Добрый день!
За время перерыва в общении много воды утекло. Я в своих обьезьяньих метаниях (и умная и красивая) между цифрой и аналогом склоняюсь, пожалуй, больше к 100% аналогу. Для моих нужд скорее всего более важны простые беспроводные пульты, с помощью которых можно только менять скважность импульсов, подаваемых на рельсы независимых маршрутов, для управления локами. А все переключения стрелок для смены маршрутов и переходов на ответвления делать с мастер-пульта, которым управлять будет только диспетчер. Это позволит исключить «самоуправство» на путях (ведь основными машинистами будут дети в возрасте 5-8 лет) и даст возможность создавать интригующие моменты (типа - «Куда делся поезд? Должен выйти из этого туннеля?»). Управление всеми маневровыми работами в пределах зоны депо можно делать со стационарного пульта. С проводного тоже можно, но нужно кодирование для уменьшения «толщины шнура». От управления с компа (тем более с глючных тач-скринов смартфонов) решил отказаться в угоду экономии и чего ещё не знаю. Наверное решил, что при желании автоматическое управление на каком-нибудь коротком простом маршруте для оживления макета при малом количестве «игроков» можно сделать и без цифры.
Блоки питания выберу из имеющиеся в большом количестве либо от компа либо от принтера (24В 4А). Поднимать напругу 12В надо будет на комповом БП, т.к. падение напряжения на управляющих элементах по любому есть. Но поднять на навороченном БП от компа с его защитами и супервизорами сложно, хотя и возможно. Все «комповские» напряжения можно использовать для технических нужд («медленная» работа в депо, многочисленные депошные и инфраструктурные механизмы, освещение, приводы стрелок и шлагбаумов, датчики, светофоры, вентиляция и т.п.). А вот принтерный БП 24В вполне подойдёт даже для «гонок» по основным маршрутам. После него поставить отдельные 3 блока ШИМ-управления (по числу независимых маршрутов) и продумать коммутацию для всяческих манёвров между маршрутами.
Естественно самое сложное во всей этой кухне будет именно «продумать коммутацию для всяческих манёвров между маршрутами», точнее реализовать это. Но тут помогут датчики занятости, которые, опять же исключительно для моих нужд, планирую ставить не «у каждого столба», а только в местах смены направления (перед стрелками), перед переездами и остановочными пунктами (станции, вокзалы).
С датчиками вопрос всё ещё остаётся открытым. К токовым однозначно могу сказать, что не лежит душа. Есть 2 десятка датчиков Холла от драйверов шаговиков (было по 3 штуки на плате). Если они срабатывали от «мягкого» слабого кольцевого магнита при большой частоте вращения ротора, то есть надежда, что от неодимового магнита на расстоянии 8-10см срабатывать будут надёжно. Трофейных магнитов столько, что хватит на все локи и вагоны, а их ориентация – вопрос решаемый экспериментально.
Также не снимается вопрос с оптическими датчиками. Их ещё больше, чем датчиков Холла, но нужны эксперименты по разным способам их размещения. Также хочу с лазерами поэкспериментировать. Если лучом «стрелять» вдоль пути, то будут учитываться все элементы состава. Это можно сделать в зоне шлагбаума.
Реверс у меня будет только в маневровых зонах, от смены направления движения на маршрутах я отказался. Решил, что достаточно развитая двухпутная схема обойдётся без реверса.
Частично эффект разных скоростей при одинаковых ШИМ-параметрах стыкуемых маршрутов я хочу решить за счёт промежуточной остановки поездов на теневом вокзале, у которого (так само собой получилось) вход с одного независимого маршрута, а выход на другой независимый маршрут. И не надо нигде пятиться задом. Потом никто не запрещает экспериментальным путём выяснить скорости разных локов при соответствующих параметрах сигнала ШИМ-управления и учитывать это при переходах с одного маршрута на другой. Но мне кажется, что проще будет переключать маршруты на управление от другого пульта вместо синхронизации скоростей. Ведь при моём подходе к управлению получается, что пульты «игроков» привязаны к локам (составам), и переключать удобнее независимые (кольцевые) маршруты по которым едет управляемый с данного пульта лок. Мне кажется такой способ достаточно простым, но на вкус и цвет товарищей нет.
Сейчас технически хочу определиться с парой «пульт – ШИМ-регулятор». Если сделать простое потенциометрическое управление ШИМ-генератором, то тогда радиоуправление должно быть параметрическим, а не дискретным. Но учитывая то, что мастер пульт должен быть многокомандным и иметь возможность брать на себя управление с пультов игроков, то принцип радиоуправления напрашивается дискретным. Я присмотрел такую систему радиоуправления-
http://radiokot.ru/circuit/digital/game/20/ .
При использовании шифратора в передатчике и дешифратора в приёмной части легко можно организовать управление несколькими сотнями устройств с помощью всего 2-х микросхемок - контроллера PIC16F628A и трансивера MRF49XA. Параметрическую функцию управления ШИМ-генератором можно тоже при желании «закодировать». А можно совсем допотопным способом кнопками «больше-меньше» управлять редуктором, вращающим ось потенциометра. Но этот вариант при своей потрясающей простоте может показаться «ну совсеееем не комильфо».
Если с радиоканалом для пультов пока более или менее ясно, то с ШИМ-управлением - нет. Не могу никак определиться с устройством, которое будет в промежутке между БП и рельсом, т. е. с бустером. Идеальный электронный блок с точки зрения простоты и использования для аналогового управления описан в классической книге Барковскова на с. 104. Но там ШИМ-управление как раз потенциометрическое и на частоте 100Гц. Другой относительно простой схемы управления, подходящей для моего «тяжелого» случая, пока я не нашел. Может быть что-нибудь есть на примете. Поделись, пожалуйста.