Автор Тема: Нюансы замера потребляемого локомотивами тока  (Прочитано 5562 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Wooster

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2707
  • Репутация: +174/-0
  • Японист - международник
  • Откуда: Псков
  • Имя: Геннадий
Есть локомотив в аналоге.
 
- Кладем его на бочок, подаем питание на колпары через амперметр, меряем потрябляемый ток.

- Ставим лок на рельсу, лок уезжает за три метра - потребляемый ток возрастет, в силу сопротивления рельсов + не идеально чистых поверхностей контакта колес с рельсами?

- Уехавший на три метра лок цепляет здоровенный состав и пытается тронуться - потребляемый ток будет близок к максимальному?

Правильнее использовать в расчетах необходимой мощности запитывания макета значение потребляемого тока из третьего случая? Или можно придержать колесико лежащего на бочку локомотива и получить те же значения максимального тока?

При этом, необходимо мерять при минимальном значении напряжения (напряжении трогания) - ведь чем меньше напряжение, тем больше ток?

Теперь - ставим декодер и эксплуатируем тот же локомотив в цифровом варианте. Он станет потреблять меньше тока из-за того, что на рельсах теперь постоянно 16-18вольт, а не 2,5-9, как ранее?



Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
Зажав двигатель рукой мы получим максимальный ток.  Питание, чтобы не было просадок за счет сопротивлений рельсов и контактов, толстыми проводами от БП подаем в разные части макета. В идеале рельсы "прихватить" пайкой.

Оффлайн RADIST

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Репутация: +8/-0
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Имя: Юрий
потребляемый ток возрастет, в силу сопротивления рельсов
  Потребляемый ток упадёт в силу сопротивления рельс... согласно закону Ома.
ведь чем меньше напряжение, тем больше ток
  Чем меньше напряжение, тем меньше ток ( при неизменном сопротивлении нагрузки )... согласно закону Ома.
  Закон Ома - I=U/R  где I - сила тока в цепи, U - напряжение в цепи, R - соротивление цепи.

Оффлайн Sid1044

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 387
  • Репутация: +92/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Вопрос к ТС: каково целеполагание? Зачем измерять токи?

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Ток в ДПТ с независимым возбуждением, а равно и с возбуждением от постоянного магнита зависит лишь от нагрузки, приложенной к валу (если, при этом, хватает напряжения, чтобы его стронуть.
Тормозя вал до остановки мы создаём режим короткого замыкания. При этом, если напряжение достаточно большое, особенно, если номинал, двигатель легко можно повредить/ спалить, т.к. ток будет значительно больше номинала, в силу того, что будет ограничиваться только активным сопротивлением обмоток якоря. И к тому же, смысл от измерения тока кз? Это явно не тот режим, на котором предполагается эксплуатация.
Максимальный ток, с практической точки зрения, будет в момент, когда лок, "привязанный" к неподвижной относительно рельс опоре,  начнёт срываться в боксование- т.е. развивая максимальный момент, кот. позволяет достичь сцепной вес локомотива.
Правда тут без осциллографа вряд ли обойтись.
Более практичный метод- прицепить максимальный, предполагаемый к вождению состав вагонов и на максимально тяжёлом профиле, опять же, на котором предполагается таскать составы.  :senile:

Оффлайн Wooster

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2707
  • Репутация: +174/-0
  • Японист - международник
  • Откуда: Псков
  • Имя: Геннадий
Sid1044, есть лок в "нуле". Надо понять, годен туда модельдепошный декодер, у которого указан предел 1,4А, а судя по форуму МД, у некоторых он чуть выше 1А "не тянет". А некоторые ашНОлевые локи по 1,7А жрут под нагрузкой.

При этом сейчас он аналоговый, а когда будет цифровой, будет ли он меньше потреблять, тоже не понятно. По закону Ома - да, а на практике там ведь ещё сам декодер что-то ест, плюс свет, а может и дым...

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
И к тому же, смысл от измерения тока кз? Это явно не тот режим, на котором предполагается эксплуатация.
На подъеме, при обрезиненном локе, когда нет пробуксовки,  колеса могут и остановиться (или близко к этому). Поэтому режим, когда работает только активная составляющая обмотки вполне реален.  ;)
Лично у меня этот вопрос был актуален (6-7% уклоны)

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Sid1044, есть лок в "нуле". Надо понять, годен туда модельдепошный декодер, у которого указан предел 1,4А, а судя по форуму МД, у некоторых он чуть выше 1А "не тянет". А некоторые ашНОлевые локи по 1,7А жрут под нагрузкой.

При этом сейчас он аналоговый, а когда будет цифровой, будет ли он меньше потреблять, тоже не понятно. По закону Ома - да, а на практике там ведь ещё сам декодер что-то ест, плюс свет, а может и дым...
Меньше при цифре точно потреблять не будет, возможно, даже чуть больше (из-за пульсаций тока при импульсном питании) , но вряд ли ощутимо. А собственное потребление декодера, а также света и дыма не стоит брать во внимание- в характеристиках декодеров указывают максимальный ток по двигательному каналу-эта цифра в данном случае определяющая, другие потребители питаются от других выходов.

