№1 - 1967
Стр.18
Первый план макета в N с перечислением необходимого путевого материала и расчетом длины пути (12,85 метра)
Ing. Günter Fromm, Erfurt
№2-1967
Стр.32
Светофоры для NТак как достаточно маленьких лампочек не было, то предлагалось строить светофоры при помощи световодов, размещая сами лампочки под уровнем макета.
Выглядело это, если честно сказать, не очень.
Некоторые моделисты начали делать очень серьезные вещи, которые и сегодня выглядят на высоком уровне:
Рис.1. Эти локомотивы номинального размера HO (электровоз класса E 05) и номинального размера N (локомотив класса E 04) были построены г-ном Клаусом Гроше, Бад-Доберан.
Из покупных деталей использовался локомотив N: двигатель Пико 2024 (уменьшенный в размере), колесные пары Zeuke локомотива класса 81 (пространства между спицами в виде спиц) и колесные пары Пико грузового вагона (для осей).
Рис.2 Старая лесопилка (размер N) была создана умелыми руками г-на Монфреда Рейера из Вердау. «Строительным материалом» были фанера, чертежный картон и бесцветная краска (для ручья).
№3-1967
Еще одна схема путей для N-ки на стр.68 и т.д. (я не буду их копировать, так как это не входит в мою задачу, если кому-то будет интересно, загляните в архив журнала).№4-1967
Стр.107
Первый обзор моделей на 9-куОбзор локомотивов V 180, французского электовоза Е 9210, CSD тепловоза Т 449, в типоразмере N, VEB Piko Длина по буфера 110мм
Расстояние между тележками 88мм
Ширина 20,5мм
Высота 27,5мм
Масса
V 180 130г
Е 9210 130г
Т 449 100г
Наименьший радиус прохода 193мм
Формула B'B'
Ведущих осей 2
Тяга электрическая, через рельсы
Сцепка Изолированная
Напряжение 12В
Радиопомехи Есть
Напряжение трогания, скорость движения при минимальном напряжении, скорость при номинальном напряжении, диапазон регулирования см. диаграмму а
Тяга на плоскости Тяга в различных наклонах см. диаграмму b
Потребляемая мощность пустого локомотива 80 мА
Высота по бугель электровоза (фиксированный) 40мм
Дата 30.08.1966
Локомотивы приводятся в действие закрытым двигателем постоянного тока с 3х якорным ротором и роликовым коллектором. Ось двигателя лежит в направлении движения локомотива. На вращающихся осях двигателя сидят два червяка, которые приводятся в движение червячными колесами шестерни двух ведущих мостов. Точка опоры тележек выбрана таким образом, чтобы гарантировать правильное функционирование цилиндрического зубчатого колеса. Напряжение снимается со всех четырех осей, в результате чего контактные пружины служат амортизаторами для внешних осей. Кузов, рама и тележки локомотива вырезаны из термопластика. Рама и корпус локомотива соединены четырьмя винтами с цилиндрическими головками, благодаря чему двигатель и груз одновременно удерживаются на месте встроенной пружиной. Примечание: Значения, приведенные на графиках, представляют собой средние значения между движением вперед и назад. Возможны отклонения около ± 25 процентов.
Стр.125
С пассажирскими вагонами было совсем туго и моделисты пытались сделать хоть что-то.Новые самоделки
Работа для рук в нерабочие выходные: пассажирские вагоны в типоразмере N.Так как пассажирские вагоны для типоразмера N будут только выпускаться в будущем, у меня было мало возможностей для своего локомотива. В качестве образца я взял Rekowagen. У меня не было возможности сделать модели адекватные по размерам образцам – я должен был использовать грузовые вагоны, которые были в продаже (закрытые, полувагоны, цистерны). Корпуса вагонов я сделал их картона, окрасил, нанес надписи и разместил поверх существующих грузовых вагонов. Время изготовления одного пассажирского вагона составляло около полутора часов.
Инструкции по сборке кузова: поскольку я делал 6 вагонов, я положил 12 кусков с размерами 80х30мм между двумя листами гетинакса толщиной 1,5мм и скрутил эти куски четырьмя винтами М3, которые располагались за пределами рабочей зоны. Затем я приклеил нарисованный трафарет боковой стенки на гетинакс. Окна и дверь были просверлены и отполированы. Внешние края боковой стены я выпиливал с помощью лобзика. Таким образом я сделал 12 боковых стенок.
Для торцевых стенок был изготовлен трафарет из гетинакса (не забудьте про паз для клея). По нему из чертежного картона были вырезаны торцевые стенки. Кузов вагона был полностью склеен и затем к нему крепилась крыша толщиной около 1мм. Дверь была снабжена окном и приклеена к корпусу вагона изнутри. Для лучшего крепления к нижнему краю боковых стенок я приклеил изнутри полоску из картона или шпона толщиной 1мм. В окна вставил целулоид и закрасил черным. Окно двери было закрашено в белый цвет.
Корпус – зеленый, крыша серая, границы окон и продольные линии – серебро. Переход из вагона в вагон имитировался резиновой трубкой диаметром 1мм, в результате чего между вагонами образовался промежуток, который необходим для прохождения поезда в кривой, но не влияющий на общее впечатление от поезда.
