MidnightEater, Илья!
Ты пишешь о переходе из стадии "набор модулей" в стадию "модульный макет".
По светофорам и блок-участкам, есть разные способы как решать поставленную задачу.
Каждый из нас, конечно знаком с принципом Треугольника Хопкинса. Тут похожая ситуация.
Сначала напишу в общем:
1. Макет по твоему "ТЗ" требует обратной связи от датчиков занятости.
2. Наша 10-ти пиновая шина является именно шиной и не предусматривает обратной связи.
3. DCC у нас может быть как на аксессуарной шине так и на I,II путях, однако DCC также не предусматривает обратной связи.
Что касается обратной связи, можно пойти 2 путями (трах или дигитрах):
1. На покатушках просто зажигать светофоры как ёлку, от батарейки, а дома, когда весь модуль в сборе, использовать дополнительные провода, подключать их к соответствующим датчикам занятости и светофорам, джигурду, короче бородатую делать.
2. Организовать сеть LocoNet. Мне показалось понятным как описано тут:
https://www.magmin.ru/blogs/blog/opisanie-interfeysa-obmena-dannymi-digitrax-loconetЭта сеть соединит между собой модули кабелями с разъёмами RJ-11 - это как трубка в офисном телефоне подключается.
Под модулем прямо на соответствующих блоках digitrax будут гнёзда - всё это очень быстро собирается/разбирается. Патч-кордов таких полно.
Но вот как это всё программировать дальше, я пока не могу сказать.
И далее по пунктам.
... и добавил:
1. как правильно строить схему от шины T-Trak Rus,
Шина требует только правильно определиться с "+-+-"/"+--+" a.k.a. мнемоники по цветам кабеля "blue-white-white-blue"/"bwwb"/"blue-white-blue-white"/"bwbw". Там явно прописано разночтение в стандарте (внешний рельс-внутренний рельс - кто-то читает и думает относительно овала, а кто-то относительно одного модуля). Америкосы до сих пор копья ломают. Я пока не разобрался. Пока я вижу, что наиболее родной и правильной схемой является "+-+-" т.к. она ниболее совместима с цифровой системой. То есть просто подключить DCC вместо DC и поставить новые цифровые локомотивы на пути. Что касается стрелок и всякого рода изоляции, то я пока также не разбирался.
... и добавил:
2. какие функциональные устройства нужны,
Тут, как я написал ранее - устройства для сети LocoNet. Там и адресация есть и взаимообмен данными.
... и добавил:
3. как правильно разбить блок-участки,
То, что я знаю точно на данный момент, это то, что разбивается один рельс, а второй всегда остаётся монолитом.
Суть формирования блок участка в том, что ток от шины соответствующего пути идёт не напрямую, а через детектор занятости.
Вот для формирования той самой бороды-джигурды такой датчик, например.
http://www.modelldepo.ru/dcc/index.php?current_folder=67В случае применения модулей, в ряде случаев, может быть даже удобнее формировать блок-участки, а именно, если модуль изолировать через изолирующий unijoiner то он не войдёт в блок-участок, а если не изолировать и снизу отключить его от шины (отвинтить от клеммы) то модуль войдёт в блок-участок.
... и добавил:
4. как правильно и к чему подключать светофоры ЖД и переезда (у меня есть блок управления переездом от Antobel, купил когда-то на перспективу, но его жалко, так как он умеет и сервоприводами шлагбаумов управлять - потом пригодится ещё - может, зря я его жалею),
Жалеть не надо, гарантия истекает, а он так и не работал).
Найди пожалуйста доки от него и будем их раскуривать (курить мануал, то есть).
... и добавил:
6. как сделать так, чтобы локомотивы имитировали правильный скоростной режим по сигналам светофоров (снижение скорости при жёлтом + разгон при зеленом, остановка на красном + неполный разгон на жёлтый и полный разгон на зеленый).
Тут есть момент который очень чётко нужно понимать.
Вот мы говорим DC/Аналог или DCC/цифра. Это нам язык позволяет, а суть теряется в нашем языке.
Принципиально, когда мы говорим:
DC - следует понимать, что это управление напряжением на рельсах (участках модуля/макета);
DCC - следует понимать, что это адресное управление конкретным локомотивом или аксессуаром (адресуемое по его уникальному прошитому адресу в рамках данного макета).
