21. Макет не имеет визуального смыслаСтарайтесь выбрать одну тему макета или, по крайней мере, используйте спланированные живописные переходы или разделители, если хотите смешать эпохи, времена года или географию.
В магазинах легко «клюнуть» на что-то новенькое, но будет ли это логично сочетаться с тем, что у вас уже есть на макете? Не будут ли новые поступления загромождать ваш макет? Имеет ли смысл поместить холм посередине абсолютно ровной местности. Будет ли британский спорткар МГБ 1972 года выглядеть уместным в городском макете США 1960-х?
22. На макете слишком много событий.Настоящие железные дороги обычно тянутся на сотни миль, часто через малонаселенные, не урбанизированные районы. Очевидно, если вы не олигарх, набитый миллионами долларов, для вас будет невозможно точно воспроизвести всю железную дорогу в виде масштабной модели, поэтому компромиссы всегда будут необходимы. Решение, что отобразить на макете, а что опустить всегда остается за вами.
Если вы, например, захотите сделать порт с грузовым жд движением с большим количеством стрелок, а также сделать шахтерский городок и пейзажные сцены на одном и том же макете – это можно сделать, пожалуйста. Вместо магистралей, идущих за сотни километров от шахты до порта, вы можете создать иллюзию расстояния. Тоннели – это один из таких приемов: поезд может исчезнуть в тоннеле и появиться на его другой стороне совсем в другой географической зоне. Таким образом у вам могут быть две основные темы (шахта и порт) на разных концах макета с горами, сельским пейзажем, мостами и парой зданий между ними. Вполне вероятно, у вас не будет места для большого города, но небольшой шахтерский городок с полудюжиной построек будет выглядеть хорошо.
Здания поменьше, растительность и другие живописные эффекты на заднем плане могут добавить объем и создать иллюзию большой сцены, уходящей вдаль.
Некоторые пейзажи и сооружения (например, огромные горы, большие озера, большие придорожные дома и т. д.) выглядят великолепно и завлекательно, но они могут просто «поглощать пространство».
Повторяем, этот вопрос определения приоритетов и решения, какие декорации, конструкции и аксессуары необходимы, а от каких вы могли бы обойтись, всегда остаются за вами.
Если, вдруг, элементов пейзажа будет слишком много они могут просто испортить эффект от макета.
На сайте
http://www.modelbuildings.org можно найти еще дюжину зданий, в том числе специальные большие пакеты, позволяющие сэкономить от 50% до 80% индивидуальных прейскурантных цен. Там вы можете посмотреть образцы зданий и сооружений.
23. Использование слишком маленьких домов и сооружений.Одним из решений, которое позволяет сэкономить место, является уменьшение размеров зданий и сооружений. Однако, чтобы они выглядели естественно, они все должны быть одинакового масштаба, если вы только не помещаете их на заднем плане макета, чтобы создать иллюзию расстояния.
Опять же, с напечатанными зданиями с малым рельефом или с плоскими зданиями (см.20 пункт) можно достичь экономии пространства без ущерба реальности. В отличие от пластиковых, вы можете легко менять масштаб при печати на принтере.
Необходимо помнить, что наличие одного-двух крупных производств будет выглядеть более реалистично, чем несколько крошечных заводов или складов, которые почти всегда похожи друг на друга.
24. Недостаток рабочего местаЗаполнить каждый сантиметр пространства, который был выделен на макет, выглядит очень заманчиво. Но, где вы будете смазывать и обслуживать локомотивы, проводить ремонт стрелок или работать над новыми проектами? Вполне возможно, у вас есть рабочее место в другой комнате или вы сделаете выдвижной верстак из-под макета. Хорошо освещенное, организованное и чистое рабочее место – это необходимое требования для каждого моделиста железных дорог.
25. Недостаточно места для храненияПомимо макета и рабочей зоны, вам также понадобится место для хранения запчастей, расходных материалов, неработающих поездов, красок, материалов и т.д.
Один из вариантов, расположить ящики/тумбочки на колесах под макетом. Тогда всегда вы их сможете выкатить и получить доступ к проводке.
