Автор Тема: Электрика для модулей T-Trak. Как организовать по задуманной схеме.  (Прочитано 536 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MidnightEater

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 257
  • Репутация: +19/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Илья
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я постепенно осваиваю тему с модулями T-trak, стал счастливым обладателем небольшого овала, сейчас ещё планирую небольшое расширение для окончательного оформления задуманной идеи. Но есть проблема. Я совсем не понимаю в электрике макетов и модулей (я экономист, которые "одни они в стране, даже некому лампочку вкрутить (или вставить нужное)"  :) + имею некоторые навыки занятий в школьном кружке стендового моделизма, то есть собрать-покрасить по старой памяти немного умею, но не электрика).

Что такое 10-пиновая шина T-Trak Rus я освоил как репродуктор - методом кивания экрану и повторения того, что есть в описании на сайте или на видео Valerie Valley. Научился прозванивать тестером правильность соединения проводов (для меня это магия, но работает, спасибо за обучение Александру Кёф). Понял, что нужно питание для путей выводить от шины на каждом модуле, нужно разбивать на блок-участки. В дискуссии делать "+-+-" (англ. - bwbw по цвету проводов Kato) или "+--+" (англ. bwwb) на рельсах остановился на схеме питания "+-+-" (bwbw) - чтобы не было КЗ на стрелках, а при схеме "собачьей кости" можно сделать модуль разворотной петли, если я правильно понял. Если это неправильный путь, то подскажите.

Далее уже некоторое время испытываю сложности. Проштудировал некоторое количество источников, консультируюсь с коллегами, но пока каша в голове.

Решил создать тему для систематизации информации именно под свои задачи. Хочется заложить в электрическую схему сразу все моменты, которые задуманы и разобраться с тем, что нужно, пока не начал декорирование, чтобы потом не курочить и не переделывать уже готовые модули. Хочется разобраться, что нужно заложить в электрику, чтобы потом работало, что от чего запитывать.

Идея овала: двухпутна линия РЖД с трехзначной светофорной сигнализацией, на овале планируется 3 блок-участка + один переезд со световой и звуковой сигнализацией (без шлагбаумов) + на некоторых модулях будет освещение (фонари, строения и т.д.). Хочется понять:

1. как правильно строить схему от шины T-Trak Rus,
2. какие функциональные устройства нужны,
3. как правильно разбить блок-участки,
4. как правильно и к чему подключать светофоры ЖД и переезда (у меня есть блок управления переездом от Antobel, купил когда-то на перспективу, но его жалко, так как он умеет и сервоприводами шлагбаумов управлять - потом пригодится ещё - может, зря я его жалею),
5. как правильно подключить освещение строений и прочего,
6. как сделать так, чтобы локомотивы имитировали правильный скоростной режим по сигналам светофоров (снижение скорости при жёлтом + разгон при зеленом, остановка на красном + неполный разгон на жёлтый и полный разгон на зеленый).
7. нужно ли, помимо модулей, как-то дорабатывать подвижной состав для правильной индикации занятости блок-участков.

Есть планы, если получится сделать этот овал, его расширить, перенеся все прямые модули на одну сторону, а на другой сделав станцию из более крупных модулей. То есть будут стрелки (включая диспетчерские съезды), потом появится больше светофоров (я пока не до конца разобрался, как их расставлять, но это пока дело будущего).

В связи с этим:
1. нужно ли закладывать по электрике сейчас на будущие стрелки для правильно построения маршрутов или правильного скоростного режима поезда + маневровая работа по станции.
2. как заложить в перспективу, когда будет станция, режим движения по неправильному пути (у меня дача недалеко БМО в районе Бекасово, часто это наблюдаю и хочется в такое тоже поиграть в перспективе); нужно ли это делать сейчас на модулях "овала первой очереди" - добавить какое-то устройство, например, или датчики дополнительные).