Я видел как-то ролик, не нашёл, как какая-то Томиксовая коробочка на аналоге гоняла три лока по блок-участкам с замедлением - можно заморочиться - опять-же джигурда и логика на простом контроллере. Но! Это всё с кучей ограничений и без масштабирования.
Также я видел Прохазковские суперские схемы - это классно всё, но этим жить надо. А схем я таких в детстве наелся, из журналов, дай Бог если одна из 10-ти заработает - никто их в редакции не проверял, ну разве только короме коммьюнити журнала "Радио".
Поэтому LocoNet + JMRI, как я понял, самый правильный вариант. Система, опираясь на датчики занятости, руководствуясь заложенным сценарием, будет адресно через DCC замедлять и разгонять поезда.
... и добавил:
7. нужно ли, помимо модулей, как-то дорабатывать подвижной состав для правильной индикации занятости блок-участков.
По ощущениям, сейчас более распространены системы контроля занятости на базе контроля потребления тока на блок-участке.
Локомотив ток потребит, вагон со светом потребит, а просто вагон не потребит. Чтобы был "ток тока" нужны колпары с резистором 10 кОм. Паять даже не думай. Есть готовые (и да, только в последний вагон не пойдёт, нужно почти во все, если блок-участок короткий).
Также есть система конроля занятости на датчиках Холла (про герконы уже не говорю - имхо не актуально).
Ни разу не видел, однако считаю наиболее перспективной в будущем систему контроля занятости на базе видеокамеры + СПО.
Даже без AI, встроенное по в камерах за $10 уже 15 лет как прекрасно отличает факт наличия человека в какой-то зоне, например.
Просто у нас никто этим пока не занимается. Начнут заниматься, дроны помогут, причём, как всегда, вражеские.
... и добавил:
На сколько я понимаю, блок участки в цифре и аналоге могут быть реализованы по разному. На Аналоге это изолированный участок пути, питание к которому подводится по команде.
Тут некая путаница получается. Блок-участок - это 1-изолированный от соседних рельс + 2-подключённый к питанию через измеритель тока.
ПМСМ, просто изолированный участок на отдельном тумблере - это не блок-участок т.к. не управляет светофором. Хотя можно просто тупо светофор подключить он будет зависеть не от занятости, а от тумблера.
Поэтому, чтобы не путаться, нужно отделять Цифру и Аналог. Суть датчика тока, что в цифре, что в аналоге одна и та же, а вот вся обвязка отлична (см. выше, хотя я и сам не рискну).
... и добавил:
Из этого можно сделать следующие выводы:
1) На концах блок-участка ставить изолирующие соединения
Да, на один рельс.
... и добавил:
2) Запитывать рельсы на блок-участке от шины через тумблер, а не напрямую
Ну или с клеммы скидывать, тумблеров не напасёшься в каждый модуль 2 штуки, разорение.
... и добавил:
3) Длина блок участка должна быть больше, чем длина питания мотора самого большого поезда. Обычно это длина локомотива, но вдруг есть электричка у которой токосъем со всех колес.
Да. Или иными словами. Зная длину блок-участка, знай возможный результат.
... и добавил:
И отсюда следующие выводы:
1) светофор в центре модуля (особенно двойного) позволяет реализовать блок участок в обе стороны для локомотивов не длиннее половины модуля
Если рядом модули с тумблерами, то можно продлять блок-участки на этот модуль и даже не на один.
... и добавил:
Освещение строений и прочего - два варианта
1) Можно запитать их с шины, тогда освещение будет включаться везде одновременно
2) С шины через выключатели - тогда можно включать по отдельности. Как вариант - использовать микровыключатели для определения того, что включается и общий выключатель чтобы включить
Да, про это забыл упомянуть.
Для питания линии +/-12 Вольт можно отдельный блок питания подключить или ответвить от имеющегося БП контроллера. На аналоговых пультах KATO и TOMIX такие ответвления сбоку сделаны для питания стрелок.
Всё освещение от этой шины засветится. Но нужно поставить резисторы к КАЖДОМУ светодиоду чтобы ограничить ток на них, иначе сгорят.
И второй вариант, если где-то хочется динамического освещения то аксессуарная шина для этого и нужны аксессуарные контроллеры DCC.