Автор Тема: Освещение вагонов и зданий  (Прочитано 1451 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Матроскин

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +40/-6
  • Откуда: Новосибирск
  • Имя: Алексей
Освещение вагонов и зданий
« : 09 Июля 2011, 12:59:23 »
Выношу на суд общественности вот такую идею: почему бы не попробовать сделать часть освещения в зданиях и вагонах периодически включающимся/ выключающимся. Это заметно оживило бы и вагоны, а особенно здания. Например, пусть свет на фасаде или в зале ожидания горит постоянно, а в жилых или служебных помещениях с разными интервалами гаснущим и заново зажигающимся. А вот и принципиальная схема приведена внизу.Основа - 14-ногая микросхема К561ТЛ1 - содержит 4 триггера Шмитта (на схеме показаны только 2, в скобках приведены номера выводов остальных триггеров). Элементами R2C2 (или R4C3 на другом триггере) задается интервал включения/ выключения. При данных элементах - около 20...25 секунд свет горит, столько же не горит. Варьируя номиналы RC-цепи, можно задавать разное время у разных триггеров, чтоб создавать псевдохаотичное освещение. Переключателем SA1 можно задавать режим постоянного освещения (в верхнем положении) или прерывистого (в нижнем положении выключателя). В принципе, переключатель нужен только в зданиях на макете, в вагоны его ставить смысла нет, достаточно подсоединить верхние входы триггеров к "+" схемы. Диодный мост VD1 нужен только при установке в вагон - он обеспечивает: 1) нужную полярность питания всей схемы независимо от полярности на рельсах, 2) не дает разряжаться фильтрующему (накопительному) конденсатору С1 на внешние цепи за пределами схемы. Светодиод HL1 горит постоянно, его можно заменить на лампу(ы) накаливания. К сожалению, выход каждого триггера дает ток не более 5мА, поэтому к нему можно подсоединить только 1 светодиод (или 2 однотипных последовательно), который будет гореть не очень ярко (как показано у триггера DD1.1).  Если подключить к выходу триггера усиливающий транзистор (VT1 на схеме), то к выходу транзистора можно цеплять нагрузку до 100мА и больше, т.е. в т.ч. и лампы накаливания. Вся схема работоспособна при напряжении питания 4...15В (при замене моста VD1 на диоды Шоттки мимимальное напряжение питания - около 3В).
Подобные схемы опробованы много раз, никакой настройки (кроме подбора на усмотрение постоянной времени вкл./выкл. примерно = 0,5 x R x C (0,5 х Омы х Фарады = секунды).
Отредактировано Матроскин-1 (2011-07-09 09:26:44)
С уважением, Алексей

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14722
  • Репутация: +265/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #1 : 11 Декабря 2012, 05:28:07 »
Друзья, может это дурацкий вопрос, с точки зрения сведущего человека, но поскольку я в электронике дуб, спрошу))))
Какие из диодов более экономичные в плане потребления белые или желтые?
Иными словами если присоединить к батарейке, какой из них дольше будет гореть?
Или по-фигу?
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://atticdepapa.com/collections/all

Оффлайн kestrel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2243
  • Репутация: +29/-9
  • Имя: Сергей
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #2 : 11 Декабря 2012, 07:32:29 »
Ты про светодиоды? Современные - любые. Единственное чего боятся светодиоды - перенапряжение. В отличии от лампочек, у светодиодов очень узкий коридор запаса на превышение. Но если перенапряжения нет - работать будут практически вечно.

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14722
  • Репутация: +265/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #3 : 11 Декабря 2012, 14:47:58 »
Цитата: kestrel
Ты про светодиоды? Современные - любые. Единственное чего боятся светодиоды - перенапряжение. В отличии от лампочек, у светодиодов очень узкий коридор запаса на превышение. Но если перенапряжения нет - работать будут практически вечно.
Не, Сереж, это понятно))) это я уже вдолбил себе)))
Мне интересно какие из них наиболее экономичные в смысле меньше едят батарейки?
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://atticdepapa.com/collections/all

Оффлайн vad

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1290
  • Репутация: +3/-0
  • Откуда: Moscow
  • Имя: Vadim
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #4 : 11 Декабря 2012, 15:25:19 »
Да, идея хорошая!
Но было бы куда интереснее иметь, скажем 16 таких каналлов в многоквартирном доме! Чтобы квартиры зажигались хаотично.
И эта задача легка для обладателей процессоров.-----------
Вадим.

Оффлайн 4887

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 623
  • Репутация: +12/-0
  • Откуда: Киев
  • Имя: Андрей
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #5 : 11 Декабря 2012, 17:27:00 »
Цитата: Sandro
Мне интересно какие из них наиболее экономичные в смысле меньше едят батарейки?
Если разговор идет о десятке/другОм светодиодов, то разницы нет. Если же предполагается осветить мост или небоскреб, настоящий, или промышленный гигантский макет, тогда это будет актуально. Для домашнего макета, скорее всего, марка значения не имеет. Более важным будет яркость и угол рассеивания.Для сравнения: китайский аккумуляторный фонарик с тремя светодиодами светил более 2-х суток. Яркость была достаточной, чтобы увидеть не только унитаз (где же еще можно оставить включенный фонарь).

