На борту 8591 тоже надпись Gerätewagen- как и на борту одного из трёхосников.
... и добавил:
Раз пошла такая пьянка...
В журнале MIBA #10 1997 есть статья по железнодорожным кранам Германии. В ней приведены довольно интересные факты исторического и технического характера.
В частности, вот перевод фрагментов статьи, касающихся довоенных 75-, 90- и 60-тонных, а также послевоенных 75- и 25-тонных железнодорожных паровых кранов фирмы Ardelt:
"В 1933 году началось время действительно больших кранов. Заказчиком в этот раз был Советский Союз. Заводу Ардельт был выдан заказ на 75-тонный кран, который стал предшественником двух 75-тонных паровых кранов, заказанных через год DRG (к сожалению, в статье не приведены данные о количестве заказанных и произведённых для СССР кранов, а также, все ли из них были переданы заказчику).
Ardelt 75tНовым в этих кранах была не только огромная – по тем временам – грузоподъёмность. Это был первый большой кран, почти полностью сварной конструкции, за исключением двух поворотных тележек 6-осной ходовой части, которые всё ещё были клёпаной конструкции. Новшеством были и два съёмных противовеса весом по 26 тонн каждый, которые перевозились на отдельной транспортной платформе. Таким образом, кран со снятой (или уложенной?) стрелой имел транспортный вес 106 тонн; в рабочем состоянии он весил около 162 тонн!
Длинная стрела позволяла работать при вылетах от 16,5 м (при грузоподъёмности 30 тонн) до 19 м (20 тонн) при помощи основной или вспомогательной крюковых обойм. При вылете в пределах от 7,5 до 9,5 м грузоподъёмность основного крюка составляла 75 тонн. Вспомогательный крюк мог поднимать 20 тонн во всём диапазоне вылета стрелы. Как и у других кранов, наибольшая грузоподъёмность достигалась только при задействовании всех опор (домкратов) крана и полном балласте.
Во время II мировой войны в распоряжении DRB был также советский 75-тонный кран (не совсем понятно, что при этом имеется ввиду: это кран, который был произведён для СССР, но не передан ему, либо кран был захвачен в ходе боевых действий?). По сообщениям обслуживающего персонала, один 75-тонный кран был потерян при отступлении — он был потоплен со всем „скарбом“, включая локомотив, в Готенхафенском порту (Гдыня, Польша). Был ли затонувший кран спасён и вновь использовался в Польше или СССР, неизвестно.
В 1937 году Ардельт выпустил первые два 90-тонных крана. Конструктивно, они были схожи с произведёнными ранее 75-тонными кранами. Ходовая часть и конструкция, а также машинное оборудование были почти идентичны, различаясь только деталями. Заметным отличием была более короткая, но более стабильная (устойчивая к деформациям, прочная) стрела, главный крюк с пятью, а не с четырьмя шкивами, как это было у 75-тонника. Противовесы весили каждый около 28 тонн, то есть на 2 тонны больше. Конструкция этих кранов была полностью сварной. Как и на 75-тонных кранах, опора осуществлялась с помощью восьми гидравлических домкратов с ходом 160 мм. В качестве рабочей жидкости для гидравлики выступала вода, которая „давилась“ с помощью электрического насоса. Если у 75-тонного крана в качестве запасного был только один ручной насос, то в 90-тонном был ещё и второй насос с электроприводом.
Ardelt 90tОба крана, как и другие, были привлечены к военным действиям.
Третий имеющийся у DB 90-тонный кран появился в 1944 г. В имеющихся документах 1943 года речь идет о двух (дополнительных) поставляемых 90-тонных кранах, в качестве заказчика выступает RZA München. Однако на сегодняшний день не найдено ни одного (свидетельства существования, фото?) четвертого 90-тонного крана. Возможно, вместо второго, заказанного в 1943 году 90-тонного крана был изготовлен и поставлен 60-тонный кран.
Упомянутый 60-тонный кран 1944 года имел некоторое сходство с 90-тонными кранами, но уже имел характеристики 57-тонных кранов, построенных в 1949 году в четырех экземплярах для DB. Базовая конструкция соответствовала 90-тонному крану, но имела только один противовес массой в 26 тонн, который, впрочем, мог разделяться по горизонтали. Поскольку перевозить приходилось только один противовес, транспортная платформа для него была меньше и выполнена трёхосной. Первоначально платформа позволяла осуществлять монтаж противовеса, находясь любой из двух сторон к крану; позднее, по соображениям безопасности, в DB платформу перестроили так, чтобы противовес можно было монтировать только одной стороной.
Длина стрелы была рассчитана таким образом, что кран мог обходиться одной длинной двухосной платформой прикрытия; длина стрелы и нижней части крана (опорной платформы с ходовой частью) соответствовала поставленным пять лет спустя 57-тонным кранам. Верхняя часть (поворотная платформа) была короче, чем у 90-тонного крана, к тому же опорная платформа имела более лёгкую конструкцию, чем у 90-тонника. Интересно также, что хотя кран имел 8-точечную гидравлическую опору, она приводилась в действие вручную (видимо, имеется ввиду ручной насос). Как вариант, можно было подключить устройство „Deutschland“ („Deutschland“-Gerät - переносная гидропневматическая установка (домкрат) с приводом от тормозной пневматической магистрали, служившая для постановки на рельсы сошедшего с пути подвижного состава; своё название, ставшее нарицательным, получила по названию завода-изготовителя (Maschinenfabrik Deutschland)):
Вся концепция крана имела скорее сходство с 57-тонником, чем с 90-тонным краном.
Уже упомянутые 57-тонные краны были закуплены DB в 1949-50 годах. Над конструкцией этих кранов, поставляемых фирмой Ардельт, работы велись ещё с довоенных времен. "Кривая" цифра в 57 тонн возникла из-за требований к массе крана, которая должна была находиться в определенных пределах, и в то же время, из соображений экономии, должна была обеспечиваться возможность перевозить весь балласт на кране.
Ardelt 57tЭто достигалось за счёт разделяемого по горизонтали противовеса, нижняя съёмная часть которого во время передвижения укладывалась ниже кабины крановщика на опорной платформе. В остальном 57-тонник соответствовал поставленным ранее кранам.
Кроме того, 57-тонный кран имел так называемую "Oberwagenstütze" (дословно: "опора верхнего вагона (тележки, фургона)", прикреплённую к верхней (поворотной) части крана перед кабиной крановщика.
Она служила для поддержания крана в момент взятия нагрузки при большом боковом вылете и не полностью развёрнутых опорах (аутриггерах); опора убиралась после поднятия груза и уменьшения вылета стрелы.
Опирание крана осуществлялась более чем в восьми точках, но только внутренние четыре домкрата были с гидравлическим приводом.
После четырех 57-тонных кранов, в 1950 году последовал заказ на 25-тонные краны, в котором участвовали компании Mohr und Federhaff и Ардельт. Несмотря на грузоподъемность всего в 25 тонн, гораздо меньшую, чем у предыдущих конструкций, эти краны также получили 6-осные ходовые части. Оба типа кранов имели в качестве привода паровую машину; у крана от Ardelt обе части противовеса при транспортировке укладывались на опорную платформу, тогда как кран от Mohr und Federhaff имел перемещаемый за корму "плавающий" противовес."
Ardelt 25tMohr und Federhaff 25t
... и добавил:
Пара фоток 90-тонников... Особенно первая - на мой взгляд - просто супер: