Здравствуйте уважаемые коллеги и почитатели миниатюрной железной дороги.
Очевидно, большинство любителей желающих построить макет железной дороги, изначально не закладывают основного функционала, который впоследствии будет реализован в исполнении их работы.
— Каким будет мой макет, красивым или многофункциональным?
— А может быть и то и другое?
— Макет с незаурядной схемой для покатушек?
— Или со схемой, которая сможет позволить в будущем с легкостью обустроить имитацию устройств и алгоритмов настоящей железной дороги?
Ответ у каждого свой. А зачастую его просто нет, потому что не возникает данных вопросов. Ведь создание макета это отчасти творчество. А творчество, вроде бы не должно иметь границ. Другими словами: Я делаю так, как чувствует моя душа. И это прекрасно, но, с небольшой оговоркой. В железнодорожном макетостроении данная гипотеза работает не совсем корректно. В этом тонком нюансе и заключается основная ошибка начинающих конструкторов железнодорожных макетов. Как и в любом инженерном искусстве, исключительно творческий подход к делу, не оставляет шансов быть удовлетворенным качеством выполненной технической составляющей работы. Также важным условием является изначальное представление конечной цели. А выверенный точный расчёт конструктивных элементов будущего механизма, даст возможность не допустить ошибок на этапе строительства. Не все обладают знаниями технических условий, которые необходимо закладывать, особенно в такой сложной конструкции как железнодорожный макет. Предусмотреть весь комплекс предстоящей работы по макету достаточно сложно, но выполнимо. Это нужно, чтобы не допустить в итоге большого количества неучтенных пожеланий, и спрогнозировать будущий потенциал вашего макета.
В большинстве случаев за основную идею постройки макета берётся путевая схема. На форумах, как правило, много обсуждений касаемо путевых схем. Радиусы, стрелки, путевое развитие. А для чего всё это? Первостепенное это то, каким мы хотим увидеть движение поездов при эксплуатации будущего макета. Что именно нас вдохновляет в этом зрелище. Может быть, кому то нравятся длинные перегоны, кому то движение поездов по мостам, путепроводам или через переезды. Кому то созерцать, как поезд усиленной тягой взбирается в горный перевал, а кто-то желает поуправлять маневровым движением на станции. Для возможности максимального удовольствия от проделанной работы и удовлетворённости окончательным результатом, нужно иметь четкое представление, каким образом можно будет осуществить пожелания по визуализации задумки.
А что если постараться учесть множество условий в одном проекте. Заложить побольше потенциально интересных игровых элементов. Конечно, это возможно в рамках одного проекта, но для этого должна быть как минимум, правильная путевая схема.
Изучая путевые схемы в изданиях от мировых производителей железнодорожных моделей, в частности Piko, Ресо, Noch, а также небезызвестной книги 100 планов, сложно разглядеть хотя бы одну правильную схему. Их там нет. Например, отсутствует логика построения станций, не соблюдается допустимый угол подъемов пути при пересечении уровней и так далее, много чего ещё. Вообще не соблюдается ни какие здравые логики проектирования железнодорожного полотна. Складывается впечатление, что в путевых схемах от производителей путевого материала, нет ничего кроме маркетинга. По всей видимости, производители стараются вписать в свои брошюры с путевыми схемами, как можно больше производимого ими же путевого материала. Возникает вопрос, ну неужели в штате их компаний, нет ни одного специалиста-практика по разработке путевых схем железнодорожных макетов. Ведь комбинирование в единую схему отдельных путевых элементов, это совсем не то, словно в конструктор играешь, или из кубиков пирамидку собрать, это всё таки железная дорога. Физику ещё никто не отменял. Как правило, несоблюдение профессиональных инженерных условий при проектировании, может обернуться регулярными сходами подвижного состава с рельсов и утрате впечатлений.
