Автор Тема: Россiя: вагон-часовня  (Прочитано 2771 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн malamut69

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 907
  • Репутация: +45/-0
  • Откуда: Cанкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Россiя: вагон-часовня
« : 25 Ноября 2014, 21:16:16 »
. А также, если есть, Петербургско-Балтийской дороги

Саш,вот интересный вагон.Не знаю точно какой он принадлежности,но снят в Красном Селе.






Оффлайн HUMANIST

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 956
  • Репутация: +46/-53
  • Нарушителям правил - модерация и бан!
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #1 : 25 Ноября 2014, 21:25:26 »
Вагон-часовня...
А вот такой же приписки КВЖД.
Первое фото снято в 1918 году в Харбине (или, как говорило его русское население - в ХарбинЕ).




« Последнее редактирование: 26 Ноября 2014, 16:43:29 от HUMANIST »
Россійская имперія, СССР, РФ ... и немножко England  |  analog & DCC  |  коллекционер & моделист

Оффлайн malamut69

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 907
  • Репутация: +45/-0
  • Откуда: Cанкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #2 : 26 Ноября 2014, 12:34:59 »
Я думал,что он индивидуальной постройки.Но,судя по фото,это - серийные вагоны.

Оффлайн ailcat

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1554
  • Репутация: +60/-3
  • Незлобный гоблин
  • Откуда: Москва
  • Имя: Алексей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #3 : 26 Ноября 2014, 15:08:13 »
malamut69,
подпись под одной из фотографий вагона-церкви:

Вот что написано в фотоальбоме "Великий Сибирский путь" об этом вагоне: "Вагон-церковь сооружена на Путиловском заводе в ознаменование рождения Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны. ...Освящение церкви последовало 1 июля 1896 года в Новом Петергофе.... Вагон-церковь имеет своим прямым назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской железной дороги, расположенных вдали от селений".
Сначала вагон обращался на Западно-Сибирской, а после постройки там постоянных храмов - был передан на Средне-Сибирскую дорогу. Фотография сделана американцем Фридрихом Фурманом в 1918 году во Владивостоке. Точно известно о постройке до революции шести передвижных церквей. Все они были разной конструкции. Данный вагон окрашивался изначально в темно-синий цвет. После 1913 года вагоны-церкви имели белую окраску.


UPD:
кстати, верхний вагон - это "классический" четырехосный с "обвесом", а вот нижний - это как раз специальный вагон в окраске после 1913 года.
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2014, 15:11:48 от ailcat »
Наш паровоз в тупик летит - в овраге остановка...

Оффлайн HUMANIST

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 956
  • Репутация: +46/-53
  • Нарушителям правил - модерация и бан!
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #4 : 26 Ноября 2014, 16:48:35 »
ailcat
Спасибо за уточнения!

Впервые вагон-часовня появился во время постройки Каспийской железной дороги, потом - при строительстве Транссиба. Вмещал вагон-часовня до 70 человек; для священника и его помощника отводился отдельный вагон (или купе в вагоне).

Интерьер вагона-часовни.


« Последнее редактирование: 26 Ноября 2014, 17:18:59 от HUMANIST »
Россійская имперія, СССР, РФ ... и немножко England  |  analog & DCC  |  коллекционер & моделист

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2090
  • Репутация: +72/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #5 : 26 Ноября 2014, 21:20:08 »
Мне кажется все-таки это не часовня, а храм т.к. есть алтарь. В часовнях алтаря не бывает.

Оффлайн malamut69

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 907
  • Репутация: +45/-0
  • Откуда: Cанкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #6 : 26 Ноября 2014, 21:42:59 »
Может быть.Я в этих вещах не силён.

Оффлайн HUMANIST

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 956
  • Репутация: +46/-53
  • Нарушителям правил - модерация и бан!
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #7 : 27 Ноября 2014, 00:31:48 »
Мне кажется все-таки это не часовня, а храм т.к. есть алтарь. В часовнях алтаря не бывает.

