ОЧИСТКА ОТ СНЕГА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ В XIX – НАЧ. XX ВВ.
Проблема очистки железнодорожных путей от снега существовала с момента появления в России железной дороги. Снежные заносы мешали регулярному движению поездов, приходилось очищать пути вручную.
С 1860-х гг. начали применять особые методы борьбы со снежными заносами: вдоль железнодорожного полотна высаживались живые изгороди, устанавливались переносные щиты и стационарные заборы.
Какой же снегоуборочной техникой пользовались железнодорожники?
При рыхлом снеге и небольшом снежном слое для очистки путей успешно применялся конный плуг, для работы которого требовалось 4 рабочих и 4-6 лошадей. Для уборки образующихся по краям железнодорожного полотна валов за конным снегоочистителем, как правило, следовали правый и левый боковые плуги. Также использовалась ручная очистка валов, образуемых конными снегоочистителями. Конный плуг мог в день проходить до 8 км.
В 1880-е гг. появились плуговые снегоочистители, прикрепляемые к товарному вагону или паровозу. Они использовались на длинных участках пути при высоком снежном покрове и слежавшемся снеге. Наиболее удачным среди них был плуговой вагонный снегоочиститель инженера А.Э. Бурковского, применявшийся с 1897 г. по 1935 г.
В 1880-е гг. также начали использовать и роторные (ротативные) снегоочистители различных конструкций. Например, снегоочиститель системы Лесли с помощью вращающегося ротора легко расчищал снежные заносы, пробивая траншеи и отбрасывая снег в стороны от путей.
В ЦГИА СПб хранятся чертежи и изображения различных снегоочистителей и другие документы, связанные с их применением на русских железных дорогах. Представляем Вашему вниманию некоторые из них.
___________________________________________________________________
1. ЦГИА СПб. Ф. 1373. Оп. 4. Д. 104. Л. 192. Чертеж гребка для очистки путей от снега. [б/д].
2. ЦГИА СПб. Ф. 1373. Оп. 4. Д. 104. Л. 138-139. Чертеж вагонного плуга для очистки пути от снега. 1909 г.
3. ЦГИА СПб. Ф. 1373. Оп. 4. Д. 104. Л. 228. Плуговой снегоочиститель. [1913 г.].
4. ЦГИА СПб. Ф. 1373. Оп. 4. Д. 104. Л. 226. Плуговой снегоочиститель. [1913 г.].
5. ЦГИА СПб. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 43. Л. 1. Ротативный снегоочиститель системы Лесли. Наружный вид. [1907 г.].
6. ЦГИА СПб. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 43. Л. 10. Работа на 162-й версте. Вторичное прохождение снегоочистителя системы Лесли по четному пути. [1907 г.].
7. ЦГИА СПб. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 43. Л. 11. Работа снегоочистителя системы Лесли. [1907 г.].
8. ЦГИА СПб. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 43. Л. 20. Группа участников работ по расчистке заносов. [1907 г.].
9. ЦГИА СПб. Ф. 1373. Оп. 4. Д. 104. Л. 284. Схема линии Санкт-Петербургской железнодорожной сети с показанием распределения районов очистки главного пути от снега снегоочистителями и места их постоянной стоянки. [1913 г.].
10. ЦГИА СПб. Ф. 1373. Оп. 4. Д. 104. Л. 297. Копия временного циркулярного распоряжения Управления железных дорог о принятии мер по борьбе со снежными заносами. 1916 г.
Источник: Сообщество: "Архивы Санкт-Петербурга"
https://vk.com/spbarchives https://vk.com/wall-132600244_22070
