Автор Тема: Электропитание T-Trak модулей  (Прочитано 3010 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Электропитание T-Trak модулей
« : 16 Июля 2023, 23:12:47 »
Здравствуйте!

Пришёл, наконец к теме электропитания. Хочу чтобы оно сразу было в китах "Диорама-Кёф-T-Trak".
Что мы знаем о электропитании по стандарту, цитата с сайта https://ttrak.ru/:

Цитировать
Поскольку оригинальный стандарт T-Trak регламентирует только подключение питания к главным путям, а у многих моделистов есть потребность запитывать ещё и аксессуары, то для этого была разработана единая силовая шина питания, состоящая из 5 пар проводов:

  •     питание первого главного пути
  •     питание второго главного пути
  •     постоянное напряжение 12В
  •     аксессуарная шина DCC
  •     переменное питание 16В

Чтобы не входить в противоречие со стандартом, а также для облегчения задачи моделистам, не имеющим навыков работы с электрической частью макета, использование шины не является обязательным, а носит лишь рекомендательный характер.

Для соединения сегментов шины, а также для подключения к ней питающих приборов (блоков питания, аналоговых блоков управления, бустеров цифровых командных станций) используются коннекторы типа Molex Mini-Fit Jr. Данные коннекторы имеет ряд преимуществ над многими другими коннекторами:







Распиновка шины на 10-контактном коннекторе (цвет проводов является только рекомендацией):

  •     внешний рельс I-го главного пути (синий)
  •     внешний рельс II-го главного пути (синий)
  •     постоянное напряжение - +12В (жёлтый)
  •     аксессуарный сигнал DCC - сигнал (зелёный)
  •     переменное напряжение - ~16В (коричневый)
  •     внутренний рельс I-го главного пути (белый)
  •     внутренний рельс II-го главного пути (белый)
  •     постоянное напряжение - 0 (чёрный)
  •     аксессуарный сигнал DCC - GND (чёрный)
  •     переменное напряжение - ~16В (коричневый)

Цвета выбраны для соответствия рекомендациям стандарта T-Trak, а также для цветовой маркировки разных категорий питания. Удобство этой комбинации цветов заключается в том, что все они за исключением чёрного используются для электропроводки, так что должны быть доступны в магазинах электрики.


Вот эту последнюю таблицу я пронумеровал сам. Есть подтверждение, что именно так нужно распиновывать?

Так или иначе, мне такой разъём не подходит.

Я хочу использовать такой (с соблюдением всех обозначенных в стандарте шин и стандартов):
Спойлер (кликните для показа/скрытия)

Вот именно такой. 3 Ампера на один контакт, думаю, будет достаточно:
Спойлер (кликните для показа/скрытия)

Перемычка из двухстороннего фольгированного текстолита будет связывать модули между собой:
Спойлер (кликните для показа/скрытия)

Разъём имеет толщину 9 мм и поэтому полностью спрячется в теле базы моего модуля. Думаю, что он будет посередине модуля т.к. под зоной где вклеивается надстройка его не спрятать, хотя это пока не решено окончательно.

Стеклотекстолитовые перемычки просты в изготовлении и позволяют люфты во все стороны.
При желании можно изготавливать разные переходники на тот-же Molex Mini-Fit Jr.

Под базой, думаю, будет ещё платка с винтовыми или нажимными клеммами чтобы всё подключать... посмотрим.
« Последнее редактирование: 23 Октября 2024, 12:25:02 от Кёф »

Оффлайн Nimrod94

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Репутация: +7/-1
  • Откуда: Санкт-Петербург
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #1 : 17 Июля 2023, 08:39:39 »
а что это за разъем? я минифиты с трудом нашел на али в свое время, теперь этот искать.

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #2 : 17 Июля 2023, 13:11:52 »
а что это за разъем? я минифиты с трудом нашел на али в свое время, теперь этот искать.
Ну, у меня полномочий нет минифиты отменять))) просто на моих тонких модулях нужно что-то плоское. Эти разъёмы я планирую с модулями поставлять.
Но, вообще я их ищу на Али фразой "edge connector" или в Chip-Dip "Краевой разъём" (так как в них вставляется край платы). Там есть разъёмы с расстоянием по центрам контактов 2,54 но они без отверстий крепления - чисто на плату, а вот эти с шагом 3,96 имеют уши под крепление.