Видно с рельсами тоже была напряженка, раз в журнале обсуждается переделка ТТ-рельс в 9мм: № 1967-05
Видимо, кризис 9-ки был не только в ГДР. На Лейпцигской весенней и на Нюрбергской выставках не было представлено ни одной модели на 9-ку (или скажем так: в журнале не было описано ни одной модели с этих двух выставок).
Пропала и реклама 9-ки во всех журналах, начиная с январского номера. № 1967-06
Пустой, с точки зрения моделистов в 9-ке.
№7-1967
Обзор модели Т3, Minitrix T 3, номинальный размер N, Minitrix
Длина по буферам 53,5мм
Расстояние между осей 20мм
Ширина 19,5мм
Высота 30,0мм
Масса 46 грамм
Наименьший радиус 193 мм
Последовательность (предполагаемых) ведущих осей С
Ведущие оси 3
Режим движения Ток через рельсы
Сцепка Изолированная
Номинальное напряжение 12V
Радиопомехи Есть
Напряжение трогания, скорость движения при минимальном напряжении, скорость при номинальном напряжении, диапазон регулирования см. диаграмму а
Тяга на плоскости Тяга в различных наклонах см. диаграмму b
Потребляемая мощность пустого локомотива 70 мА
Дата 30.08.1966
Локомотив Minitrix T 3 оснащен трехякорным двигателем постоянного тока с роликовым коллектором. Почти вертикальный двигатель установлен в кабине локомотива. Он передает момент на заднюю ось через через червячный редуктор. Зубчатая передача, установленная в раме, приводит в движение другие оси локомотива. Напряжение снимается внутренним изогнутым токосъемом с первой и последней оси. Корпус локомотива изготовлен из литого цинка. Оставшееся свободное пространство в котле заполнено дополнительной массой. Корпус локомотива, утяжелитель соединены с рамой локомотива при помощи винта с потайной головкой.
Примечание. Значения, приведенные на графиках, представляют собой средние значения между движением вперед и назад.
№8-1967
Новый макет с очень большим самодельным оборудованием и декорациями.Зимой 1966/67 я построил макет в типоразмере N. Всего было установлено одиннадцать простых стрелок, простое пересечение (собственное изготовление), двойной стрелочный перевод (собственное изготовление) и 16 метров путей. Сигналы были сделаны световыми и также были сделаны мной. Некоторые здания, такие как грузовой склад, депо для локомотивов, два сигнальные пункта и платформа тоже собственного производства.
Мотив макета - невысокий горный пейзаж. Маршрут пролегает по двухпутной магистральной линии и местной веткой до станции Шлоссберг. Запланировано еще двухстойловое депо для тепловозов и электровозов.
№9-1967
Опять ничего нет, кроме схемы
№10-1967
Переводная таблица размеров из Н0 и ТТ в N и схемы.
И вдруг, первая реклама N-ки с мальчиком! Помню, как я ему завидовал в своё время.Я действительно думал, что у него есть эти модели. № 11-1967
И тут взрыв мозга!
Впрочем судите сами, как встретили N-щики осеннюю выставку в Лейпциге: Стр.322
Краткое обозрение Лейпцигской осенней ярмарки 1967«…. Не знаю, можем ли мы давать оценки. Но мы утверждаем, что на Лейпцигской осенней ярмарке произошло крещение моделей самого маленького номинального размера N.
Если VEB PIKO выставил слишком короткую серию новых моделей в Н0, то в масштабе 1:160 он поставил на рельсы модели международного уровня. В размере N появилась прекрасная модель паровоза серии BR6510, а также безупречная модель двухэтажного поезда DR. Эти модели имеют отличные характеристики и управляемость. Они демонстрировались на большом N-макете, который был точной копией паромной станции Saßnitz с надлежащим паромом.
Кстати, этот макет с паромом показал хорошее сотрудничество с производителем моделей и нашим союзом моделистов DMV, поскольку члены нашей ассоциации из Лейпцига оказали ценную помощь в его строительстве. Мы также помним заявление VEB PIKO в ноябре 1965 года, что «работа не сместилась в ущерб типоразмеру Н0, но младенцу N нужно больше заботы, чем ребенку Н0, который уже научился ходить…»
Пока всё хорошо, но, дорогие дизайнеры из Зоннеберга, забудьте о своей все еще очень большой клиентуре в размере Н0 дома и за границей !!! Мы очень рады новым разработкам, представленным этой осенью, поэтому мы благодарим тысячи рабочих модельной железнодорожной отрасли и которым мы желаем, в своих же интересах, дальнейших больших успехов в работе.
Обратите внимание, для пассажирских вагонов производителем обозначен Herbert Stein KG
Продолжение обзора Лейпцигской ярмарки продолжалось и в №12-1967
Но уже рассказывалось о строениях и сопутствующих:
Двухстойловое депо
Заправка для тепловозов и церковь
И тупик!!!
Вот этим закончился для N-ки 1967 год.
Если брать в целом – то сделано слишком мало, чтобы создать устойчивый рынок сбыта для 9-ки.
Да, двухэтажный поезд сделан круто, но он – сам по себе. Он не слишком комбинируется с другими вагонами.
Посмотрим, что будет в 1968 году.