С разрешения автора
Ashira Tanakijchumroon (с) размещаю в русском переводе краткий обзор самых массовых - 11 и 12-футовых японских контейнеров в исторической ретроспективе.
Фотографии моделей -
Ashira Tanakijchumroon (с)Обзор конечно далеко не полный даже если брать только 11 и 12-футовые контейнеры, к тому же авторские комментарии к фотографиям не лишены неточностей, поэтому я внес некоторые коррективы и дополнения в них.
Общая фотография контейнеров в типоразмере N, использованных в обзоре, ряды сверху вниз - от наиболее старых к современным:
Один из ранних контейнеров эпохи JNR (Japanese National Railways - название ж.д. до периода приватизации в 1987 году) -
серии 6000. Изготовлялся в 1960-1970 гг. В линейку 11-футовых контейнеров входили серии
5000, 6000, 7000, С10, С11, С12
Размеры контейнера серии 6000 - длина 3282 мм, ширина 2366 мм, высота 2359 мм, объём 14,2 куб. метра.
В 1966 году новые типы контейнеров получили литеру
"С" - от
"container". В размере 11 футов строились контейнеры
С10, С11, С12Новый типовой размер длины в 12 футов появился в 1970 году и эти контейнеры продолжают оставаться самыми массовыми вплоть до настоящего времени В 12-футовом типоразмере существуют обычные крытые контейнеры, открытые контейнеры, цистерны, вентилируемые, изотермические, рефрижераторные, бункерные контейнеры.
Для этих новых контейнеров разработан удлиненный вагон-контейнеровоз Koki50000 - для пяти 12-футовых контейнеровНа фото - 12-футовый контейнер
С31 рядом с 11-футовым контейнером
600012-футовые контейнеры
С20, С21, С31 - цветные полосы наносятся для облегчения идентификации этих классов, имеющих разное расположение дверей - в одном торце, в обоих торцах, в длинной стороне и торце.
Изотермический 12-футовый контейнер имел белую окраску для уменьшения нагрева солнцем
Несколько контейнеров и контейнер-цистерна эпохи JNR
Частные контейнеры было весьма редким явлением в доприватизационную эпоху. На фото - контейнер "Nippon Express" тип NC-1, было выпущено около 1000 штук в 1985-86 гг.
После приватизации в 1987 году грузовой департамент ж.д. JRF - Japan Rail Freight вводит новый вид контейнера и новое их обозначение
тип 18 - в соответствии с внутренним объёмом 18 куб. м. Контейнеры также получают новую расцветку - синюю с кремовым.
Тип 18 эксплуатировался с 1987 по 2010 года.Буквенный индекс А, В, С, D указывал на различия в конструкции контейнера - расположение дверей и проч.
Многие контейнеры старого типа получают новую окраску и обозначение - например грузовой контейнер ж.д. Кюсю в новой синей окраске и стилизованной буквой "V" - от "ventilated" - "вентилируемый", а также и ндекс 50000 к серии - т.е. С20-50000
Частные контейнеры получают гораздо большее распространение - на фото рефрижераторный и изотермический контейнер оператора JOT ("Japan Oil Terminals")
Тогда же, с 1987 года, появляется новая, "сотая" серия контейнеровозов - Koki100. Разработка вызвана тем, что старые вагоны 10000 серии были уже довольно старыми и из-за особенностей управления тормозами могли работать только с определёнными локомотивами. А серия 50000 имела ограничение по скорости 95 км/ч.
Три поколения 12- футовых контейнеров - периода JNR, постприватизационный конца 80х до 2000х и современные красно-коричневого/бордового окраса с середины 1990-х и по сию пору - на вагоне-контейнеровозе тип
Koki50000Новые контейнеры увеличенного объема
тип 19 первого выпуска - литер "А" -
19А имели увеличенную ширину корпуса - 2500 мм против 2438 мм у
18А. В силу этого возникали проблемы с перевозкой автотранспортом и тип 19А был выпущен в кол-ве всего около 1000 штук с 1992 по 1994 год. Следующие выпуски -
19В и далее - имели габаритную ширину 2450 мм.
Кроме новой окраски, на контейнерах
тип 19 появился новый большой логотип JRF
Контейнеровозы этого периода также несут "большой" логотип JRF
Контейнеры
тип 19 с разными буквенными индексами, обозначающими те или иные конструктивные особенности. Префикс
"V" означает вентилируемое исполнение контейнера, кроме того, для отличия, логотип JRF расположен посередине стенки, а не смещён вправо
Довольно много в этот период и частных контейнеров - префикс "
U" обозначает частную принадлежность контейнера. второй префикс "
R" - для рефрижераторного контейнера (
UR19), префикс "
V" - для вентилируемого (
UV19)
Специфика эксплуатации железных дорог в Японии интересно выразилась в модификации контейнера 19D - эта массовая модификация (35 тысяч штук на 2019 год) имеет систему креплений как для ж.д. стандарта, так и для морского - в периоды когда тайфуны или землетрясения происходит длительный сбой в работе железных дорог, контейнеры морским транспортом перебрасываются в обход пострадавших участков.В конце 1990-х появился увеличенный контейнер "
тип 20" - т.е. объёмом 20 куб. метров, за счёт увеличенной высоты. Такие контейнеры могут перевозится только контейнеровозами 100 серии, низкопольными.
Для отличия таких контейнеров вверху боковых стенок размещается контрастная полоса - на контейнерах с темной окраской (бордовые, красные, синие, зелёные) белая, на белых, жёлтых - краснаяНиже полосы слева есть специальная надпись - желтого цвета
"перевозка только на Koki100"Встречается надпись того же смысла, но уже как
"запрещена перевозка на Koki50000" красного цвета
Кроме того в этот период появляется специальная ромбическая отметка, т.н. "Hello Mark" (по верхним буквам H и L). Ромб разделён на 4 сектора - Н высота, L длина, W ширина и G - вес. Если какие-либо параметры не соответствуют стандарту, соответствующий сектор окрашивается желтым цветом и рядом даётся информация по нестандартному параметру.
Примеры
У этого контейнера превышение по высоте (2600 мм против стандарта 2500) и длине (9410 мм против стандарта 9125 мм для 30-футовых контейнеров)
Превышение по ширине у контейнера JOT (2485 мм против 2450 по стандарту)
Черные глухие сектора ромба обозначают, что параметры не выходят из стандарта для данного контейнера
В 2009 на контейнерах появляется так называемая "
Эко-марка" (в том смысле что перевозки по ж.д. экологичнее чем автотранспортом). Тогда же начинается постепенная замена большого логотипа
JRF на небольшой, написания
JR貨物Появляется конструкция из двух 6-ти футовых контейнеров, закрепляемых на стандартной 12-фут. базе - например как эти два контейнера "Nippon Express" типа
NEL на основании
UM9A.
При хранении контейнеры и основания обычно складируются отдельно
Напоследок пример частных контейнеров - "Paloma" арендует контейнеры у JOT, а справа - изотермические контейнеры сельхозкомпаний о. Хоккайдо, используемых для доставки овощей в центральную и южную части Японии
Мир японских контейнеров конечно значительно обширнее, но надеюсь что даже эта статья начального уровня поможет немного разобраться в теме и подбирать правильные контейнеры под эпоху и п.с.