Что-то строительство макетов и модулей у нас на сайте совсем пропало. Народ стал покупать модели только на полочку?
Перед строительством нового модуля я очень много думал - хотелось перейти на стандартные модули T-TRACK. Уж больно они хороши и выглядят не самоделками. И по высоте было бы самое оно - чтобы пропустить один путь по мосту. Но победила возможность сделать длинный модуль единым целым.
Я заложил модуль с размерами 80см х 20см (высота 5см), но решил не делать его плоским, а с мостом и поворотом узкоколейки на 90 градусов. Итак, из фанеры 10мм и 3мм на крышке я сделал ящик со стандартными отверстиями для стыковки с другими модулями. К тому же хотелось использовать по максимуму то, что у меня залежалось на полках.
Я не выпендриваюсь и делаю склоны из обычного папье-маше из бумаги и ПВА. В качестве основы использую пенокартон из Леруа (но ничего не мешает использовать обычный гофрированный картон). Папье-маше не добавляет веса модулю, легко обрабатывается, в нем легко сделать дырку или передумать и убрать вообще. Обычно я кладу три-четыре слоя бумаги - не больше. Как это выглядит в процессе? Ставим на ПВА опоры:
А потом клею на эти ребра полоски бумаги на ПВА.
Самая тривиальная ошибка, на мой взгляд, которая делает макет или модуль неинтересным - почему-то все оставляют плоские поверхности ровными, как зеркало. Оглянитесь вокруг: поверхность никогда не бывает плоской! Кроме гор и холмов, есть берега у рек, есть московский бордюринг, который тренирует москвичей. Даже без него - газон очень редко бывает плоским. Я стараюсь сделать небольшие неровности, чтобы можно было деревья разместить в низинках или на пригорках, как-то обыграть дороги и тропы, расположение зданий. Не делайте холмики в 5мм - под "травой" вы их не увидите. Перепад высот должен быть 10-15мм, чтобы быть заметным. Я просто кладу кусочки пенокартона и закрываю их бумагой на ПВА.
С обычной колеей в 9мм было очень просто - это прямая линия через весь модуль. А вот с узкоколейкой пришлось повозиться - у меня не было радиусов, которые мне нужны! Пришлось делать гибкий рельс из обычных. В шпалах с нижней стороны я делаю разрезы. Но не друг напротив друга (иначе рельсы будут ломаться, а не изгибаться), а с шагом в две-три шпалы. На фотографии это выглядит так:
На фотографии места подрезов на шпалах выделены желтыми кругами.
Это позволяет гнуть рельсы, как хочется. Единственное, что придется сделать - это уже на макете подрезать концы рельс, чтобы правый и левый были на одном уровне. И закрепляю рельсы шурупами для фиксации.
Крашу макет акриловой краской. Зачем, - спросите вы, - ведь ее не будет видно. А вот это никто не гарантирует. Макет будет у вас хранится и использоваться несколько лет. Если вы не покрасите поверхность - то любое повреждение макета будет у вас видно белым или светлым пятном.
А потом, можно проверить свои мысли - как это будет смотреться, пока на модуле не установлены дорогостоящие домики.
Домики стоят просто так. Для того, чтобы "глаз привык", может на следующий день такая компоновка будет выглядеть ужасной - в общем, можно попробовать несколько вариантов расположения.
Затем необходимо подвести питание к рельсам и спаять рельсы. Для меня паять рельсы непривычно, я считал, что народ "с ума сходит". Но, это оказалось не так сложно. А потом посмотрел как надежно бегают локомотивы... в общем, не пожалел.
Теперь нам с вами надо посадить "траву" и засыпать "гравием" шпалы. Самым лучшим решением являются вот такие самоклеящиеся листы с высотой травы до 5мм. Снимается бумажная подложка и трава клеится небольшими кусочками (не больше 10х10см).
Наверное, в существующей обстановке, проще поработать флокатором - но у меня его нет, а огрызки таких ковриков есть.
