Автор Тема: Аналоговый пульт Arnold Ass  (Прочитано 3028 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3727
  • Репутация: +180/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #15 : 10 Апреля 2025, 20:11:55 »
Попробовал подать 5 вольт. Локи очень медленно едут, не хватает. Было бы хотя бы вольт 8.

Локи с современными моторами КАТО при 5 вольтах едут весьма бодро! На "свои" локи и рассчитан данный блок.
Кстати, от одной батарейки тоже едут, но медленно
.

... и добавил:
Принципиальное отличие современных пультов от "тевтонских" - наличие переключателя направления движения.

У японских блоков такая "традиция" из покон века.

Оффлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2397
  • Репутация: +129/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #16 : 10 Апреля 2025, 21:05:40 »
Локи с современными моторами КАТО при 5 вольтах едут весьма бодро! На "свои" локи и рассчитан данный блок.
Да, да!
Кстати, вот эти вот моторчики у японских малышей особенно которые прямо в тележечку встроены... мы тут где-то схему раскуривать пытались. Там даже в аналоге контроллер.



... и добавил:
У японских блоков такая "традиция" из покон века.
Другая техническая школа, американская, видимо?


... и добавил:
Мне вот такая тема нравится.
Сразу несколько независимых каналов.



 

Оффлайн lz130

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +29/-0
  • Откуда: Долгопрудный
  • Имя: Андрей Терентье
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #17 : 10 Апреля 2025, 21:53:23 »
....Амперметры ещё нужны поканально.Ток идёт. Лок не едет....Сразу видно..Сразу выключил и сберёг моторчик.....

Оффлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2397
  • Репутация: +129/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #18 : 11 Апреля 2025, 01:00:45 »
....Амперметры ещё нужны поканально
Золотые слова!!!

Оффлайн Сергеевич

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1473
  • Репутация: +140/-35
  • мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ.
  • Откуда: 13 верста У.Г.Җ.Д.
  • Имя: Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #19 : 15 Апреля 2025, 10:17:57 »
Вчера обзавелся  пультом от Томикса N-600 Neo (5507 TCS power unit), фисташкого цвета  :)),  в комплекте внешний импульсный  БП на 12 вольт 1А, входящее от 100 до 240 В переменки, но с японскими контактами, нашел переходник в запасе, но оказался малость корявый - пропадает контакт, ну ничего, затестить стартовый набор хватило, а так подключу нормальный провод.




H0e.N.Z? . .  G.0e.H0! ПолH0ля , эNка и кое-что ещё.  Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
https://mynickname.com/id834180
https://mynickname.com/id1361505

Оффлайн BR95009

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
  • Репутация: +51/-1
  • Аналог. Озвучиваю сам!
    • www.br95009.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дима
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #20 : 15 Апреля 2025, 22:11:19 »
А я нашёл статью в MIBA Spezial 59 Richtig Rangieren.pdf как раз про аналоговые пульты с режимом сортировки (с полуволной). Сижу - перевожу и изучаю.

... и добавил:
Ну в общем, если кратко подитожить статью, ШИМ - такое себе, тк не позволяет плавно стартовать 3х и 5ти полюсным моторам при малой скважности.

Для плавного движения на малых скоростях лучше полуволна.
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2025, 08:57:58 от BR95009 »
IIm, G, H0, H0m, H0e, N, live steam. MMH0. WWW.BR95009.RU

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3727
  • Репутация: +180/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #21 : 16 Апреля 2025, 16:49:53 »
...ШИМ - такое себе, тк не позволяет плавно стартовать 3х и 5ти полюсным моторам...
Для плавного движения на малых скоростях лучше полуволна.

Утверждение, полностью противоречащее практике. :senile:
Например, от показанного выше Константином блока Tomix N-600 стартуют и движутся на малой скорости все мои N-модели (именно 3- и 5-полюсные) намного лучше, чем от упоминавшихся здесь "полуволновых" Роко и Фляйшман.
Дополнительная "фишка" блока с ШИМ - в малом положении регулятора модель ещё стоит на месте, а освещение (светодиодное) уже светится, что даёт возможность присутствия на макете неподвижных освещённых составов, например, в тупиках или в депо!

