Автор Тема: Проект 9мм макета на базе старого PIKO с "яйцами":)  (Прочитано 2732 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
Доброго всем времени суток!
Раз уж окрестили так мой будущий макет в соседней ветке, так и назову эту тему.:)))) По крайней мере, такое название выполнит две задачи: обозначит желаемую "крутизну" конечного результата и привлечет некоторое кол-во рецензентов с форума :D  Так как перед строительством хочется выслушать как можно больше критики, чтобы оптимизировать проект и устранить ошибки. Скажу сразу, что это будет долгострой и заниматься, скорее всего, этим делом буду на пенсии, т. к времени пока на это катастрофически не хватает, однако весь рельсовый материал собран уже давно, фирма-производитель/тематика/эпоха/ПС определен и имеется. Интересует мнение по схеме и есть вопросы по реализации каркаса.
Итак. Начиналось все более 40лет назад со стартового набора, потом обрастало дополнениями, и на конец 70х-начало 80х гг выглядело как на фото ниже:
 








Размещено здесь: http://www.train-photo.ru/member.php?action=showprofile&user_id=295&page=4

Фотографии еще пленочные, качество "никакое", но кое-что видно.:)  Вариант настольный 2х1,5м, схема классическая: два овала, соединенные "восьмеркой" (малый овал внутри большого). Движение поездов возможно по 3 маршрутам - малому овалу, большому овалу и по восьмерке (малый овал-большой овал- малый овал). Переключение маршрутов - на узловой станции.
В 90е г схема усложнялась, рисовалась на бумаге, приобретались доп узлы и детали, в результате на сегодняшний день с использованием компьютерных технологий имеем схему как на картинке ниже:



Размер 2,5х1,6м. Схема та же, но модернизированная: два уровня - нижний - это большой овал с имитацией встречного движения (двухпутка) и двумя петлями возврата (т.н. "яйца"), верхний - малый овал с узловой станцией и съездами на нижний уровень. Движение так же может осуществляться по 3 маршрутам, но ввиду бОльшей длины путей, чем раньше, составов может быть несколько. Длина станционных путей рассчитывалась из наиболее адекватно смотрящегося состава в Nке - это минимум три длинных пасс. вагона + локомотив. Максимальная длина: 4 вагона и локомотив. Иначе не хватит места с учетом горловин (даже при диагональном размещении, а криволинейных стрелок в старом Пико нет). Схема содержит путевое развитие для узловой станции, пасс. станции, грузовой станции, двух депо (электровозного и тепловозного), двух съездов (к сожалению меньше 6% не получается, но эту проблему я решил, модернизировав тягу) и вагонного парка-отстойника (на верхнем уровне). Имеется достаточное кол-во рельс с разрывами, что позволяет останавливать составы на путях всех станций для обгона и совершать маневры. БП пока один, но дополнить его вторым и использовать схема позволяет.
Позже я приведу нормальный скриншот самой схемы из СКАРМа (план) и 3Д вид без каркаса (т.е так как он будет выглядеть сверху).
Интересует мнение уважаемых форумчан по схеме (идеи, ошибки, "рацуха" всякая и т.д) и реализации (модульность, материалы каркаса, разборность и т.д).

Навскидку, сейчас уже почитав форум, я вижу, что имеет смысл дополнить проект "теневым вокзалом" на нижнем уровне (на 3-4 пути)  для размещения коллекции и попеременного вывода её на "обозрение". Там для этого место есть.  Возможно эту задачу решит перенос вагонного "отстойника" с верхнего уровня на невидимый нижний, дабы разгрузить верхний от "пресыщения" рельсами.

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Одег! Схема в приведённом Вами разрешении настолько трудночитаема, что понять маршруты движения практически невозможно.

