Автор Тема: Нюансы замера потребляемого локомотивами тока  (Прочитано 5561 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
а соединение щёток друг с другом через конденсатор
Локомотив питается однополярным напряжением (либо 0 и +, либо + и 0), средней точки у него быть не может, конденсатор соединяет + и - мотора. Индуктивности стоят последовательно с каждым полюсом мотора и вместе с кондером образуют ФНЧ (при обоих направлениях движения), снижающий помехи от искрообразования.
С точки зрения подавления помех величина емкости чем больше тем лучше, но большая емкость подавляет пульсации питающего напряжения, что снижает мощность двигателя на малых оборотах. Поэтому величина обычно 22-33нФ.

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Я про среднюю точку двух последовательно соединённых конденсаторов. Средняя– не в смысле потенциала.
И кстати , при dcc локомотив таки питается двухполярным напряжением, хотя и без средней точки (с переполюсовкой).
А по поводу пульсаций питающего напряжения– в тридцать десятый раз повторяю– всякая неравномерность питания для дпт для него ни разу не полезна, а скорее вредна (для здоровья и дпт и трансмиссии).
В случае с декодером, когда есть обратная связь через измерение противо-эдс смысла  в заботе о нефильтрации пульсаций никакого нет.
При динамических изменениях нагрузки скважность питающего напряжения регулируется декодером автоматически для поддержания скорости, и хорошо едет на малых оборотах лок в данном случае, совсем не из-за пульсаций. И частоту шим при этом делают максимальную, которую может переварить движок как раз таки чтобы снизить пульсации тока якоря.
В случае с аналоговыми системами, да, питание импульсами с относительно низкой частотой на малых скоростях наверно увеличивает тяговые свойства двигателя, но только не потому что ему от этого хорошо и комфортно. Тут как в анекдоте про летающих цирковых слоников, которые разбегались, быстро махали ушами и взлетели над ареной. На вопрос "как это вам удаётся" слоники ответили "а знаете, как нас тут п-дят". Примерно так же и с двигателем.

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
всякая неравномерность питания для дпт для него ни разу не полезна,
Речь не про пользу или здоровье двигателя, а про физику работы коллекторного двигателя. Поэтому рри трогании вообще рекомендуют использовать однополупериодное выпрямление  - с точки зрения получения большего крутящего момента. И именно малая скважность при ДСС позволяет двигателю иметь высокий КПД на малых оборотах ;)

Фильтр ФНЧ в локах применяют для снижения влияния помех не на двигатель, а на работающую рядом РЭ аппаратуру.
 



Оффлайн Sid1044

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 387
  • Репутация: +92/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
...два маленьких жёлтеньких конденсатора...

Какой номинал? Какой емкости конденсатор вешать от искрения?

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
10-47нФ, обычно 22-33.

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Речь не про пользу или здоровье двигателя, а про физику работы коллекторного двигателя. Поэтому рри трогании вообще рекомендуют использовать однополупериодное выпрямление  - с точки зрения получения большего крутящего момента. И именно малая скважность при ДСС позволяет двигателю иметь высокий КПД на малых оборотах ;)

Фильтр ФНЧ в локах применяют для снижения влияния помех не на двигатель, а на работающую рядом РЭ аппаратуру.
Для чего фильтр я, как бы, в курсе..
Физику коллекторного двигателя Вы, видимо, не особо хорошо представляете. Особенно в части связи скважности с КПД... О чём Вы?
А про 1п/п выпрямление- я думаю, это пошло из-за сложности (несколько десятков лет назад) получить маленькие шаги по напряжению и , соответственно, более плавное изменение скорости при его регулировании. Автотрансформатор быстро в негодность приходит при частых "елозаниях" туда-сюда... Плюс он небезопасен. Да его ещё где то раздобыть надо было, если самостроем заниматься. Ронять напряжение на диодах- тоже ступени в районе вольта получаются. Есть, конечно, Шоттки, но когда они появились? А отсекая половину выпрямленного напряжения– за счёт усреднения ступени в два раза меньше получаются. Плюс доп. эффект- при движении со средней небольшой скоростью периодически момент, развиваемый двигателем получается в два раза большим. Только движок всё время интенсивно на переходных процессах работает (тут, кстати, ещё раз про КПД). Так что это всё костыли, хотя и остроумные, для нескольких десятков лет назад, но тем не менее- костыли.


Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
А про 1п/п выпрямление- я думаю, это пошло из-за сложности (несколько десятков лет назад)
Не, не, не.  Это пошло не из-за упрощения, а из физики работы, из -за того, что коллекторный двигатель (по сути это коммутируемые катушки индуктивности) лучше раскручивается именно импульсным напряжением низкой частоты ("толчками") и "контролируется" ими же  при малых оборотах (жесткая тяговая характеристика). Как Вы правильно заметили он работает именно на переходных процессах и момент получается намного большим, чем при чистом выпрямленном напряжении. Именно свойство коллекторных двигателей иметь более жесткую хар-ку привело к тому, что в настоящих локомотивах, работающих на переменном токе почти никогда не применяются двигатели переменного тока, а применяется выпрямление без фильтрации (!) и коллекторные двигатели постоянного тока. ;)

Маленькие шаги по напряжению (а точнее даже совсем без шагов) легко получаются регулируемым стабилизатором напряжения с плавной регулировкой потенциометром (стоящим уже после выпрямителя). От "0" и до максимума. Это не вопрос. Но там где требуется крутить движок, так не поступают.


Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6923
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
bav, предупреждение за флуд.
Михаил, DCC

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
...Наверное, пора уже в отдельную тему переносить, или, если топикстартер не против, дальше тут продолжать...

Давайте постепенно, чтоб нить не потерять..

Во первых, что касаемо dcc с обратной связью– я надеюсь, тут Вы согласны, что низкочастотный шим в этом случае совершенно лишний и вредный во всех отношениях?
Правда применённый в декодерах метод контроля изменения скорости по изменению противо-эдс сам по себе компромиссный, из-за необходимости наличия бестоковых пауз для замера этой самой противо-эдс, который ухудшает характеристики и производительность движка т.к. периодически имеет место режим прерывистых
токов, из-за которого жёсткость усреднённой механической характеристики уменьшается, т.е. изменение (колебания) нагрузки на валу приводит к бóльшему изменению скорости, чем если бы бестоковых пауз не было.
Гораздо эффективнее для обратной связи было бы иметь датчик оборотов двигателя- но это, опять таки усложнение конструкции, увеличение количества проводов и невозможность оцифровки старых локов.
По этому поводу есть разногласия?

Оффлайн Wooster

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2707
  • Репутация: +174/-0
  • Японист - международник
  • Откуда: Псков
  • Имя: Геннадий
если топикстартер не против

Я свой вопрос выяснил, а дальше у вас такой разговор пошел, что я всё равно ничего не понимаю. Я человек практический и стараюсь использовать готовые решения, даже если они не идеальны. Локомотив мой с разъемом под декодер, т.е. изначально DCC-friendly и надеюсь проблем при работе с декодером возникать не будет.

А выделять ваши обсуждения в отдельную тему или нет - это пусть модератор решат - он хотя бы понимает, о чем речь и насколько это заслуживает отдельной темы

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6923
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Я свой вопрос выяснил
Тогда оставим всё в этой теме.
Михаил, DCC

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
я надеюсь, тут Вы согласны, что низкочастотный шим в этом случае совершенно лишний и вредный во всех отношениях?
Он вредный с точки зрения здоровья двигателя, но без этого плавно не стронешь локомотив с места. Т.е палка о двух концах. Но при разработке двигателя это учитывается, там есть довольно большой запас прочности (и по толщине провода и по подшипникам) с учетом такого режима.  ;)

А вот контролировать изменение скорости по величине противо-ЭДС не совсем удачный способ, в этом отношении датчик числа оборотов точнее.

Оффлайн gidra

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • Репутация: +23/-0
  • Откуда: Пермь
Но ведь локи с декодерами на 40 кГц шим вполне себе плавно стартуют

Оффлайн VeschiiOleg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Репутация: +20/-0
Как я понимаю, 40кГц это частота заполнения импульса. А частота их следования может начинаться с десятков Гц до десятков кГц. ШИМ - это модуляция, при которой напряжение на двигателе меняется от скважности импульсов - от малой частоты следования (трогание) до большой (разгон) при постоянной величине самих импульсов.

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6923
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
напряжение на двигателе меняется от скважности импульсов - от малой частоты следования (трогание) до большой (разгон) при постоянной величине самих импульсов
Если в конце фразы имеется в виду напряжение, то это противоречит началу фразы.
Обычно частота и напряжение импульсов постоянны, а скважность меняется.
Михаил, DCC