На 100% не поручусь за правильность названия, но:
1. По всем источникам, что я встречал, проходит название "вагон-часовня", а не "вагон-церковь".
2. Церковь предназначена для совершения служб церковного круга богослужений, а часовня используется для общей или частной молитвы. Часовня, действительно, отличается от церкви отсутствием алтаря.
Алтарь всегда находится на востоке. И если для наземного сооружения проблема ориентации алтаря решается один раз (при строительстве) и навсегда, то для железнодорожного вагона, положение которого относительно сторон света задается исключительно рельсами, вопрос остается открытым...
 ???
Россійская имперія, СССР, РФ ... и немножко England  |  analog & DCC  |  коллекционер & моделист

Оффлайн malamut69

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 907
  • Репутация: +45/-0
  • Откуда: Cанкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #8 : 27 Ноября 2014, 08:15:20 »
Да и крест на церкви должен быть строго ориентирован.

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2090
  • Репутация: +72/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #9 : 27 Ноября 2014, 08:52:36 »
Коллеги, все это верно про правила ориентации храма на восток, но это так же верно и для часовни! Но вагон-церковь -все-таки несколько иной случай, это мобильный храм, для окормления верующих в тех отдаленных местах, где нет стационарного храма, а в часовне не совершается главное Богослужение христианства - Литургия. 
 Кстати в вики (я конечно понимаю что это не исторический источник :) ) пишут про вагон-церковь.
Имхо

Оффлайн Knallfrosch

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7032
  • Репутация: +303/-46
  • САМОЗВАНЕЦ
    • NSCALECLUB.RU
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #10 : 27 Ноября 2014, 09:17:46 »
Наверное это все-таки условное название. Я и вагон-храм встречал. Т.е., тут не может быть строгой терминологии - слишком малораспространенное явление.

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2090
  • Репутация: +72/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #11 : 27 Ноября 2014, 10:27:19 »
Вагон-церковь при санитарном поезде Черниговского дворянства. Слева направо: священник Павел Флоренский, А.К.Рачинский – предводитель Черниговского дворянства, железнодорожный служащий, заведавший устройством поезда. Москва. За Рогожской заставой, 1915

ссылка
 еще


« Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 10:30:26 от Maksim »

Оффлайн HUMANIST

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 956
  • Репутация: +46/-53
  • Нарушителям правил - модерация и бан!
  • Имя: Андрей
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #12 : 27 Ноября 2014, 10:47:47 »
Хм...
По-моему, барабан и главка с крестом от реальной церкви с заднего плана просто попали в кадр и наложились на обычный НТВ санитарного поезда. В пользу этого предположения говорит то, что вагоны стоят под навесом, доходящим, практически, до середины крыши, а при таком их расположении "церковная надстройка" просто не уместилась бы. Ну а интерьер явно от 20-ти с чем-то метрового "пассажира" (прямоугольные окна, световой фонарь).
Россійская имперія, СССР, РФ ... и немножко England  |  analog & DCC  |  коллекционер & моделист

Оффлайн Knallfrosch

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7032
  • Репутация: +303/-46
  • САМОЗВАНЕЦ
    • NSCALECLUB.RU
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #13 : 27 Ноября 2014, 10:59:40 »
Да, это санитарный поезд. Почитать записки Павла Флоренского об этом можно тут

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2090
  • Репутация: +72/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
Re: Россiя: вагон-часовня
« Ответ #14 : 27 Ноября 2014, 11:22:52 »
Ну а интерьер явно от 20-ти с чем-то метрового "пассажира" (прямоугольные окна, световой фонарь).
  Это отдельная фотография, с другого ресурса, к НТВ не имеет отношения.
Да, это санитарный поезд.
Над фото так и подписано.

 То что это санитарный поезд, не только не исключает наличия в нем вагоны-церкви, а наоборот увеличивает вероятность. Логично что священник фотографируется на фоне вагона-храма. Мне сначала тоже показалось что это здание церкви на заднем плане, но логика и детальное рассмотрение подсказывают иное.
Во-первых - это все-таки не навес. Посмотрите за вагоном падают солнечные лучи, там светло и тень от вагона! Под навесом это не возможно. Вывод - то сооружение на заднем плане.
Второе - я уже привел выше про священника и санитарный поезд.
Ну а третье - обычно у православных церквей больше одного купола и есть колокольня - тут ничего подобного!


Цитата из ссылки Александра: "Отец Павел был командирован "для исполнения пастырских обязанностей при походной церкви санитарного поезда Черниговского дворянства", но одновременно - и санитаром."
« Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 11:28:46 от Maksim »