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14722
  • Репутация: +265/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #6 : 11 Декабря 2012, 17:46:50 »
Цитата: 4887
Для сравнения: китайский аккумуляторный фонарик с тремя светодиодами светил более 2-х суток.
Ну да, я присоединил два белых диода к двум батарейкам от лазерной указки - 3суток светились, вот мне и показалось, может желтые дольше протянут?
Но видимо просто надо поставить еще один опыт
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://atticdepapa.com/collections/all

Оффлайн vad

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1290
  • Репутация: +3/-0
  • Откуда: Moscow
  • Имя: Vadim
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #7 : 11 Декабря 2012, 18:10:09 »
Цитата: Sandro
4887 написал(а):    Для сравнения: китайский аккумуляторный фонарик с тремя светодиодами светил более 2-х суток.Ну да, я присоединил два белых диода к двум батарейкам от лазерной указки - 3суток светились, вот мне и показалось, может желтые дольше протянут?
Но видимо просто надо поставить еще один опыт
Вы хотите сделать макет для демонстрации в поле?
Зачем использовать  химический источник тока, когда вроде как дома есть 220? -----------
Вадим.

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14722
  • Репутация: +265/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #8 : 11 Декабря 2012, 18:51:33 »
А))) Вот чтоб не таскать с собой бесперебойник!)))
Я хочу сделать автономное питание освещения вагонов 1й 2й эпохи, то есть не яркое.
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://atticdepapa.com/collections/all

Оффлайн 4887

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 623
  • Репутация: +12/-0
  • Откуда: Киев
  • Имя: Андрей
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #9 : 11 Декабря 2012, 20:24:02 »
Цитата: Sandro
Я хочу сделать автономное питание освещения вагонов 1й 2й эпохи, то есть не яркое.
Тем более. Для автономки можно, видимо, использовать таблеточки от ручных часов, там 1,5 Вольта. Если особая яркость не нужнА, вгатить резисторы под 1 кОм, светодиоды будут, типа в полнакала. Конечно, без экспериментов не обойтись.

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14722
  • Репутация: +265/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #10 : 11 Декабря 2012, 21:29:24 »
Цитата: 4887
Если особая яркость не нужнА, вгатить резисторы под 1 кОм, светодиоды будут, типа в полнакала. Конечно, без экспериментов не обойтись.
А с резистором наверное и перепад яркости на новых-старых батарейках меньше будет? Хотя и без резистора от 2х таких батареек они светят примерно одинаково, только в конце 3х суток стали совсем слабо.
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://atticdepapa.com/collections/all

Онлайн Матроскин

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +40/-6
  • Откуда: Новосибирск
  • Имя: Алексей
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #11 : 11 Декабря 2012, 21:35:17 »
Цитата: VAD
Да, идея хорошая!
Но было бы куда интереснее иметь, скажем 16 таких каналлов в многоквартирном доме! Чтобы квартиры зажигались хаотично.
И эта задача легка для обладателей процессоров.
Ну и без процессора 4 канала одной микросхемы будут гореть очень хаотично из-за разброса параметров времязадающих RC-цепей (особенно если номиналы в 1,5-3 раза изменить) и про это было сказано в самом начале. Можно увеличить кол-во каналов до псевдо-8, подключив дополнительный светодиод с токоограничивающим резистором с выхода триггера к "+", т.е. у каждого триггера на выходе будет висеть по 2 светодиода, работающие в противофазе. Соответственно 2 микросхемы - 16 каналов, а куда больше?
Эта схема чем и хороша, что паяется на коленке, не требует наладки и познаний в программировании микроконтоллеров.
Отредактировано Матроскин-1 (2012-12-11 17:39:45)
С уважением, Алексей

Оффлайн vad

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1290
  • Репутация: +3/-0
  • Откуда: Moscow
  • Имя: Vadim
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #12 : 11 Декабря 2012, 23:11:49 »
Цитата: Матроскин-1
Эта схема чем и хороша, что паяется на коленке, не требует наладки и познаний в программировании микроконтоллеров.
Согласен! Тем и хороша!
У меня тоже нет времени осваивать процессоры.
Подвижной состав никак в порядок не приведу, не говоря уж о макете. Кстати, выходные транзисторы можно выкинуть и схему упростить,  если использовать серию 1554 (Буржуйские 74(54)АС или HC) напрямую! Она более тяговита!
-------
Вадим

Онлайн Матроскин

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +40/-6
  • Откуда: Новосибирск
  • Имя: Алексей
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #13 : 20 Января 2013, 11:48:01 »
Цитата: VAD
Кстати, выходные транзисторы можно выкинуть и схему упростить,  если использовать серию 1554 (Буржуйские 74(54)АС или HC) напрямую! Она более тяговита!
Хорошая серия 1554, по току, да, можно даже лампочки цеплять (но не больше одной). А как быть с напряжением питания, которое ограничено 6В? Придется городить какой-то ограничитель напряжения.
С уважением, Алексей

Оффлайн vad

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1290
  • Репутация: +3/-0
  • Откуда: Moscow
  • Имя: Vadim
Освещение вагонов и зданий
« Ответ #14 : 20 Января 2013, 17:53:12 »
Цитата: Матроскин-1
VAD написал(а):    Кстати, выходные транзисторы можно выкинуть и схему упростить,  если использовать серию 1554 (Буржуйские 74(54)АС или HC) напрямую! Она более тяговита!Хорошая серия 1554, по току, да, можно даже лампочки цеплять (но не больше одной). А как быть с напряжением питания, которое ограничено 6В? Придется городить какой-то ограничитель напряжения.
Ну, это всё зависит от выбранных стандартов подводки питания к освещению.... У кого то постоянка 5В, у кото то постоянка  12В, у кого то, кто ориентирован на лампы накала - переменка 16В и 561 я серия тоже сгорит, поскольку напряжение после выпрямления будет повторять максимумы а не действующее значение .... ----------
Вадим.