Из того, что удалось разобрать, вижу, что у Вас обе станции расположены на одном (+1-м) уровне над подмакетником, а "яйца" и большой овал - на нулевом. Это является причиной запредельных уклонов на переходных участках. Эти уклоны, КМК, можно привести к приемлемым значениям (не переделывая кардинально всю схему путей), если поднять ВСЮ правую (по фото) часть схемы (станцию и разворотные петли) на величину, равную половине высоты станции над подмакетником (станцию на уровень +1,5, то, что под ней - на уровень +0,5). В результате все пути, идущие "поперёк" схемы приобретут уклон, но он будет в пределах допустимого, а уклон на переходных участках между уровнями уменьшится вдвое.

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
Сергей, принято! Понял! Снижаем уклон до 3%, но при этом приобретаем еще два таких же 3% подъема в "перпендикулярном" направлении. Для этого немного приподнимаем подиум с "яйцами". Вопрос только не будет ли высота от головки рельса до поднятого токоприемника электровоза этого подиума слишком маленькой. (Т.е не будет ли лок цеплять "рогами" за потолок...)  Но это можно проверить. ;)

Схема, да, будет нормальная, удобоваримая и читаемая, завтра.

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Для этого немного приподнимаем подиум с "яйцами". Вопрос только не будет ли высота от головки рельса до поднятого токоприемника электровоза этого подиума слишком маленькой.

Не только подиум с "яйцами", но также всё, что НАД ними, надо приподнять! Только в этом случае НЕ уменьшится вертикальный габарит над нижними путями.

...приобретаем еще два таких же 3% подъема в "перпендикулярном" направлении.

Не! Не в "перпендикулярном", во "встречном"...   :)


Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
Не! Не в "перпендикулярном", во "встречном"...   
Да, да, конечно, во встречном! (я имел в виду в направлении, перпендикулярном длинной стороне макета).

Не только подиум с "яйцами", но также всё, что НАД ними, надо приподнять!
Да, надо вдвое увеличить высоту верхнего уровня и ввести промежуточный уровень посередине... Каркас усложняется...

Не в обиду.40 лет для такой схемы!
Никаких обид! У меня один "подход к сняряду" в 5 лет. :D А точнее самой схеме уже почти столько, просто в компе нарисована недавно.

Итак сама схема:

Три скриншота с разных сторон:








Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Итак сама схема:

Совсем другое дело! Так - всё хорошо видно!

Олег! Не в обиду: субъективное впечатление - "не очень", ИМХО. (Больше похоже на "принципиальную электросхему", чем на "кусочек живого мира".)
1. Как-то все пути уж очень нарочито "квадратно-прямоугольно" уложены.
2. Несмотря на вполне приличную ширину подмакетника, всё движение "прижато" к периметру макета.

Надо как-нибудь "оживить" схему, придать естественности, убрав бросающуюся в глаза "схематичность".

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
Да, согласен, я понял о чем речь.   :-):-)
Мне тоже немного не нравится получившаяся некоторая "академичность". Однако, рассматривая схемы в книгах и на форумах в свою очередь отмечаю, что многие более "живые" макеты, страдают как-бы большей оторванностью от реальности...  Я понимаю, что тут приходится очень аккуратно обращаться с упрощениями. Например криволинейные стрелки... Да это способ удлинить станционные пути, но в реальности стрелки  -прямые, даже если они стоят в повороте. Да и стараются их располагать на прямых участках для большей видимости как лок. бригадой, так и с диспетч. постов. Посадочные пути даже чаще в кривых располагают...Так же большое количество открытых кривых и петель в видимой части макета. При всей условности явно виден малый радиус поворота. Навороченность петлями на малом пространстве повышает (и так существующую) "мультяшность" вида макета...
Движение сконцентрировано по периметру - я старался получить как можно большее кол-во прямых открытых участков видимых со всех сторон как бы на "переднем плане", ходя вокруг макета. А вот в середине есть желание нарушить параллельность линий, этот момент я постараюсь исправить. Там планировался большой люк, для доступа к "яйцам" (на предмет случайного опрокидывания вагонов и, как сейчас вижу, еще и для доступа к доп. теневому вокзалу), но это решаемо, люк можно вместе с ландшафтом и строениями открывать.