Оффлайн ШагратN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 591
  • Репутация: +45/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Игорь
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #3 : 17 Июля 2023, 15:03:56 »
Меня смущает сечение проводника на текстолите. При толщине фольги в 0,1 это 0,25мм площадь. Не маловато ли для питания?
3Д печать - Ultra/М3/M5S/Mono 4. Авторам моделей - бесплатно. Telegram - @shagratn

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #4 : 17 Июля 2023, 16:44:04 »
Меня смущает сечение проводника на текстолите. При толщине фольги в 0,1 это 0,25мм площадь. Не маловато ли для питания?
С сечением ситуация такая, что всё решает возможность по рассеянию тепла.
Если мы говорим про сечение проводов и особенно в кабеле - то там ограниченная возможность охлаждения - и это суровая практика.

А если в экспериментальном варианте, то вот, например, по Прису: https://habr.com/ru/articles/411399/

A = 96*S в степени 3/4.

https://allcalc.ru/node/354   если ввести (96*0,1*3)^(3/4)  то получается 12 Ампер.

Ну и вот: калькулятор попробовал - для 3 Ампер вполне хватит моих дорожек в 3 мм шириной и 0,1 мм толщиной.

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #5 : 31 Октября 2023, 23:13:54 »
Перемычка из двухстороннего фольгированного текстолита будет связывать модули между собой:
Это уменьшенное изображение. Оригинальный размер: 1067x800.
История получила завершение тут где я презентую трёхзвенный модуль который соединяется такими разъёмами.

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #6 : 09 Февраля 2024, 11:39:25 »
Коллеги, здравствуйте!

Я вижу ограничения на из-за необходимости применять MOLEX Mini Fit «минифиты» в модулях. Я хотел бы (и готов) делать модули своей конструкции сразу с электрической частью. Естественно, не исключая возможность применения минифитов, в принципе.

Я рассматриваю унифицированные платы-переходники на штыревых разъёмах типа PLS с шагом 2,54 мм.
Штыри
Гнёзда

Ток до 3А на штырь (потенциально высокотоковые пины буду подключать параллельно, но в принципе для N-ки тока в любом случае хватит).
При желании, возможно будет использовать готовые и распространённые в продаже шлейфы.

Кроме того, хочу под модулем дать возможность применять вот такие клеммники винтовые для всех внутренних подключений и к ним-же, при необходимости, подключать MOLEX Mini Fit если он у кого-то есть.

Суть такая, что я хочу выработать не дорогое, универсальное и совместимое решение, а также избавить моделиста от пайки проводов.

Использованный ранее краевой разъём оказался китайской подделкой под Советские. Разъёмы того типа все такие, хотя решение мне понравилось.

Идея пока такая, что будет плата как имитация из фанеры (и там ещё крепёжная вставка из фанеры сейчас, но ээто может быть всё одна плата и для крепежа и для электроники):


И вот так будет прикрываться крышкой:



Прошу мнения.
Спасибо.



Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #7 : 06 Марта 2024, 15:13:51 »
Образцовое (по моему мнению) электропитание T-Trak модуля:


MidnightEater демонстрирует свой модуль..

Оффлайн Сергей 1981

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 116
  • Репутация: +3/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Имя: Сергей
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #8 : 06 Марта 2024, 15:31:18 »
Привет всем. Возможно ли так объединить систему питания. Овал на цифре, а стрелка от аналогового блока.

Оффлайн мобидик

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 86
  • Репутация: +4/-2
  • Откуда: Новосибирск
  • Имя: Михаил
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #9 : 06 Марта 2024, 15:42:04 »
Я дико извиняюсь (я в жд теме недавно). А для чего нужна такая большая колодка? Ведь конкретно на этом модуле нужны две пары контактов, для подключения прямого и обратного пути. Остальные линии транзитные. Зачем создавать лишнее сопротивление и возможные проблемы с потерей контакта?

