На этот раз предложу коллегам историю мотоброневагона Дыренкова
Осенью 1929 г. Николай Дыренков предложил разработанный им проект «железнодорожной бронированной автомотрисы» командованию частей ОГПУ. Проект получил одобрение, и технический отдел ОГПУ принял решение изготовить опытный образец для вооружения подразделений охраны железных дорог и провести его испытания. В январе 1930 года по разработанному Дыренковым проекту на Ижорском заводе собрали первый опытный образец мотоброневагона, который прошел краткие испытания в окрестностях Ленинграда.
Корпус машины собирался из 10-16 мм брони и имел четыре двери в бортах для посадки экипажа и шесть люков для наблюдения при движении. В центре, на крыше корпуса, устанавливалась башня танка МС-1 со штатным вооружением, откидной колпак которой заменили на командирскую башенку со смотровыми щелями. При помощи угольников корпус мотоброневагона крепился к раме собранной из листового и профильного железа. В центре рамы размещался автомобильный двигатель «Геркулес» YXC мощностью 93 л.с. (довольно большое количество таких моторов было закуплено в США и использовалось на грузовиках Ярославского автозавода) и червячно-шестеренчатая коробка перемены передач конструкции Дыренкова (впоследствии получила обозначение Д-35). Последняя оборудовалась реверсом и обеспечивала 4 скорости при движении вагона вперед или назад. В ходовой части использовались две типовых колесных пары от железнодорожных вагонов, при этом одна пара являлась ведущей. Вооружение мотоброневагона состояло из двух пулеметов Максима в торцевых листах корпуса, двух пулеметов ДТ в бортах, 37-мм пушки Гочкиса и одного ДТ в башне. Экипаж машины состоял из 11 человек: командира, водителя, двух командиров отделений пулеметчиков, одного артиллериста и шести пулеметчиков.
Испытания наряду с хорошими результатами выявили и целый ряд недостатков в конструкции опытного образца мотоброневагона, требовавших его дальнейшей доработки. Но все же броневагон был принят на вооружение войск ОГПУ (с 1939 г. НКВД) по охране железных дорог под обозначением Д-2 «Вячеслав Менжинский». В дальнейшем была выпущена модификация Д-3 «Генрих Ягода». Всего было произведено около 30 шт. мотоброневагов. Из-за многих недостатков РККА на вооружение данное изделие не приняло. К началу Великой Отечественной войны все роты мотоброневагонов находились в разных местах на границе СССР — от Балтийского моря до Забайкалья. В ходе боев с частями вермахта летом 1941 года войска НКВД по охране железнодорожных сооружений потеряли 7 мотоброневагонов Д-2 (серийных), которые после ремонта были включены немцами в состав своих бронепоездов. Оставшиеся в строю Д-2 (Д-3, Д-6 и опытный образец Д-2 находились в Забайкалье и в боевых действиях не участвовали) использовались частями НКВД вплоть до конца Великой Отечественной войны и были списаны в конце 1940-х годов.
На 2 фото солдаты Вермахта осматривают трофейный Д-2.
Сам Николай Дыренков разделил судьбу многих инженеров и конструкторов 30-х годов и был репрессирован.