Если считать, что модельная железная дорога — игрушка, это совсем не так. Железная дорога в масштабе, принимает на себя абсолютно все те же самые физико-динамические условия, как и настоящая. Несмотря даже на то условие, что масса тел не масштабируется. Конечно, есть допуски в пользу игрушечности, но они чётко регламентированы и не безграничны. Обеспечение безопасного и безаварийного движения, при конструировании макета является первостепенной задачей.
Понятно, вписать в небольшую площадь островного макета правильную путевую схему очень сложная задача. Это больше по силам инженерам проектировщикам, нежели простым любителям, которые находят в себе силы и амбиции самостоятельно заняться таким нелёгким делом, как конструирование железнодорожного макета. В большинстве случаев первого опыта, начинающие моделисты не имея понятия об эксплуатации железнодорожных составов на макете, и со временем проделав уже весомую часть работы, разочаровываются, в том, что не учли (просто по незнанию) некоторые нюансы, в силу которых эксплуатация поездов оказалась не столь впечатлительной, как того ожидалось, и интерес утрачивается.
На протяжении предыдущих 10 лет и по сей день, я активно занимаюсь проектированием схем для железнодорожных макетов. Из них 2 прошедших года, работаю в составе макетной студии PAROVOZZO. На практике подробно изучаю физико-динамические свойства масштабных моделей железной дороги, а накопленный эмпирический опыт воплощается в жизнь, через работы, выполненные в макетной студии. За долгие годы кропотливого труда, удалось достичь качественных результатов в этом направлении. Также наработано большое количество теоретического материала, касаемо схем для макетов железных дорог, некоторыми из которых хочу поделиться с любителями моделей железной дороги. В частности пользователям интернет-портала N-SCALE CLUB
Основным направлением к изучению, был выбран масштаб N (1:160), и не случайно. Ни для кого не секрет, что чем мельче масштаб, тем он более требователен к точности соблюдения технических условий при проектировании, а в последствии, и к качеству подготовки основания для укладки рельсового полотна. Всё это необходимо для того, что бы во время конструирования приложив немало усилий, получить исключительно РАБОЧИЙ механизм - макет железной дороги. Вот и получается, что освоив более миниатюрный масштаб, работать с крупными (НО и ТТ) намного проще.
Обоснованием доводов в выборе направления по масштабированию процессов, а именно N scale, можно привести следующие:
— Качество и свойства моделей локомотивов и вагонов в масштабе N, на сегодняшний день на очень высоком уровне.
— Это позволяет создавать сценарии для моделирования макетов, с характеристиками приближёнными к реальным железнодорожным условиям.
— Динамические свойства наиболее масштабных поездов легче передать и воплотить, в меньшем используемом пространстве.
— Наиболее миниатюрный масштаб позволяет со стороны лучше визуализировать рабочие процессы, происходящие в рамках игрового поля. При меньших – равных условиях, по сравнению с наиболее крупными масштабами (площадь, объем, масса).
— При моделировании макетов N масштаба, для создания условий автоматизированного движения, можно использовать электронные комплектующие в точности такие же, как и для других масштабов.
После проведения большого количества экспериментов, появилась возможность охарактеризовать определённые выводы:
— Что и как безаварийно и не подвергая высоким нагрузкам, можно эксплуатировать на макете;
— Какие базовые нормативы желательно и необходимо использовать, а от чего лучше отказаться;
— Железнодорожные задачи, которые могут быть решены по средствам моделей в масштабе N;
— Сформулированы цели необходимые для достижения удовлетворённости игровым процессом;
— Определены допустимые параметры в рамках которых, небольшой по габаритам макет может уверено справляться с широким функционалом настоящей железной дороги.
Основным приоритетным направлением для проектирования макетов, студией PAROVOZZO было выбрано то, при котором на малогабаритной площади имеется возможность получить многофункциональный макет с расширенным функционалом по управлению движением поездов.
Задаваясь вопросами углублённого изучения динамических процессов модельной железной дороги, особое внимание стоит обратить именно на движение миниатюрных поездов. Как сделать так, что бы модели поездов двигались по рельсам гладко, создавая иллюзию прохождения настоящего поезда. Выясняется, что для этого в конструкцию макета необходимо закладывать определённые нормативы и условия.