Полки над макетом – это еще один вариант. Но, будьте осторожны. Вы же ведь не хотите, чтобы вещи, которые будут там хранится, по каким-либо причинам упали и стали частью вашего макета с соответствующим ущербом.
Включение путей для хранения в сам макет – это возможность хранить и показать больше поездов. Наличие скрытых контейнеров хранения с подъездными путями, по которым поезда могут уходить или выходить на макет, может повысить разнообразие движения. Как правило, такие пути необходимо планировать еще на стадии проектирования макета, учитывая, что их понадобится больше, чем вы думаете из-за роста вашей коллекции.
26. Поезда, которым некуда идтиКак и на реальной железной дороге, поездам нужно куда-то идти и откуда-то приходить. Вот почему развитие железнодорожной сети - один из ключевых элементов реалистичной работы.
Без какого-либо развития макет может выглядеть странно, когда локомотивы и вагоны бегают по одному и тому же пути. В реальной жизни железные дороги получают большой доход от обмена вагонами с другими железными дорогами. Ту же самую структуру работы мы должны обеспечить на нашем макете.
Facebook, автор макета Massimo Bax
Развитие может выглядеть как основная магистраль и отходящая от нее второстепенная (местная) железная дорога, которая ведет к определенному месту. Это может быть и более сложная сортировочная станция, где проводится прием вагонов с разных дорог, их сортировка и формирование новых поездов.
27. Перегруженные станцииЭто следует из двух последних пунктов, потому что железным дорогам требуется много места и путей для эффективной работы. Грузовые дворы - это места, где движение поездов может остановиться, если дороги слишком переполнены или не организованы должным образом. Помимо того, что это место для хранения вагонов, двор - это место, где локомотивы могут оставить одни вагоны и забрать новые. При усилении интенсивности движения вам потребуется удлинить пути или добавить их еще. Обязательно должен быть обходной путь, позволяющий локомотивам добраться до другой стороны станции.
В идеале, такой двор должен иметь возможность выполнять свою работу, не мешая движению на основной линии.
По сути, каждая станция должна иметь путь прибытия для входящих поездов, один или несколько сортировочных и путь отправления.
28. Нехватка путевого развитияТрассировка путей – это не просто прокладка путей в нужном месте. Речь также идет о планировании движения поездов на них и о том, как избежать эксплуатационных проблем, которые нарушают движение поездов. Обычно это не проблема, когда на макете один поезд. Но, в ту минуту, как вы добавляете еще один или пару поездов, их движение может замедлиться или даже встать.
Чем больше подъездных путей, тем лучше работа. Имея три (или более) запасных пути, второй поезд сможет проводить большую часть времени в движении, а не ждать, пока проедет другой поезд. При наличии всего двух подъездных путей поезду нужно будет мчаться между подъездными путями, прежде чем туда доберется другой поезд.
При наличии одного дополнительного пути, один состав должен стать пока проходит другой. Хорошо бы иметь три и более дополнительных пути в зависимости от наличия места. Также имейте ввиду, что длина дополнительного пути будет определять длину ваших составов. Дополнительные пути, которые не могут вместить самые короткие составы вашего макета, будут бесполезны.
29. Проблемы с горловинами станций и двойными путямиЭтот пункт также относится к предотвращению эксплуатационных проблем. Смогут ли поезда, идущие в любом направлении, использовать неправильную магистраль для проезда разъезда? Будут ли поезда, идущие в любом направлении, иметь доступ ко всем подъездным путям, тупикам и дворам? Прежде чем устанавливать пути на макет, заранее проработайте возможные маршруты составов. Не очень будет приятно, чтобы сделать макет и понять, что ваши поезда не могут делать то, что вы хотели или идти туда, куда было задумано.
30. Дублирование маршрутов без цели Иллюстрация из книги 33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid By Robert AndersonДублирующие пути (как показано выше) нередко встречаются на схемах, но в реальной жизни такого не бывает. Для железной дороги предоставить поезду выбор из двух маршрутов в один и тот же пункт назначения – это нонсенс. На настоящих железных дорогах главное - зарабатывать деньги, поэтому они не хотели бы, чтобы поезд шел долго, если только это не туристический маршрут для любования окрестностями.