И в конце: можно ли сделать так, чтобы это всё работало независимо от того, что ты подключаешь как питание: и от аналогового БП (у меня по одному пульту Томикс на каждый путь задумано) и от DCC станции (хватит ли для этого белой Z21 и Рокомыши с мобильным приложением) - и возможно ли это совместить. Или что из этого будет работать в аналоге, а что только в цифре (из критичного - будут ли локомотивы правильно двигаться по сигналам от аналогового БП + сохранение возможности управления стрелками, если не подключать DCC). И будет ли всё это на покатушках совместимо с остальными модулями (и как)?

И можно без хлеба.)

У меня есть эскизы-схемы (прилагаю ниже) первичного овала (сверху) + прикидки по станции (снизу). Схема станции пока не закончена, но основная схема будет такой - 3 пути + 2 подъездных (думаю, что стрелок больше не будет, разве что на подъездных путях пару ответвлений появится). Цветами обозначены группы модулей, которые из-за особенностей оформления могут стыковаться только группой по цвету в заданном порядке (рельеф, дороги). Иконками светофоров обозначены границы блок-участков, где будет размещаться пара светофоров (в обе стороны на одной линии), схему размещения светофоров и сигналов переезда я вынес отдельно, так как там есть небольшие отличия.



Буду благодарен за любую помощь! Напоминаю - я экономист, делающий первые робкие шаги в электрике в принципе, но желание разобраться есть.

С уважением,
Илья.

Оффлайн ШагратN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 590
  • Репутация: +45/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Игорь
Илья, привет

На сколько я понимаю, блок участки в цифре и аналоге могут быть реализованы по разному. На Аналоге это изолированный участок пути, питание к которому подводится по команде.
Из этого можно сделать следующие выводы:
1) На концах блок-участка ставить изолирующие соединения
2) Запитывать рельсы на блок-участке от шины через тумблер, а не напрямую
3) Длина блок участка должна быть больше, чем длина питания мотора самого большого поезда. Обычно это длина локомотива, но вдруг есть электричка у которой токосъем со всех колес.

И отсюда следующие выводы:
1) светофор в центре модуля (особенно двойного) позволяет реализовать блок участок в обе стороны для локомотивов не длиннее половины модуля
2) если ставить по краям модуля - то на выходе из модуля, тогда модуль = блок-участок. То есть один с одного края, другой с другого.

Можно поставить датчики для определения занятости участка - токовые или геконы + магниты на ПС, но как передать сигнал от одного модуля на другой, если их порядок может меняться? Насколько я понимаю, шины датчиков в стандарте нет
Как вариант - добавлять еще один разъем - интерфейсный для твоей логики, но тогда положение модулей станет более фиксированным.

Освещение строений и прочего - два варианта
1) Можно запитать их с шины, тогда освещение будет включаться везде одновременно
2) С шины через выключатели - тогда можно включать по отдельности.  Как вариант - использовать микровыключатели для определения того, что включается и общий выключатель чтобы включить



3Д печать - Ultra/М3/M5S/Mono 4. Авторам моделей - бесплатно. Telegram - @shagratn

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2203
  • Репутация: +115/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
MidnightEater, Илья!

Ты пишешь о переходе из стадии "набор модулей" в стадию "модульный макет".

По светофорам и блок-участкам, есть разные способы как решать поставленную задачу.
Каждый из нас, конечно знаком с принципом Треугольника Хопкинса. Тут похожая ситуация.

Сначала напишу в общем:
1. Макет по твоему "ТЗ" требует обратной связи от датчиков занятости.
2. Наша 10-ти пиновая шина является именно шиной и не предусматривает обратной связи.
3. DCC у нас может быть как на аксессуарной шине так и на I,II путях, однако DCC также не предусматривает обратной связи.

