Недавно, прочтя одно из сообщений Кости Ившина (Шмырштю) на форуме МодельДепо, я заинтересовался вопросом создания измерительного вагона.
Вот пару ссылок, приведенных им в том сообщении:
http://www.zebra-crossing.de/modell/bahn/tacho.htmlhttp://www.galepp.com/train/tacho/tacho-e.htmСобственно, такие вагоны выпускаются и Фляйшманом (№ по каталогу - 5555) и Марклином (№ по каталогу 49960), но они дороги и неудобны в эксплуатации по причине того что велокомпьютер, использованный в их основе крепистя на (в) самом вагоне и чтобы снимать показания во времядвижения, надо постоянно бегать за этим вагоном.Fleischmann 5555
![](http://s61.radikal.ru/i172/1012/36/259f67407765.jpg)
Marklin 49960
![](http://i017.radikal.ru/1012/ac/c27051507b36.jpg)
Больше понравилась идея, предложенная одним немецким моделистом. Он предложил передавать сигнал от датчика на прибор по радиосигналу. Возьмем эту идею на заметку...Должен сказать, что этот измерительный вагон довольно интересный агрегат и он может быть весьма полезен. Особенно на модульных покатушках.
Он позволяет с точностью измерить длину путей. Позволяет провести испытания локомотивов на предмет масштабности максимальной и минимальной скорости движения. Позволяет вывести среднюю скорость движения в разных замерах (эта функция зависит от конкретной модели велокомпьютера).
Вобщем, коллеги, задался я целью сделать себе подобный вагон.Однако я несколько усложнил сам себе задачу:1) Измерительный вагон должен быть выполнен в типоразмере N (в принципе, ничто не мешает разместить данную систему потом в моделях и других типорзмеров).
2) Исходя из пункта 1, приходим к выводу о необходимости использования телеметрии (передачи сигнала на расстоянии). То есть велокомпьютер с приемником будет у нас в руках, а в вагоне будут размещаться только геркон (либо датчик Холла) и передающее устройство.
3) Измерительный вагон не должен ничем внешне выдавать себя, то есть выглядеть внешне в составе обычным вагоном (грузовым, пассажирским или другим типом, но не выдавать внешне факт переделки модели).
4) Велокомпьютер должен обеспечивать возможность измерения высоких скоростей (чтобы можно было замерить скорость у ICE или TGV составов).
5) Питание передатчика должно обеспечиваться от рельсового пути. В случае использования цифры все просто, а в случае аналогового управления придется добавить в электрическую схему передающего устройства ионистор.Тщательно изучив ссылки, указанные выше Константином, и изучив рынок велокомпьютеров я пришел к следующему:
Рынок велокомпьютеров широк и разнообразен. Ценообразование начинается от 1-го доллара (производства корпорации NONAME) и заканчивается несколькими сотнями долларов.
Большинство самых популярных моделей лежит в ценовом диапазоне 10-50 долларов (+ стоимость доставки). Тем не менее, не все велокомпьютеры удовлетворяют пункту 4, обозначенному выше, как одно из условий. Дешевые модели способны измерять скорость только до 99,9 км/ч, а основная масса приборов только до 199,9 км/ч. Нас же интересует 300 км/ч порог и выше (согласно пункта 4). На такое способны далеко не все модели. При этом это вовсе не значит что такой прибор должен быть дорогим.
В частности, такая возможность является неоффициальной у всех приборов марки Sigma Sport. Оффициально приборы этой марки меряют скорость до 199,9 км/ч (кроме модели МC-8, созданной специально для мотоциклистов – у нее 300 км/ч – оффициально заявленный параметр). Оговорюсь, что на счет того, что якобы у всех - информация непроверенная, но таки похоже на правду. Уж слишком многие, даже бюджетные модели Сигмы, на это способны.