По сложности проекты можно разделить на четыре группы обозначений:
Несложные проекты с индексом: —
«U» (Uncomplicated — Незамысловатый)Средней сложности с индексом: —
«I» (Intermediate — Промежуточный) Сложные проекты с индексом: —
«D» (Difficult — Трудный)Очень сложные с индексом: —
«P» (Professional — Профессиональный)В определение профессиональный многофункциональный макет железной дороги, в самой сложной
«P» - классификации закладываются следующие условия:
1.) Макет должен — иметь компоновку из нескольких уровней;
2.) Схема макета — состоять из нескольких станций, включая продолжительные перегоны между ними;
3.) План пути — на котором реализовано движение трёх и более поездов в попутном или встречном направлении;
4.) План пути — иметь теневой вокзал, с отстоем поездов, и отправлению их во встречном направлении от прибытия по разворотной петле (по возможности позволяющей площади);
5.) Путевое развитие станций — должно соответствовать логике проектирования настоящих железнодорожных станций;
6.) Главная станция макета должна иметь:
— пассажирские пути;
— грузовой парк;
— маневровую вытяжку;
— тракционные (деповские) пути;
— промышленные пути (по возможности позволяющей площади);
— подъездные пути;
7.) Пути главной станции (полезная длинна) — должны быть прямыми, для возможности маневровых работ и беспрепятственному сцеплению п.с.
8.) Устройство путей станции должно иметь — главный путь (без отклонений), через всю станцию (по возможности позволяющей площади);
9.) В устройстве маневровой вытяжки иметь — полезную длину, равную наибольшей полезной длины приёмо-отправочных путей в условиях данной станции (по возможности позволяющей площади);
10.) В устройстве путей — иметь оборотный тупик, для возможностей маневрового локомотива при работе с сортировкой вагонов;
11.) Заложить в устройство путей станции с каждого направления иметь — доступ для замены локомотивов под составами, с минимизацией алгоритмов их маневрирования по станции, с уходом в депо или возврат из него под состав (по возможности позволяющей площади);
12.) При сопряжении обратных кривых — обязательное использование прямой вставки между ними;
13.) Для станций совместно с их инфраструктурой, разъездов (по острякам входных стрелок), а также мостов, эстакад и виадуков — в профиле пути иметь горизонтальную площадку;
14.) Расположение светофоров на макете — согласно «Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ» (возможно с условиями правил других стран);
15.) При уходе на уклон или спуск с него — в профиле пути обязательно использовать вертикальную сопрягающую кривую;
16.) Градиент уклонов (руководящий уклон) — не должен превышать значения - 40‰
17.) Минимально используемый радиус — 228 мм для (N масштаба) и 420 мм (для НО);
18.) При проектировании расположения городских сооружений на макете, в обязательном порядке для каждой станции (разъезда) — учесть наличие:
— вокзала;
— привокзальной инфраструктуры;
— городских или поселковых построек;
— проходящей через или до населённого пункта автодороги;
19.) При проектировании расположения служебных, технических или промышленных сооружений на макете — учесть наличие:
— туннельных зон с обустройством порталами входов;
— диспетчерского пункта;
— ж.д. переезда;
— складских помещений;
— завода или базы.
20.) При проектировании расположения ландшафта — учесть такие элементы как:
— расположение путей в насыпи или выемке;
— водоём (озеро или река) – не выше уровня нижнего видимого уровня пути;
— возвышенности или впадины (гора или овраг);
— при резких обрывах наличие подпорных стен;
21.) При проектировании расположения путевого хозяйства — предусмотреть удобство к доступу теневым туннельным зонам, а также электротехнического и электронного оборудованию управления макетом.
Разумеется, что заявленные условия уже больше подходят под определение «Железнодорожный тренажер». Однако задача при проектировании ещё более амбициозная, способная удовлетворить вкусы даже самого взыскательного знатока железной дороги. Под
«P» - классификацией подразумевается симбиоз классического макета с функционалом тренажёра.