Что касается обратной связи, можно пойти 2 путями (трах или дигитрах):
1. На покатушках просто зажигать светофоры как ёлку, от батарейки, а дома, когда весь модуль в сборе, использовать дополнительные провода, подключать их к соответствующим датчикам занятости и светофорам, джигурду, короче бородатую делать.
2. Организовать сеть LocoNet. Мне показалось понятным как описано тут: https://www.magmin.ru/blogs/blog/opisanie-interfeysa-obmena-dannymi-digitrax-loconet

Эта сеть соединит между собой модули кабелями с разъёмами RJ-11 - это как трубка в офисном телефоне подключается.
Под модулем прямо на соответствующих блоках digitrax будут гнёзда - всё это очень быстро собирается/разбирается. Патч-кордов таких полно.

Но вот как это всё программировать дальше, я пока не могу сказать.

И далее по пунктам.


... и добавил:
1. как правильно строить схему от шины T-Trak Rus,
Шина требует только правильно определиться с "+-+-"/"+--+" a.k.a. мнемоники по цветам кабеля "blue-white-white-blue"/"bwwb"/"blue-white-blue-white"/"bwbw". Там явно прописано разночтение в стандарте (внешний рельс-внутренний рельс - кто-то читает и думает относительно овала, а кто-то относительно одного модуля). Америкосы до сих пор копья ломают. Я пока не разобрался. Пока я вижу, что наиболее родной и правильной схемой является "+-+-" т.к. она ниболее совместима с цифровой системой. То есть просто подключить DCC вместо DC и поставить новые цифровые локомотивы на пути. Что касается стрелок и всякого рода изоляции, то я пока также не разбирался.

... и добавил:
2. какие функциональные устройства нужны,
Тут, как я написал ранее - устройства для сети LocoNet. Там и адресация есть и взаимообмен данными.

... и добавил:
3. как правильно разбить блок-участки,
То, что я знаю точно на данный момент, это то, что разбивается один рельс, а второй всегда остаётся монолитом.
Суть формирования блок участка в том, что ток от шины соответствующего пути идёт не напрямую, а через детектор занятости.
Вот для формирования той самой бороды-джигурды такой датчик, например.
http://www.modelldepo.ru/dcc/index.php?current_folder=67

В случае применения модулей, в ряде случаев, может быть даже удобнее формировать блок-участки, а именно, если модуль изолировать через изолирующий unijoiner то он не войдёт в блок-участок, а если не изолировать и снизу отключить его от шины (отвинтить от клеммы) то модуль войдёт в блок-участок.

... и добавил:
4. как правильно и к чему подключать светофоры ЖД и переезда (у меня есть блок управления переездом от Antobel, купил когда-то на перспективу, но его жалко, так как он умеет и сервоприводами шлагбаумов управлять - потом пригодится ещё - может, зря я его жалею),
Жалеть не надо, гарантия истекает, а он так и не работал).
Найди пожалуйста доки от него и будем их раскуривать (курить мануал, то есть).

... и добавил:
6. как сделать так, чтобы локомотивы имитировали правильный скоростной режим по сигналам светофоров (снижение скорости при жёлтом + разгон при зеленом, остановка на красном + неполный разгон на жёлтый и полный разгон на зеленый).
Тут есть момент который очень чётко нужно понимать.
Вот мы говорим DC/Аналог или DCC/цифра. Это нам язык позволяет, а суть теряется в нашем языке.

Принципиально, когда мы говорим:
DC - следует понимать, что это управление напряжением на рельсах (участках модуля/макета);
DCC - следует понимать, что это адресное управление конкретным локомотивом или аксессуаром (адресуемое по его уникальному прошитому адресу в рамках данного макета).

Я видел как-то ролик, не нашёл, как какая-то Томиксовая коробочка на аналоге гоняла три лока по блок-участкам с замедлением - можно заморочиться - опять-же джигурда и логика на простом контроллере. Но! Это всё с кучей ограничений и без масштабирования.