Оффлайн Дмитрий N

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2595
  • Репутация: +140/-0
  • критик-тунеядец
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дмитрий
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #10 : 06 Марта 2024, 16:13:31 »
кроме питания двух путей, есть и другие потребители, все описано в стандарте
https://ttrak.ru/

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #11 : 06 Марта 2024, 17:38:48 »
Зачем создавать лишнее сопротивление и возможные проблемы с потерей контакта?
мобидик, Михаил.
Лишнее сопротивление там будет незначительное. Колодка может быть и поменьше но именно такого типа она удобна и понятна во всех отношениях.

кроме питания двух путей, есть и другие потребители, все описано в стандарте
https://ttrak.ru/

Вот цитата из стандарта:

распиновка шины на 10-контактном коннекторе (цвет проводов является только рекомендацией):

    1. внешний рельс I-го главного пути (синий)
    2. внешний рельс II-го главного пути (синий)

    3. постоянное напряжение - +12В (жёлтый)
    4. аксессуарный сигнал DCC - сигнал (зелёный)
    5. переменное напряжение - ~16В (коричневый)
    6. внутренний рельс I-го главного пути (белый)
    7. внутренний рельс II-го главного пути (белый)

    8. постоянное напряжение - 0 (чёрный)
    9. аксессуарный сигнал DCC - GND (чёрный)

    10. переменное напряжение - ~16В (коричневый)
« Последнее редактирование: 15 Августа 2024, 15:33:30 от Кёф »

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6925
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #12 : 12 Марта 2024, 07:00:31 »
Привет всем. Возможно ли так объединить систему питания. Овал на цифре, а стрелка от аналогового блока.
Если имеется в виду цифровое переключение стрелки при аналоге на рельсах, то да.
Михаил, DCC

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2208
  • Репутация: +116/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #13 : 11 Июня 2024, 10:54:59 »
Здравствуйте, коллеги!

Тут возникла такая мысль.
У нас на T-Trak модулях (если собирать из рельс KATO и по стандарту) всегда имеются рельсовые стыки т.к. применяются 2 рельсовых детали на один путь.
Что если всегда делать такой стык изолированным из расчёта на формирование в дальнейшем блок-участков или установки системы контроля занятости пути?
То есть, на первоначальном этапе стыки замкнутся но не штатным коннектором, а снизу модуля - на клемме. В таком случае усовершенствования системы можно будет делать уже не трогая верхнюю часть, не отрывая рельсы и т.д.

Почему именно посередине?
1. Чтобы не зависеть от соседних модулей (у кого-то не снять стык, а где-то на него и питание может приходить по системе "ValeryValley").
2. Чтобы светофоры посередине поставить.
3. Чтобы ж/д переезд со шлагбаумами ставить посередине и с 2-х сторон контролировать занятость.

Это всё сугубо имхо. Хочу обсудить.


Оффлайн BR95009

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 625
  • Репутация: +35/-1
  • Аналог. Озвучиваю сам!
    • www.br95009.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дима
Re: Электропитание T-Trak модулей
« Ответ #14 : 11 Июня 2024, 12:25:18 »
Если позволите вступить, то могу поделиться опытом наших "МосМодуль Н0"-ных модулистов.

У нас изначально идет силовая шина под модулем ввиде 2-х проводов жирного сечения. Которые подпаиваются снизу к рельсам.

Провода соседних модулей стыкуем клемами WAGO. Рельсы по краю модуля всегда спилены за подлицо и всегда есть небольшой зазорчик.

Контроль занятости или система блок-участвков на модульном макете, когда модули пренадлежат разным людям - такое себе: 1) все хотят вручную покатать на покатушках и 2) пока это наладишь в масштабах модульного макета, пройдет 3 дня, за которые тебя остальные участники прокатушек просто удавят.

Всязи с вышесказанным, считаю ваш способ соединения максимально удобным и не требующим модификации.
IIm, G, H0, H0m, H0e, N. MMH0. WWW.BR95009.RU