(У промышленных обучающих ж.д. тренажеров основная задача отрабатывать навыки в командах поездных диспетчеров. Как правило, они колоссальных (не домашних) размеров, без ландшафтного дизайна. Рельсы расположены в одной плоскости, и основной акцент сделан на автоматику.)
Задачи функционала, которые закладываются при проектировании в конструкцию
«P» - классификации, всё же больше можно позиционировать как игровой макет. Так как проектная схема имеет ландшафтный и архитектурный дизайн, и это доминантная составляющая. А функционал по автоматизации можно сократить до начального уровня управления поездами и стрелками в ручном режиме. В дальнейшем нарастив его, по мере развития пожеланий по отдаче от изначально заложенного при проектировании потенциала для будущего макета. Вычитать из учтённого большего, всегда менее затратно, чем модифицировать не учтённое в меньшем.
Для наглядности, к всему выше сказанному, продолжим рассматривать уже на примерах какими могут быть схемы макетов, подходящие под определения разных классификаций.
Основываясь на данные полученные в ходе опроса респондентов среди почитателей железнодорожного моделизма, выявилась особенность, по которой в силу объективных причин бывают увлечённые энтузиасты модельного хобби, которые не хотели бы углублённо вдаваться в подробности систем эксплуатации железнодорожной техники. Для них наиболее важным является не технический, а эмоциональный аспект восприятия железной дороги. У студии PAROVOZZO, предусмотрена линейка проектов с несложной внутренней инфраструктурой путевого развития. Как правило, данные проекты имеют путевой функционал сведённый к минимуму. Это просто последовательное движение поездов по заданному маршруту. В некоторых случаях с использованием несложных станций или разъездов. При этом в проектную конструкцию в обязательном порядке также входит ландшафтный и архитектурный дизайн. Так как данный фактор является основным и приоритетом в выборе будущего макета для запуска по рельсам любимых экспонатов.
Такие проекты помечаются индексом -
«U»(Uncomplicated)Несложный макет
«U» - классификации рассмотрим на примере проектной схемы:
«152—U»
Домашний макет железной дороги, с базовыми игровыми функциями.Основные технические характеристики проекта
«152—U»:
Данный проект имеет конструкцию островного макета.
— Масштаб
N— Габариты (д.ш.в.) 152-х-100-х-30 сантиметров;
— Рельсовый материал фирмы – PECO;
— Профиль рельсового материала – Code 80;
— Минимальный радиус кривой – 228 мм;
— Максимальный градиент уклонов – 36‰ (3,6%);
— Количество стрелочных переводов – 7 шт;
— На макете используется замкнутая кольцевая схема;
Путевое развитие рассчитано на:
— 1 станцию (2 пути);
— 1 разъезд (2 пути);
— 1 остановочный пункт (1 путь);
— 1 пром-зону (погрузочная рампа);
— 1 подъездной путь;
Количество управляемых поездов – 2 (+/- 1).
— Общая длина путей – 12,5 метров;
— Дистанция прохождения полного круга – 11,35 метров;
— Максимальная полезная длина пути на станциях– 615 миллиметров (самый длинный состав).
Эскизы планировки:
вид-1вид-2вид-3вид-4вид-5вид-6Видео пример алгоритмов движения поездов:Подмакетник к данному проекту, может быть изготовлен по чертежам, с применением точного оборудования резки ЧПУ. Поставляться в виде каркасно-рёберного конструктора. В проекте предусматривается удобство и логичность монтажа для самостоятельной сборки. А также инструкция с полным перечнем необходимых элементов рельсового полотна, и точным определением их месторасположения на будущем макете. Использование инфраструктуры и ландшафтного дизайна, может быть как самостоятельным на усмотрение заказчика, так и с использованием элементов и нормативов из списка проектной визуализации.
Спасибо, за уделённое внимание.
С уважением, PAROVOZZO