P.S. Принципиальные схемы, Вы абсолютно правы, это "печать" профессии. :D   

Оффлайн Sandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14694
  • Репутация: +265/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Александр
Да, оживить по-моему можно просто слегка изогнув хотя бы, тупиковые ветки, флексами или большими радиусами. Уже будет живее выглядеть
N, только N, ничего кроме N и да поможет мне бог
https://atticdepapa.com/collections/all

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Навороченность петлями на малом пространстве повышает (и так существующую) "мультяшность" вида макета...

Петель у Вас, КМК, оптимальное количество. Было бы неплохо, если б были места, где параллельные перегоны (не 2-путка, а разные овалы) расходились бы подальше друг от друга.

Например криволинейные стрелки...

У немцев 2-радиусные стрелки - обыденное дело. У Вас, как я понял, тематика российская, а "у нас" такие стрелки можно встретить лишь на подъездных или тракционных путях. Стало быть, они Вам и не нужны.

Да это способ удлинить станционные пути...

Для удлинения станционных путей, не используя "кривые" стрелки, есть такой приём: перенести меньшую из двух горловин на боковую сторону макета (за кривую). Это "съедает" часть бокового перегона, но радикально удлиняет станцию.

А вот в середине есть желание нарушить параллельность линий...

 ;D ;D

это "печать" профессии

 :friends:

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
В процессе виртуальных "игрищ" со схемами первоначально были такие варианты, но они "беднее" как эстетически, так и функционалу:
 




Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
ИМХО, схема "с яйцами" более сбалансирована. Жаль, что на ней не показаны платформы, пасс. здание, пакгаузы и т.п. Без этого трудно понять, где какой путь, где погрузо/разгрузочный тупик, а где отстойник. Верхний (на схеме) вокзал будет островной (между путями)?

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
Они все с яйцами, только форма яиц разная... Первый сорт, второй сорт, перепелиные... :D
Да, верхний вокзал островной, с пассажирским и грузовым ходом, тепловозным депо и вагонным отстойником. Все пути отделены от стрелок 1/4 коротышами с разрывом, т.е есть возможность остановки для обгона и маневровых работ. Я потом подпишу в фоторедакторе, где что.
Нижняя по схеме станция - узловая на 3 маршрута (верхний овал/нижний овал/восьмерка из последовательного прохождения двух овалов) и она же станция "стыкования" (там будет смена вида тяги, но не с пост. на перем. ток, а с тепло на электрическую -верхний овал тепловозная тяга, нижний - электрическая  с КС. Станция имеет свое депо (электровозное), блокирующие вставки с разрывами и позволяет осуществлять смену локомотивов. 
На  нижнем уровне на двухпутном участке можно организовать еще один обгонный пункт (станцию) для имитации встречного движения по станциии, но возможно это уже будет архитектурным излишеством...


Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
С функциональной точки зрения, похоже, есть всё, что надо.
На нижнем овале, если хорошо продумать схему автоблокировки и разбиение на блок-участки, легко поедут 3-4 состава. Т.ч. встречного движения должно быть предостаточно.  ;D

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 604
  • Репутация: +20/-0
Ну, два состава здесь катаются вообще без участия оператора - по разным овалам. Три состава - два на нижнем (с имитацией встречного движения) и один на верхнем  - катаются довольно долго без участия оператора, потом требуется обгон догоняемого поезда догоняющим, после чего опять будет довольно долгое катание без оператора. Четвертый состав может быть запущен по самому длинному пути - "восьмерке", но при этом уже потребуется переключать стрелки для пропуска составов, идущих по своим овалам и контролировать прохождения составов по глухому пересечению на узловой станции (как в схеме №225-01 от Паровоззо, вот здесь:
https://forum.nscaleclub.ru/index.php?topic=3469.15).
Это все при одном БП и одной полярности.  При двух и более БП возможны более интересные маршруты, в.т ч и встречное движение по узловой станции на верхнем уровне.  :)

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3690
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Ну что ж? Осталось немного над "эстетикой" голову поломать и - можно на пенсию!  ;)