Также я видел Прохазковские суперские схемы - это классно всё, но этим жить надо. А схем я таких в детстве наелся, из журналов, дай Бог если одна из 10-ти заработает - никто их в редакции не проверял, ну разве только короме коммьюнити журнала "Радио".

Поэтому LocoNet + JMRI, как я понял, самый правильный вариант. Система, опираясь на датчики занятости, руководствуясь заложенным сценарием, будет адресно через DCC замедлять и разгонять поезда.

... и добавил:
7. нужно ли, помимо модулей, как-то дорабатывать подвижной состав для правильной индикации занятости блок-участков.
По ощущениям, сейчас более распространены системы контроля занятости на базе контроля потребления тока на блок-участке.
Локомотив ток потребит, вагон со светом потребит, а просто вагон не потребит. Чтобы был "ток тока" нужны колпары с резистором 10 кОм. Паять даже не думай. Есть готовые (и да, только в последний вагон не пойдёт, нужно почти во все, если блок-участок короткий).

Также есть система конроля занятости на датчиках Холла (про герконы уже не говорю - имхо не актуально).

Ни разу не видел, однако считаю наиболее перспективной в будущем систему контроля занятости на базе видеокамеры + СПО.
Даже без AI, встроенное по в камерах за $10 уже 15 лет как прекрасно отличает факт наличия человека в какой-то зоне, например.
Просто у нас никто этим пока не занимается. Начнут заниматься, дроны помогут, причём, как всегда, вражеские.

... и добавил:
На сколько я понимаю, блок участки в цифре и аналоге могут быть реализованы по разному. На Аналоге это изолированный участок пути, питание к которому подводится по команде.
Тут некая путаница получается. Блок-участок - это 1-изолированный от соседних рельс + 2-подключённый к питанию через измеритель тока.
ПМСМ, просто изолированный участок на отдельном тумблере - это не блок-участок т.к. не управляет светофором. Хотя можно просто тупо светофор подключить он будет зависеть не от занятости, а от тумблера.

Поэтому, чтобы не путаться, нужно отделять Цифру и Аналог. Суть датчика тока, что в цифре, что в аналоге одна и та же, а вот вся обвязка отлична (см. выше, хотя я и сам не рискну).

... и добавил:
Из этого можно сделать следующие выводы:
1) На концах блок-участка ставить изолирующие соединения
Да, на один рельс.

... и добавил:
2) Запитывать рельсы на блок-участке от шины через тумблер, а не напрямую
Ну или с клеммы скидывать, тумблеров не напасёшься в каждый модуль 2 штуки, разорение.

... и добавил:
3) Длина блок участка должна быть больше, чем длина питания мотора самого большого поезда. Обычно это длина локомотива, но вдруг есть электричка у которой токосъем со всех колес.
Да. Или иными словами. Зная длину блок-участка, знай возможный результат.

... и добавил:
И отсюда следующие выводы:
1) светофор в центре модуля (особенно двойного) позволяет реализовать блок участок в обе стороны для локомотивов не длиннее половины модуля
Если рядом модули с тумблерами, то можно продлять блок-участки на этот модуль и даже не на один.

... и добавил:
Освещение строений и прочего - два варианта
1) Можно запитать их с шины, тогда освещение будет включаться везде одновременно
2) С шины через выключатели - тогда можно включать по отдельности.  Как вариант - использовать микровыключатели для определения того, что включается и общий выключатель чтобы включить
Да, про это забыл упомянуть.
Для питания линии +/-12 Вольт можно отдельный блок питания подключить или ответвить от имеющегося БП контроллера. На аналоговых пультах KATO и TOMIX такие ответвления сбоку сделаны для питания стрелок.
Всё освещение от этой шины засветится. Но нужно поставить резисторы к КАЖДОМУ светодиоду чтобы ограничить ток на них, иначе сгорят.
И второй вариант, если где-то хочется динамического освещения то аксессуарная шина для этого и нужны аксессуарные контроллеры DCC.
« Последнее редактирование: 07 Ноября 2024, 15:08:38 от Кёф »

Оффлайн MidnightEater

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 257
  • Репутация: +19/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Илья
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо большое всем, кто откликнулся и какие-то моменты пояснил. Урывками и со скрипом разбираюсь в теме.

