Так. "Мимоходом" удалось кое-что прояснить про "тальго" на горьковском направлении (и не только).
1) Тальго изначально закупался для "походов на Берлин" благодаря системе изменения колеи на ходу (из трех известных - замена тележки, перемещение колес при отжатых цанговых замках, перемещение ненагруженных колес при вытянутых замках у тальго - последняя одновременно вообще нетрудоемка и проходит просто при протаскивании состава по механизму без подвижных частей, а её надежность "проверена временем" и не требует остановки состава как на системе с цанговыми замками).
2) При этом его родные "утконосы", увы, не делают поезд двухсистемными ("вторую систему" у них заменяет дизель-генераторная секция, питающая односистемный лок вместо контактной сети), а локомотив с изменяемой колеёй "Травка" (созданный специально для двухсистемной эксплуатации) не соответствует российским требованиям по динамическому воздействию на путь и чему-то там еще (забыл), из-за чего его пришлось бы сильно "зажимать" по максимальной скорости (был бы медленнее наших обычных поездов). Тогда (на этапе заказа поездов) было найдено "соломоново решение" - по России состав будет таскать наш лок, по Европе - немецкий (но ещё вполне может сложиться, что испанцы доведут экипажную часть Травки или "одвухсистемят" утконосов. Уж больно они хотят в Россию прийти).
3) Еще были закуплены 4 состава Тальго для хода на Киев (и даже депо для их обслуживания оборудовали на киевском направлении). Ибо хитромудрая конструкция подвески независмых колес позволяет вагонам состава (!) создавать такие же, как у обычных составах на двухосных телегах, динамические нагрузки на путь при на 30% бОльшей скорости (а электровозы ЭП10 и ЭП20 изначально отличались пониженным воздействием на путь, что опять-таки позволяет им ходить по "немодернизированным" путям на 20-30% быстрее обычных локомотивов (т.е. при том, что большая часть киевского хода рассчитана на 120-140 км/ч, Тальго под ЭП20 обещался там ходить со скоростью до 160-180 км/ч). Более того, "низкоплатформенный" выход Тальго (уровень пола - 760 мм, что вполне согласуется с "европлатформами" высотой 550 мм) - был бы очень к месту с начавшимся было переоборудованием под евростандарт низких платформ на Украине (первый путь на Курском вокзале, кстати, тоже имеет "европлатформу"). Но увы, не сложилось с Тальго на киевском направлении - сами знаете, какие у нас "дружелюбные" отношения с Киевом стали...
4) Сапсан, конечно, хорош - но он довольно тяжел (из-за веса стальных вагонов и множества двухосных тележек) и в силу этого затратен по электроэнергии, что не очень хорошо при его далеко не полной загруженности на Горьковском направлении. "Ласточка" вроде как получше, но не может длительно держать скорость даже 160 км/ч (да и опять-таки тяжеловата из-за стальных вагонов). И тут очень удачно подвернулся "киевский" Тальго - при вместимости не намного ниже Сапсана, благодаря облегченным алюминиевым вагонам поезд даже под ЭП20 оказался почти ВДВОЕ легче Сапсана. А это какая экономия на электроэнергии! И - самая главная фенечка: "горьковский ход", для сапсана и ласточек сертифицированный всего на 150 км/ч, для Тальго (с его уникальной экипажной частью) под ЭП20 (с его уникально низким воздействием на путь) - удалось сертифицировать на 180 км/ч!!!
Так что в топку "Травку" (нужна реконструкция ВСП покруче, чем для Сапсана), и даже "Утконоса" (не совсем двухсистемный) - наш ЭП20 порвал их как тузик грелку