К вопросу о крестах, камуфляже и.т.п. на немецкой технике времен Второй Мировой.
Публикую с разрешения автора -
Алексея aka artvaggon, его исследование с форума "единичников и садоводов"(
forum.spur-1-russia.com)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Погулял" по разным ресурсам стендовиков и железнодорожников-"милитаристов" и в который раз обратил внимание, что любители "перекраса" локов в камуфляж (и не только "любители", но и вполне "взрослые" производители) мягко говоря, занимаются чистой фантазией. Поскольку немцы всегда были педантами, то они не допускали никакой анархии и в маскировке своего подвижного состава. Были, конечно, исключения из правил, но очень и очень редко.
Какой же был камуфляж на ПС во время Второй мировой войны? Для начала надо отделить "мух от котлет". То есть, ПС эксплуатировало не только DRG, но и Вермахт. ПС Вермахта не состоял в инвентаре DRG, и там обслуживание шло по своим правилам, в том числе и маскировка. Что было в инвентаре Вермахта? Тепловозы для буксировки ж/д орудий, собственно, сами ж/д орудия, бронепоезда, бронедрезины, штабные мотрисы, и небольшой вагонный парк. Маскировали это хозяйство так же, как и бронетехнику и автотранспорт. Например, вот так:
Что касается DRG, то до конца 1942 года подвижной состав вообще не маскировался. Паровозы были черно-красные, а вагоны коричневые (грузовые) и зеленые (пассажирские). С конца 1942 года стали появляться новые "военные" паровозы KDL-1 (BR52), а летом 1943 года KDL-3 (BR42). На эти паровозы был утвержден единый стандарт маскировки - темно-серый цвет RAL-7021. Этот же стандарт маскировки применялся и на паровозы UK (переходные военные) - это BR50UK, BR44UK и BR86UK. Исключительно темно-серый цвет, который наносился непосредственно на заводе. Иногда на эти локомотивы добавляли белые сигнальные полосы в местных депо:
На все "военные" паровозы и паровозы UK на заводах сразу устанавливали светомаскировочные буферные фонари:
...а вот свастики и адлеров на будках рисовали только в пропагандистских целях - это не было стандартом для "военных" паровозов, в отличие от паровозов довоенной постройки...
Еще очень интересный момент - практически до конца войны на Восточном фронте весь ПС DRG так и оставался темно-серым, без каких-либо дополнительных мер по маскировке. А на Западном? До 1944 года DRG не испытывала особых проблем с безопасностью движения как в самой Германии, так и в странах-сателлитах. Однако после операции союзников под кодовым названием "Большая неделя" люфтваффе и ПВО Третьего Рейха понесли большие потери. Железная дорога сразу стала уязвимой, и DRG пришлось принимать срочные меры по обеспечению безопасности ПС и маршрутов. Одной из мер стала кампания по нанесению камуфляжа. Поскольку стандарта не существовало, железнодорожники позаимствовали "узоры" зимней маскировки Вермахта - хаотичные линии и "завитушки" белилами. Но для железной дороги эта маскировка оказалась неэффективной, особенно по весне:
DRG подвергалась постоянной атаке авиацией союзников, поэтому немецкие железнодорожники стали решать проблему кардинально. Для создания нового стандарта маскировки DRG пригласило специалистов люфтваффе. Разработка нового камуфляжа проводилась в Мюнхене. В итоге на свет появился, так называемый, "Formatplan III", который в обиходе прозвали "штакетником"...
Этот "штакетник" делал локомотив, практически" невидимым для авиации. Мозаичная текстура "растворяла" очертания локомотива в окружающей среде...
Получив положительные результаты, DRG распорядилось перекрасить все локомотивы согласно новому стандарту. Однако в конце 1944-го и в начале 1945 года военные события развивались так стремительно, что немцы так и не смогли выполнить данную задачу. Было перекрашено не более десятка паровозов, среди которых 39, 52, 78, 97 и 05 и несколько электровозов.
Самый известный паровоз в маскировке "штакетник" - это BR05 003. В 1944 году этот лок прошел модернизацию и был окрашен в фотографическую ливрею. А в феврале 1945 года его перекрасили в "штакетник".