P.S.
Привозите на предстоящие покатушки "полуволновый" блок, сравним, так сказать, "в очном поединке"!  :)


Оффлайн BR95009

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
  • Репутация: +51/-1
  • Аналог. Озвучиваю сам!
    • www.br95009.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дима
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #22 : 16 Апреля 2025, 18:08:17 »
Например, от показанного выше Константином блока Tomix N-600 стартуют и движутся на малой скорости все мои N-модели (именно 3- и 5-полюсные) намного лучше, чем от упоминавшихся здесь "полуволновых" Роко и Фляйшман.

Возможно. Куплю - попробую -  отпишусь. Не пойдет-подам.

Я  бы на покатушки с удовольствием приехал, но  живу пока в 5000 км  от Москвы.  Но очень надеюсь попасть.

... и добавил:
Дополнительная "фишка" блока с ШИМ - в малом положении регулятора модель ещё стоит на месте, а освещение (светодиодное) уже светится, что даёт возможность присутствия на макете неподвижных освещённых составов, например, в тупиках или в депо!

Ну вот это прям вообще мне не к чему и никак.
IIm, G, H0, H0m, H0e, N, live steam. MMH0. WWW.BR95009.RU

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3727
  • Репутация: +180/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #23 : 17 Апреля 2025, 00:23:03 »
Спойлер (кликните для показа/скрытия)

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 188
  • Репутация: +26/-0
  • Откуда: Пермь
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #24 : 03 Июня 2025, 12:11:38 »
Прошу Вас продолжить и расширить тему ШИМ

Наконец-то совпали наличие времени/сил/желания и руки-ноги дошли маленько поэксперементировать с управлением аналоговыми локами (n- типоразмер) при помощи цифровой аппаратуры и декодера, подключенного к рельсам... Тем более, что недавно приобрёл себе компактный осциллограф (как до этого жил без осц. - вообще непонятно, без него- как без глаз :) ).
Аппаратура такая: стабилизированный источник питания 12 В, Роко-бустер с Роко-Мультимаусом, простенький (чтоб не жалко было, если сгорит) декодер DCC Роко 10745, моторный выход, которого подключен к рельсам (Роко-Фляйш без балласта, кривовато-горбатые - как их только так умудряются сделать... при том, что Роко-лайн (б/б) в НО идеально прямёхонькие). Конденсатор на рельсах отсутствует.
Декодер относительно немного что позволяет регулировать, частота ШИМ - около 20 кГц.
Из локов у меня немного - старенький, с жужжжащей ходовой электровоз Роко Е44 (144 в DB), тепловоз Фляйш V60 и наиболее современный 5-осный паровоз Пико BR82..

Наиболее хорошо во всём интервале скоростей на этих рельсах ведёт себя довольно короткий 3-осный (без фрикционных резинок) V60. Несмотря на наличие изолированных крестовин стрелок.
А вот более длинный (5 осей в жёсткой рамой с одной обрезиненной КП) BR82 склонен к временным (а на малых скоростях и к "невозвратным") потерям контакта - и дело не в грязных рельсах, а судя по всему, в их "кривогорбатости", которая сильнее сказывается на длиннобазовом локе, у которого не все КП токосъёмные.

Проверял  с выключенным и включенным алгоритмом "компенсации изменения нагрузки (с поддержанием постоянства противо-ЭДС (back-EMF)".

В целом, примерно, как и предполагал.
При выключенном алгоритме (чистый ШИМ) все три лока ходят достаточно хорошо. Единственное, троганье происходит с чуть большей скоростью, после чего её можно несколько понизить (до достаточно малых, для каждого индивидуально). Ну и, понятно, при этом, можно легко "заглохнуть" (из-за колебания нагрузки), а чтобы снова стронуться - надо опять приподнять среднее напряжение, чтоб развить момент страгивания.

