взятый во временное пользование с маршрута Garmisch-Reutte. Первый ЕP3/6 20101 прибыл лишь 27-го мая 1914г. Остальные же три локомотива были доставлены в депо Freilassing в период между 15-м апреля и 29-го октября 1915г. Из за начавшейся войны между 3-м августа 1914г. и 23-м апреля 1916г. тестовые поездки были временно приостановлены. Но уже 15-го сентября 1916г. ЕР3/6 20101 стал участником исторического события, когда впервые в истории (Баварии) передвижение королевского состава осуществлялось посредством электрической тяги. В 1926г. четыре локомотива серии ЕР3/6 получили нумерацию Е36 01 - Е36 04. 1-го мая 1927г. вследствие того, что локомотивы не удовлетворяли возросшим тяговым требованиям, они были переведены в депо главного вокзала города Мюнхена (Bw München Hbf). Оттуда в конце 30-х годов их перевели в депо города Гарниш (Bw Garmisch), где они служили до своего списания и ходили вместе с локомотивами серии Е62 во главе пассажирских составов по маршруту Garmisch-Reutte. Позже Е36 02 и Е36 04 были переделаны фирмой Henschel в снегоуборщики.
Асимметричное расположение токосъемников на крыше обусловлено наличием парового котла для обогрева, т.к. вначале было принято решение отказаться от электрообогрева. Однако паровые котлы были демонтированы вскоре после начала эксплуатации. Всего было выпущено 4 электровоза.
EP 3/6 II (ЕР4)
К сожалению локомотивов этой серии в Nашем масштабе нет.
EG 4x1/1 (EG1)
Два локомотива серии EG 4x1/1 были построены в 1914г. В отличии от многих локомотивов того времени у EG 4x1/1 были две двухосных тележки с раздельным приводом на каждую ось, что впоследствии было повторено лишь в 1939г. (Е 44). Такая комбинация, помимо хорошей тяги, позволяла уменьшить износ как рельсов, так и колес. Е73 01 и Е 73 02 были списаны в 1937г. и 1941г. соответственно. Позже Е 73 02 был переделан в снегоуборщик, который прослужил вплоть до 1982г.
EG 2 x 2/2 (EG2)
Из за начавшейся Первой Мировой войны два локомотива серии EG 2 x 2/2 были поставлены лишь к 1920г. А это уже начало DRG, поэтому данные локомотивы выходят за рамки моей Баварской коллекции.
А теперь представляю Вашему вниманию два состава "запряженные" вышеописанными электровозами. Планируется еще и третий состав с ЕР3/6 окрашенным в зелено-бежевый цвет и с трехосными вагонами, но он еще не полный.
№13 Пассажирский состав Электровоз: ЕР 3/6, Minitrix из набора 51 1077 00 Вагоны: Minitrix 13313, 13314, 13314, 13200
№14 Грузовой состав Электровоз: EG 4x1/1, G.Reitz Вагоны: Minitrix 13203, 13236, 15139, 13243
Электровоз довольно редкий. Фирма G.Reitz выпустила в 1984г. 200 экземпляров (из них 50 в баварском окрасе). К сожалению, у меня самая простая версия без света и с приводом только на одну тележку. На последнем фото для сравнения размера рядом стоят EG 4x1/1 и EP3/6.