Большой зазор между якорем и статором даст большое напряжение трогания. Помните советские моторчики, питавшиеся от 4,5-вольтовой батарейки? У них напряжение трогания было 2,5-3 вольта. Впрочем, для моторора локомотива 7 вольт - все равно много. В 3-4 еще можно было бы поверить, но в 7...
Может, ржавчина с пластин якоря таки подрала изоляцию обмоток? Все же разницы между ними не должно быть...
Осевой - это вдоль оси. Поперек был бы радиальный. И походившие в моделях моторы страдают именно таким обфтом, вплоть до клина в крайних положениях вала. Особенно если один (задний по ходу модели) подшипник разбит еще и радиально. Кстати, еси вращать мотор со стороны неразбитого подшипника - он будет крутиться рывками (не ваш ли случай?). За вал с другой строны эффект будет меньше.
Ржа на якоре, под обмоткой или между пластин. При вращении по действием переменного магнитного поля она вполне может мешать мотору крутиться. Да и ржавые пластины начнут "жужжать", повышая ток и снижая мощность мотора...
В фейри не гонять, именно промыть. Можно мягкой (чтоб не ободрать обмотки) кисточкой пошерудить в пазах. Потом просушить феном на "холодном" или вентилятором, тщательно, чтоб заведомо выгнать остатки воды из пластин якоря, обильно (именно обильно! Притом желательно и якорь) смазать, собрать - и только после этого гонять.