При включённом алгоритме, за счёт обратной связи троганье происходит уже на самых малых скоростях и колебания нагрузки не приводят к остановке.
Но, при этом, при кратковременных потерях контакта, особенно это ощутимо на средних и больших скоростях - двигатель ощутимо меняет режим работы - декодер, при потере контакта с локом воспринимает это как сильное замедление/остановку и пытается отыграть увеличением коэфф.заполнения- как следствие, обороты двигателя/ скорость лока резко меняются (это также хорошо заметно по изменению звука двигателя).

Т.е., в целом, алгоритм работает, но заметно хуже, чем когда декодер стоит на борту лока: длинная цепь с активно-реактивными да ещё и с постоянно изменяющимся параметрами (особенно, вследствие переменного контакта рельсы- КП лока) вносит свой неположительный вклад..


Ну и, маленько видео с наиболее хорошо работающем в данных условиях V60  с составом.

С "чистым" ШИМ, масштаб времменной развёртки такой, чтоб хорошо были видны импульсы:

Видео 1


Видео 2


С включенным алгоритмом компенсации изменения нагрузки (хорошо заметны перерывы между "пакетами" ШИМа в которых и меряется противо-ЭДС (сразу после "пакета" видны импульсы ЭДС самоиндукции, по затухании которых остаётся противо-ЭДС:

Видео 3

Видео 4



... и добавил:
В момент импульса ШИМ двигатель развивает полный крутящий момент, но из-за малой длительности импульса не успевает за это время набрать полные обороты. Грубо говоря, ШИМ обеспечивает полную мощность двигателя даже на минимальной скорости

А вот тут категорически не согласен... Момент ДПТ прямо пропорционален току якоря, а при высокочастотном ШИМ, при котором ток якоря имеет незначительные пульсации за один импульс ток и момент до номинального (максимального) значения не успеют нарасти.
« Последнее редактирование: 16 Июня 2025, 10:43:07 от gidra »

Оффлайн BR95009

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
  • Репутация: +51/-1
  • Аналог. Озвучиваю сам!
    • www.br95009.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дима
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #25 : 03 Июня 2025, 13:21:44 »
Т.е., в целом, алгоритм работает, но заметно хуже, чем когда декодер стоит на борту лока: длинная цепь с активно-реактивными да ещё и с постоянно изменяющимся параметрами (особенно, вследствие переменного контакта рельсы- КП лока) вносит свой неположительный вклад..

Осталось проверить, что будет, если лок наедет на стрелку и закоротит рельсы. :)

А так же в случае, если на рельсах стоят один или несколько вагонов с освещением.
IIm, G, H0, H0m, H0e, N, live steam. MMH0. WWW.BR95009.RU

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 188
  • Репутация: +26/-0
  • Откуда: Пермь
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #26 : 03 Июня 2025, 13:54:54 »
У меня в хвостовом вагоне задние красные огни (на одной лампочке накаливания. И два лока одновременно немного погонял. Как то ездют. Даже в режиме с включенным алгоритмом

Оффлайн BR95009

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
  • Репутация: +51/-1
  • Аналог. Озвучиваю сам!
    • www.br95009.ru
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дима
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #27 : 03 Июня 2025, 14:22:08 »
Прекрасно. А КЗ тестировали?
IIm, G, H0, H0m, H0e, N, live steam. MMH0. WWW.BR95009.RU

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 188
  • Репутация: +26/-0
  • Откуда: Пермь
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #28 : 03 Июня 2025, 14:27:48 »
вроде не случалось. специально не устраивал

Оффлайн Эдуард

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 572
  • Репутация: +9/-0
Re: Аналоговый пульт Arnold Ass
« Ответ #29 : 03 Июня 2025, 14:59:07 »
Так нельзя подкючать декодер. Он должен быть напрямую к мотору подключён безо всяких аналоговых плат, конденсаторов и прочего. Кроме того этот выход обычно не имеет защиты от КЗ. Повезло, что он ещё живой.