Как, собственно, распределяются затраты по этапам?
1 - разработка 3D модели - туева хуча времени. Если переводить в деньги, то дофига. Но это косвенные затраты.
2 - изготовление мастер-модели. Лазерная печать примерно 200 руб. за кубик. Условный вагон 150х22х25 при средней толщине 2 даёт нам 31 кубик - 6200 руб. Это если с первого раза получится без косяков. Скорее всего, если поискать, то можно и дешевле найти. Да и стенки потоньше сделать (но это зависит от технологии дальнейшего размножения).
3 - тиражирование - есть оптимальный тираж (например, для смол 25 - 30 единиц). При уменьшении партии цена снижается непропорционально. Я думаю, что для оптимального тиража стоимость одного изделия примерно 15 - 20 баксов, если отдавать на аутсорс. Причём при более совершенных технологиях растёт оптимальный тираж (и общие затраты) и снижается стоимость единицы продукции. Тут уже серьёзные затраты. От 400 баксов за тираж.
4 - покраска - при наличии оборудования и простой покраске (два цвета) это вряд ли безумных денег стоит.
5 - декали - хорошие делаются большим тиражом. Стоимость одноцветного тиража порядка 3200 руб. Двухцветного -4800. Плюс трудоёмкое нанесение.
6 - упаковка (если есть) около 300 - 400 руб. за единицу.
При таком раскладе себестоимость единице получается не меньше 1500 руб (что как-раз примерно соответствует цене модели 40 - 50 баксов), а прямые затраты - не меньше 600 бакинских.
Плюс неучтённые трудозатраты, которые должны отбиваться с прибыли.
Создание мастер-модели не зависит от тиража (даже если только для себя одну штуку делать) и генерирует около 20% общих затрат.
Зато наличие "мастера":
- даёт представление о готовой модели;
- подтверждает серьёзность намерений инициатора;
- существенно снижает риски задержки реализации проекта, так-как НИОКР (разработка 3D модели) самая неопределённая часть работ. Остальные работы носят чисто производственный характер и могут быть выполнены на аутсорсе.
Поэтому, действительно, логично объявлять предзаказ на этапе готового "мастера".
Хотя, надо помнить ещё о том, что некоторые технологии становятся интересными от определённых тиражей.
Например, тампопечать рассчитывается на минимальный тираж 100 экз. (50 вагонов с двух сторон). Для вагона один цвет будет стоит от 3000, два цвета - от 6000. Это уже сравнимо с декалями (особенно если учесть трудозатраты по нанесению) и гораздо круче по качеству. Но номера вагонов будут одинаковыми.