... и добавил:
На подъеме, при обрезиненном локе, когда нет пробуксовки,  колеса могут и остановиться (или близко к этому). Поэтому режим, когда работает только активная составляющая обмотки вполне реален.  ;)
Лично у меня этот вопрос был актуален (6-7% уклоны)
При номинальном напряжении?

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
При номинальном напряжении?
При напряжении, обеспечивающем модельную скорость на нулевом уклоне. Скажем для старопиковских локомотивов 100км/ч обеспечивается при 9-10В. Разумеется напряжение можно "поддать" на подъеме, но рассчитывать надо на работу в автономном режиме, в особенности когда на макете несколько поездов,  схема - аналог с одним БП.

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
В любом случае, надо рассчитывать на токи, обеспечивающие подъём локомотивов по уклонам.

Оффлайн Sid1044

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 387
  • Репутация: +92/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
...есть лок в "нуле". Надо понять, годен туда...
Необходим эксперимент!
Подключите вывод декодера к рельсам и погоняйте лок.
Я заметил, что есть много аналоговых моделей, которые при оцифровке едут плохо, возникает круговая дуга на коллекторе и декодер уходит в защиту. В аналоге это ездит без проблем, тем временем.

Оффлайн Wooster

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2707
  • Репутация: +174/-0
  • Японист - международник
  • Откуда: Псков
  • Имя: Геннадий
Декодера нет. А купить надо подходящий сразу - звуковые декодеры, они не дешевые.

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6923
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Выбор в нашем масштабе очень ограничен
Это не в нашем масштабе.
купить надо подходящий сразу
Ток под нагрузкой должен быть ощутимо меньше тока декодера.
Режим КЗ - нештатный. Должна срабатывать защита декодера.
А собственное потребление декодера, а также света и дыма не стоит брать во внимание- в характеристиках декодеров указывают максимальный ток по двигательному каналу-эта цифра в данном случае определяющая, другие потребители питаются от других выходов.
Обычно указывается мощность выхода двигателя.
По остальным выходам указывается мощность каждого функционального выхода и суммарная мощность, которая меньше суммы максимальных мощностей выходов.
Михаил, DCC

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Режим КЗ - нештатный. Должна срабатывать защита декодера
В данном контексте под режимом КЗ подразумевается не настоящее КЗ, а режим двигателя с заторможенным (обездвиженным) якорем. До определённых значений напряжения (скважности ШИМ) токи при этом вполне нормальные, не превышающие уровни, при которых срабатывает защита.

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Я заметил, что есть много аналоговых моделей, которые при оцифровке едут плохо, возникает круговая дуга на коллекторе и декодер уходит в защиту. В аналоге это ездит без проблем, тем временем.
К слову, по этому поводу...
Летом устраивал покатушки (которые у меня нечасто бывают). В НО. В цифре.
Есть у меня Фляйш BR89.74 (ex. прусский Т3). Обычный для Фляйша 3-полюсный двигатель- относительно современный (если сравнивать с "блином" :) ). С фабрично установленным разъёмом под декодер. И Цимовским малогабаритным декодером MX620.
Никогда до этого проблем с ним не было– хорошо ходит, на малых скоростях даже практически бесшумно.
И вдруг, начинает ехать– дымок из будки... И останов.. Твою-ж, думаю... Не иначе декодер сгорел...
Снял верх, новый старт– ага, коллектор искрит вкруговую– с дымком....Ну и, понятно, опять защита декодера сработала.
Разобрал движок, почистил коллектор и щётки, смазал что можно было. Новый старт– сначала искрило, но не так сильно, некоторое время проехал– и всё то же.
В голову всякие нелепые варианты лезут– вдруг, думаю, масло на щётки попало и размягчило их :).
И тут замечаю– в коробке от лока лежат два маленьких жёлтеньких конденсатора....
Тут сразу вспомнил– после покатушек за год до этого обслуживал этот лок, и, следуя рекомендациям описания декодера ("хотя декодеры Zimo позволяют работать с содержащимися в цепях двигателей дросселями и конденсаторами, рекомендуется исключать эти элементы, особенно в некоторых случаях, в частности, необходимо удалить конденсаторы между щётками и корпусом двигателя у Фляйш-блинов").
Хотя у меня не блин, но оба наличествующих конденсатора были включены как раз таким образом. Ну и выкусил их. А при следующих покатушках по полной программе получил....
Припаял кондёры как было– всё стало замечательно, искрение полностью прекратилось.
Помогает, конечно, не соединение щёток через конденсаторы на корпус, а соединение щёток друг с другом через конденсатор (последовательно соединённые конденсаторы, как получилось в конкретном случае; только соединение "средней точки" на корпус, по уму, надо от корпуса отцепить).
Ради эксперимента попробовал питать движок без обвязки от аналогового (без шим) источника питания и от батареек– искрения не было, правда и эксперимент не чистый, т.к. без нагрузки был..
Ну ещё добавлю, дроссель (почему-то один), штатно установленный, видимого влияния на работу декодера вцелом не оказывал- что с ним, что без него одинаково. Правда установлен он был, почему то, не в цепи двигателя, а между рельсом и входом декодера– у Фляйшей те ещё электрики....
Его я, конечно, выпаял, особенно, учитывая в каком месте схемы он располагался...

Такие вот, искрогасящие конденсаторы, к вопросу о необходимости ёмкостей в цепи якоря..