Если вы уж сделали два дублирующих пути, то обоснуйте для чего. Например, на один из маршрутов поставьте промышленное предприятие. Другой вариант – установить какое-то визуальное укрытие на одном из маршрутов, например, тоннель или мост с ограничениями по весу. Это заставит некоторые поезда выбирать более длинный маршрут, чтобы добраться до того же пункта назначения.
Наличие параллельных маршрутов без причины - это пустая трата ценного пространства, которое можно было бы использовать лучше.
31. Усложненное стрелочное развитиеУсложненное стрелочное развитие – это не всегда плохо, если вам это нравится. Только на настоящей железной дороге пути и стрелки пытаются сделать максимально простыми. Однако, эти правила нарушают, если вам нравится создавать головоломки из стрелок с короткими тупиками и многочисленными путями – потому что макет, это то место, где вы делаете то, что нравится именно вам, а не другим.
Facebook, автор макета Peter Aust
Тем не менее, просто имейте в виду, что непреднамеренное переключение стрелок может свести вас с ума. Если вы не можете смотреть на 4-5 шагов вперед при движении состава, то сложное стрелочное развитие может быть не для вас.
Если вы начнете избегать эту часть макета при катании поездов, то такое путевое развитие не для вас и макет начнет терять смысл.
32. Ненужные петлиВсё сводится к тому, что вы хотите от своего макета. Но помните, что разворотные петли и пути требуют очень много места. Опять же, в реальной жизни железные дороги обычно не разворачивают поезда только для того, чтобы вернуться по маршруту, по которому они пришли.
Однако, если вам нравятся поворотные петли и «односторонние» составы, то почему бы и нет? Просто помните, что для них требуется много места, а также могут быть особые проблемы с электропитанием.
33. Слишком малое движение поездовВ реальной жизни, чтобы быть прибыльными железные дороги (поезда, станции, служащие и т.д.) должны работать. Не забывайте об этом, когда делаете макет. Если поезда просто ходят по кругу и их нечем занять, то такой макет может быстро надоесть. Хотя мы говорили ранее, что макет не должен быть перегружен, но, чем больше разнообразия будет на макете, тем приятнее вам и вашим друзьям будет работать с ним.
Facebook, автор макета Massimo Bax
Железная дорога на макете будет более интересной, если ваши поезда смогут:
• забирать и доставлять пассажиров
• работать с грузами различных видов (погрузка и разгрузка)
• ходить по главным магистралям или по второстепенным веткам
• уходить на дополнительные пути, чтобы пропустить другие поезда
• ждать сигналов
• переставлять вагоны на складах (грузовых дворах)
• проводить обмен вагонами с другими железными дорогами
• обслуживать пути с помощью специализированного оборудования для технического обслуживания пути (MOW)
• проводить мелкий ремонт в тупиках или на ремонтных путях
• проводить техобслуживание локомотивов в локомотивном депо или в депо с поворотным кругом
• поворачивать локомотивы на поворотном столе или на поворотном треугольнике
Этот список можно продолжить. Придумайте задачи для ваших локомотивов, и вам никогда не будет скучно.
ххх
Этот список ошибок далеко не полный. Каждый макет индивидуален, и вы, несомненно, будете думать о конкретных проблемах, связанных с вашим макетом, до (или когда) они возникнут. Надеемся, что вы сможете заранее определить потенциальные проблемные места или ошибки планирования - избежать такие проблемы намного проще, чем пытаться исправить их после того, как построен макет.
Данный текст в этом сообщении является вольным переводом электронного издания "33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid" написанного Robert AndersonКоллеги, вольный перевод книги я закончил. Я не помещал ссылки на разные сайты, которые указывались - они частично не работали. Так что смотрите сами в источнике
Оригинал книги
Благодарю всех, кто поддерживал меня в этом деле - это давало мне стимул переводить дальше.