Костя абсолютно прав – материал балласта зависит от конкретного географического места. Участок Туапсе-Сочи был отсыпан кругленькой черноморской галькой (на пляже фиг найдешь такие камушки). Ветка ст. Асбест-ст. Екатеринбург отсыпана естественно асбестовым щебнем вперемежку с змеевиком. Строившееся в конце 80-х ветка ст. Изумруд – пос. имени Малышева (крупнейший рудник по добыче изумрудов) был отсыпан изумрудосодержащим щебнем. Сегодня благодаря деятельности хитников-старателей насыпь представляет собой местность как после ковровых бомбардировок – вся в шурфах. Железная дорога в районе Комарово была отсыпана исключительно песком – там его до фига, прямо как барханы в пустыне. Уже не помню где, встречал балласт, состоящий из ракушечника – реально створки раковин диаметром около 1 см. Что касается непосредственно I эпохи: на многочисленных фотографиях, что видел, практически везде песок. При этом уровень отсыпки либо заподлицо с верхней кромкой шпалы, либо вообще шпал не видно. На макетах моделистов с Адлером тоже один рельсовый профиль торчит.
Из издания 1894 года:
Балласт.
На Уральском участке дороги нормальная толщина балластного слоя: на главной линии 0,22 саж, а на Луньевской линии— 0,18 саж; ширина его по верху: на главной линии 1,50 саж; а на Луньевской линии— 1,40 саж. Балласт вывезенный при постройке бывшей Уральской Горнозаводской дороги, отличается чрезвычайным разнообразием сортов, а именно: от Перми до Чусовской— балласт мелкий, речной, из рек Чусовой и Сылвы; от станции Чусовской до станции Кушва балласт состоит главным образом из разрушенных горных пород, за исключением станции УстьТискос и Европейской, где он состоит из промытых золотоносных песков; от станции Кушва до станции Екатеринбурга балластом служит различного сорта песок и галька, оставшиеся от промывки золотоносных песков. Кроме того, станция Нижний Тагил и несколько ближайших верст пути забалластированы раздробленным медным шлаком. По Луньевской линии, вблизи станции Чусовской, балластом служить довольно крупный песок из реки Чусовой, далее же до станции Кизел— разрушенные горные породы; от станции Кизел до станции ВсеволодоВильва— большею частью раздробленный железный шлак, далее же до Березников— мелкий речной песок из рек Вильвы, Яйвы и Камы.
При эксплуатации, для пополнения балластного слоя части главной линии Пермь— Европейская и всей Луньевской линии, из рек Сылвы, Чусовой, Вильвы и Косьвы зимою вывозится лошадьми на станции или к главному пути, крупный ручной песок с галькой и летом развозится поездами; для балластировки же остальной части главной линии, т. е. участка Европейская— Екатеринбург, употребляется балласт, вывозимый также зимою лошадьми из отвалов промытых золотоносных песков.
На Тюменском участке нормальная толщина балластного слоя 0,18 саж; а ширина его по верху — 1,45 саж. От станции Екатеринбург до 83 версты балластом служит разрушенный гранит, на остальном же протяжении главной линии, а также на Каменской ветви— более или менее крупный кварцевый песок.
Для надобности эксплуатации балласт развозится по участку из карьеров на 20 версте Каменской ветви и 196 версте Главной линии; балласт этот состоит из крупного песка и гравия с незначительной примесью глины.