Что пока для себя уяснил:

1. Шину буду переделывать. В большинстве материалов говорится о требуемом сечении проводов шины 1,0 или 0,75 мм2 + подводы к рельсам 0,5 мм2. У меня сейчас шина 0,5 мм2 и подводы от Като стандартные 0,2 мм2. Мало. Буду делать заново шину + выводу к питанию 1,0 мм2; подводы к рельсам 0,5 мм2. У меня синдром отличника, а сессия не горит по срокам. Можно долго переделывать на 5+ по мере увеличения знания.)))

2. По блок-участкам: границы будут где-то посередине модулей, разрывать (изолировать) решил один рельс (вроде, этого хватит для работы и в цифре и в аналоге с движением и по правильному и по неправильному пути - конфликтов полярности, вроде, быть не должно). Разрывы будут по оси светофоров.

3. По устройствам питания и мощности. Как я понял, для того, чтобы по овалу можно было без риска пускать много 2-3 секционных локомотивов нужно Z21 и бустер Рокомыши (у меня это есть, оба 36 VA), чтобы было с хорошим запасом. Изучаю, как их совместить самым простым и интуитивно понятным экономисту образом. Пока не понимаю, нужно ли между их "участками" разрывать оба рельса. На схеме в этой теме оба разорваны, вроде. https://forum.nscaleclub.ru/index.php?topic=7466.0&ysclid=m32vyfu4vv793083939

4. Шина T-trak RUS, вроде, позволяет подключать и шину XpressNet на пятой (резервной) паре проводов. Как - пока не понимаю.

5. Устройства буду использовать, видимо, Modelldepo (они, как я понял, совместимы с Z21 И Рокомышью), поэтому и вопросами их заваливать перед покупкой и после.)

Остальное пока под вопросом - до конца не понимаю. В том числе совместится ли такая цифра с аналоговыми локомотивами если просто вместо Z21 воткнуть обычный аналоговый БП (видимо, будет просто питание на рельсах, остальное работать не будет); как будет работать цифра при произвольном размещении модулей в разных конфигурациях, а также при добавлении новых.

С уважением,
Илья.

Онлайн Кёф

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2203
  • Репутация: +115/-1
    • Блог Александра a.k.a. Кёф
  • Откуда: Балашиха
  • Имя: Александр/Кёф
1. Шину буду переделывать. В большинстве материалов говорится о требуемом сечении проводов шины 1,0 или 0,75 мм2 + подводы к рельсам 0,5 мм2. У меня сейчас шина 0,5 мм2 и подводы от Като стандартные 0,2 мм2. Мало. Буду делать заново шину + выводу к питанию 1,0 мм2; подводы к рельсам 0,5 мм2. У меня синдром отличника, а сессия не горит по срокам. Можно долго переделывать на 5+ по мере увеличения знания.)))

MOLEX штырьки серии 5557-5559 выдерживают 9 Ампер, при этом:
Кстати вот хороший источник про наши MOLEX https://www.dart.ru/cataloguenew/connectors/wire-to-wire-to-board/html/mini-fit.shtml

16 AWG - это великолепный провод из США:

AWG: 16
Диаметр: 1,29 мм
Площадь сечения: 1,31 мм²
Внешний диаметр: 3 мм


Ты помнишь, что не получается в MOLEX обжать провод если у него большой диаметр.
Так вот такой провод на который рассчитаны эти пины лично я не знаю где достать.
Кроме того, мы видели с тобой, что пины очень разного качества бывают.