Не забывайте, что трава в лесу - светлая, на лугах она более сочная и темная. Если таких ковриков нет, не слишком расстраивайтесь - можно взять обычные опилки, окрасить их в разведенной зеленой/темно-зеленой/желтой акриловой краске и у вас получится отличная своя присыпка, которая очень хорошо ложится на ПВА.
Есть бархатная бумага. Пожалуйста, не используйте ее! Она сделана из искусственного волокна, поэтому блестит эта "трава" как зараза и портит всё впечатление от макета. Можно применять бархатную бумагу, которую используют те, кто увлекается солдатиками. Отличная вещь... но, есть ли она сейчас в продаже - мне сие неизвестно.
Если у вас есть перепады высот для путей, то рельсы надо проверить на изгиб по вертикали. Вот видите, между линейкой и шпалами есть зазор почти в высоту рельс (обозначено желтым овалом).
В таком месте (где есть перегиб рельс) вагоны будут расцепляться (в лучшем случае) или все вместе будут сходить с рельс. И исправить это на готовом макете будет почти невозможно. Поэтому, проверьте это на первых шагах постройки модуля - подложите картон под рельсы и проверьте перегиб снова.
Гравий для рельс я использую профессиональный - здесь не приходится экономить. Некоторые используют натуральный песок - его промывают и приклеивают. Проблема в том, что песчинки гораздо крепче пластиковых шестеренок в ваших моделях. Поэтому, если такие песчинки попадут в ваши локомотивы, то неизвестно, что будет с моделью.
Профессиональный "гравий" делается из скорлупы лесных орехов (поэтому у некоторых может быть аллергия на этот "гравий". Его твердость меньше пластика и не может повредить модели.
Поэтому, некоторые покупают лесные орехи в скорлупе, съедают орехи, а скорлупу сначала разбивают молотком, а затем доводят ее до кондиции в кофемолках. (Внимание, я не знаю, выдержит кофемолка такое издевательство или нет. Сам я такими экзерсисами не занимался).
"Гравий" на пути я кладу при помощи ПВА на зубочистке и участками не более сантиметров 15. Почему? Если вы сразу положите гравий на более длинный участок, фанеру под рельсами от воды может повести (у меня такой опыт был) и она потом не вернется в нормальное положение - придется переделывать. Поэтому я кладу гравий участками - по 15-20 сантиметров, затем 15 сантиметров пропускаю и далее, снова засыпаю гравием, прижимая его пальцем.
Через сутки засыпаю гравием пропущенные участки. А еще через сутки - снимаю шурупы, которые держали рельсы. Там, где я рельс согнул слишком сильно я просверлил два отверстия и пропустил через него проволочку, закрутив ее снизу.
Если вы будете покупать какие-либо материалы то проверяйте год выпуска. У меня лежала вот такая фирменная мостовая. Пролежала она только 5 лет и начала слюнявиться и просто разваливаться на куски. Я ее покупал "в запас" - а в итоге оказалось - в мусорную корзину.
Поэтому не делайте больших запасов, типа: "Ах, крутая вещь, надо купить и когда соберусь делать макет, я ее и использую". Не получится. Скорей всего ее придется выбросить, как это пришлось сделать мне.
Вот так у меня получилось после поклейки травы. Где-то ее еще нет, потому что я просто не знаю, что я здесь буду делать.
Со скалами просто: это куски сосновой коры. Стоят очень хорошо - десятилетиями- проверено на практике. Только надо проверять перед установкой на наличие насекомых (но в сосновой коре мало кто живет). Кора хорошо обрабатывается и окрашивается. И обычная мебельная шпаклевка из Леруа.
И самый приятный для меня момент: прическа травы (конечно, если у вас трава из опилок этого делать не надо).
Берете в руки маленькие маникюрные полукруглые ножницы и начинаете косить траву в разных местах, чтобы она у вас не была подозрительно ровной. Но не слишком старайтесь - окончательную прическу мы будем делать при установки деревьев и домиков.
На сегодня пока всё