Кстати, прибор именно от фирмы Sigma Sport использован в подобном вагоне Фляйшмана (Fleischmann 5555). Конкретно - модель Sigma Sport BC700 одного из предыдущих поколений. На рекламном фото видно что данный вагон регистрирует скорость 249 км/ч.
Также 300 км/ч скорости способны регистрировать некоторые приборы Японской компании CatEye. Такие "скоростные" приборы любят ставить на свои мотоциклы мотобайкеры, так как в отличии от обычных спидометров, эти приборчики способны запоминать максимально достигнутую скорость и потом этими показателями можно, при случае, похвастать перед "братанами".
Один из таких "подвигов" можно увидеть, посмотрев ролик по ссылке:
По отзывам байкеров с различных мотофорумов (в том числе и зарубежных), установлено, что 300 км/ч скорости регистрируют следующие приборы:
(список только 100% проверенных реальными владельцами моделей, РЕАЛЬНО опробовавших их во время своих гонок и достигших скоростей хотя бы 285 км/ч и выше)Sigma:
BC-400
BC-500
BC-700
BC-800
BC-509
BC-609
BC-906
BC-1006
BC-1009
BC-1106
BC-1606
BC-1609
BC-1706
MC-8CatEye:
CatEye Velo 5
CatEye Velo 8
CatEye Astrale 8
CatEye Strada (все семейство этой серии)Author: (лицензионная копия снятых с производства недорогих моделей от CatEye)
Author CAT-5
Author CAT-8Большинство из вышеназванных моделей стоят в пределах 10-50 долларов. А специально заточенная модель Sigma Sport MC-8 около 35 долларов. В принципе, нет смысла гнаться за навроченными моделями. Измерять пульс велосипедиста и темепературу воздуха нам, ведь, не надо? Так что большинство из нас должны устроить модели в ценовой группе до 25 долларов (+ стоимость доставки).Также хочу рассказать об еще одном очень важном моменте:
Не стоит гнаться за беспроводными велокомпьютерами, так как они, во-первых, стоят значительно дороже своих моделей-близнецов с обычными проводными датчиками, а, во-вторых, дальность действия их беспроводного сигнала весьма мала и не превышает одного метра. Так что, если Вы не хотите бегать, как привязанный, за своим вагоном вокруг макета, то нам по-любому надо будет делать свою систему передачи импульсов с датчика при помощи радиосигнала.Я остановил свой выбор на модели Strada Cadence CC-RD200 от компании CatEye.
Эта модель способна выполнять следующие функции:
Текущая скорость
Максимальная скорость за время движения
Средняя скорость пути
Время в пути
Пройденное расстояние 1+2 (может замерять два разных отрезка пути)
Одометр
Время
Тахометр педалей
Также этот приборчик держит в своей памяти 2 разных размера покрышки (будет удобно если сделать два измерительных вагона в разных мсштабах и чтобы использватьодин или другой достаточно будет просто переключить данный параметр в меню)
![](http://s005.radikal.ru/i212/1012/3c/aabf7e0fef0c.jpg)
Обошелся этот приборчик мне в 30 долларов вместе с доставкой (выиграл недорого на eBay, так как обычно этот прибор стоит дороже). Модель не самая простенькая, и не самая дешевая, но я смогу ее использовать и на своем велосипеде. Для измерительного вагона же нам достаточно функций определения текущей скорости, максимально достигнутой скорости и одометра. Все эти параметры есть даже в самых дешевых моделях. Например, прибор Sigma Sport BC 509, показанный в одной из ссылок по изготовлению самодельного измерительного вагона, реально купить в пределах 13-14 долларов (+ стоимость доставки).Итак, покупка сделана и, пока посылка приедет, мы можем заняться остальными вопросами, а именно: подобрать вагон для размещения в нем датчика и создание миниатюрной и надежной системы передачи простого импульсного аналогового радиосигнала на расстоянии хотя бы до 10 метров (больше нам вряд-ли потребуется).Продолжение следует…