... и добавил:
2. По блок-участкам: границы будут где-то посередине модулей, разрывать (изолировать) решил один рельс (вроде, этого хватит для работы и в цифре и в аналоге с движением и по правильному и по неправильному пути - конфликтов полярности, вроде, быть не должно). Разрывы будут по оси светофоров.

Илья, можно сделать, имхо, таким образом - вынуть из юниджойнеров металлические контакты и так поставить, обеспечив разрыв хоть на оба рельса, а контактные провода подключать двумя парами - к одному рельсу и ко второму. У тебя роскошные клеммы - можно на них внешний рельс соединить через эти провода. Вот так:

 


... и добавил:
3. По устройствам питания и мощности. Как я понял, для того, чтобы по овалу можно было без риска пускать много 2-3 секционных локомотивов нужно Z21 и бустер Рокомыши (у меня это есть, оба 36 VA), чтобы было с хорошим запасом. Изучаю, как их совместить самым простым и интуитивно понятным экономисту образом. Пока не понимаю, нужно ли между их "участками" разрывать оба рельса. На схеме в этой теме оба разорваны, вроде.

Я пока не понял про разрыв между станцией и бустером. Бустер повторяет команды станции но его суть в том чтобы отдельную энергетику подвести к куску макета/участку. Так или иначе, локомотив, пересекая этот разрыв замыкает между собой эти участи и страшного тут ничего нет. Так, что мне кажется, что достаточно одного разрыва.

Что касается 36VA - то это Вольт-Ампер, можно условно считать, что это Ватты но проще считать, что это 12 Вольт * 3 Ампера. Так как там всегда 12 Вольт то 3 Ампера - это 6 локомотивов на одном участке. Понятно, что они могут тянуть американские длинные составы и потреблять больше, но 3 Ампера, это хороший ток и мне кажется ни тебе дома ни нам на покатушках его не преодолеть в ближайшие годы.

... и добавил:
4. Шина T-trak RUS, вроде, позволяет подключать и шину XpressNet на пятой (резервной) паре проводов. Как - пока не понимаю.

XpressNet  это 4 проводника (2 пары). Для двунаправленной связи редко бывает меньше.
https://wiki.rocrail.net/lib/exe/fetch.php?media=xpressnet:xpressnet-v2.pdf

Пятой пары будет мало, тут логичнее использовать 5-ю пару + аксессуарную шину, например, а все аксессуары питать от путей.
Но это всё уже отход от ортодоксальности, не знаю, Илья. Не знаю...

... и добавил:
5. Устройства буду использовать, видимо, Modelldepo (они, как я понял, совместимы с Z21 И Рокомышью), поэтому и вопросами их заваливать перед покупкой и после.)
Да, я так тоже смотрю, что там более-менее внятно написано, по крайней мере, однако ценник конский. Деталей на 500 р., открытые схемы, а прибор на 10 тыс. Ну перебор, к.м.к.

... и добавил:
Остальное пока под вопросом - до конца не понимаю. В том числе совместится ли такая цифра с аналоговыми локомотивами если просто вместо Z21 воткнуть обычный аналоговый БП (видимо, будет просто питание на рельсах, остальное работать не будет); как будет работать цифра при произвольном размещении модулей в разных конфигурациях, а также при добавлении новых.

Вообще, некоторые DCC контроллеры в локах "слышат", что DC на рельсах и начинают работать как обычные аналоговые локи, пример такой я видел на покатушках, Костя приносил Фаберже и там такое было. В некоторых требуется заменить контроллер на специальную "заглушку", но это если контроллер на разъёме. Всё это зависит, как я понял, от производителя контроллера.

По поводу совместимости, я считаю, что если придерживаться ортодоксальной схемы внутри модулей, то всё будет прекрасно работать. Главное не использовать bwwb или иметь возможность быстро перекинуть bwwb на bwbw (но вот это не точно, пока у меня нет понимания).
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2024, 18:23:08 от Кёф »